ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Иванова Д.С. 1, Мишанина В.И. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период, когда ребенок приобщается к миру культуры, вступает во взаимоотношение с миром людей, с миром предметов, с миром своим собственным.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе его социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретения их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества и сотворчества.

Формирование познавательной активности у детей может происходить в разных видах и формах деятельности, в том числе играх, экспериментировании, наблюдении за объектами и явлениями.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающий его мир, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает внимание ребенка, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания, ощущения и восприятия.

Актуальность темы обоснована наличием у детей интереса к неизведанному и таинственному. Мы допускаем возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о космосе, законах природы, отдельных физических понятий.

С целью формирования элементарных представлений о планете Земля у детей старшего дошкольного возраста мы разработали программу, основной целью которой было формирование представление о Вселенной в целом, о профессиях людей, связанных с космосом. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

формировать общее представление о Вселенной, о Солнце как самой близкой к планете Земля звезде, его признаках; дать представление о звездах, их названии, о появлении (рождении) звёзд, их составе; познакомить с понятием «созвездие», названиями некоторых их них (Большая Медведица, Малая Медведица, Южный крест); познакомить с назначением карты звёздного неба, особенностями расположения звёзд на карте, разной степени отдаленности звёзд, дать информацию о Млечном пути; формировать представление о планетах Солнечной системы; формировать представление о Луне как спутнике Земли, дать понятие о фазах Луны, о смене дня и ночи, об исследованиях на Луне; познакомить с исследованиями по освоению космоса, профессией космонавта; развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, интерес к самостоятельной практической деятельности, учить делать умозаключения.

Содержание программы по теме «Планета Земля» для детей старшего дошкольного возраста было разработано с учетом принципа исторического подхода и включало в себя: адаптированную к детскому восприятию космологию, определяющую роль и место человека во Вселенной; описание и объяснение повседневно или часто наблюдаемых природных явлений; первоначальные представления о пространстве, единицах и способах измерения и ориентации в пространстве, географических картах и глобусе; первоначальные представления о времени, единицах и способах его измерения и календарях; элементарный минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле.

Организация работы по данной теме проходила через организованное обучение, общение, игры, совместную деятельность, экскурсии, экспериментальную деятельность др.

Для активного сотрудничества взрослых и детей педагог организовала мастерскую «Семейное созвездие», благодаря которой родители смогли разнообразить общение с ребенком, обогатить содержание семейного досуга.

Для решения поставленных в программе задач в группе была создана соответствующая предметно-пространственная среда, которая включала в себя: макет Солнечной системы, макет Земли с собственным спутником-Луной, плакат с изображением планет Солнечной системы, карты звёздного неба, глобус. Был собран большой дидактический материал по изучению космоса: дидактические игры, обучающие карточки, подобраны книге о космосе, созданы картотеки: стихи о космосе и космонавтах, загадки, физкультминутки, пальчиковые игры, эксперименты, астрономический словарик.

Таким образом, мы считаем, что формирование элементарных представлений о космосе возможно уже со старшего дошкольного возраста, но при этом необходимо учитывать наличие у детей интереса к этой теме, научность и доступность содержания информации возрасту детей.

Просмотров работы: 699