К ВОПРОСУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Баранова Н.О. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Актуальность организации воспитания младших школьников в условиях современной школы обусловлена еще тем, что ФГОС ОО относительного духовно-нравственного воспитания выдвигает новые требования перед педагогами. Перечислим некоторые из них: перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового); целостность направления; просветительная работа среди родителей; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; духовно-нравственное - сквозная линия всего школьного уклада жизни; интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений; развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. [1 2 5]

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно: умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками; владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней; обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение); любящий свою семью, свой край, свою Родину; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой и т.д.

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В соответствии с проблемой и цели нашего исследования нами были поставлены следующие задачи: изучить особенности и условия духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте; изучить роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников; провести педагогический эксперимент по организации внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание школьников; разработать рекомендации по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому необходимо в своей работе педагогу использовать разные методы и приёмы воспитания: методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности [4].

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, а для этого он активно применяет различные приёмы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

Рассмотрим анализ проведенного нами педагогического эксперимента по изучению организации духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности.

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение Муниципальная средняя общеобразовательная школа №4 г.о. Тейково, Ивановской области (МСОШ № 4). Количество выборки 12 человек - учащиеся 2 класса.

В ходе эксперимента нами были использованы следующие диагностические методики:

1) Диагностика нравственной мотивации. Диагностика включает в себя 4 вопроса, на которые уже предложены варианты ответов и обследуемым необходимо выбрать только один из них. По полученной сумме делается вывод об уровне нравственной мотивации: 4 балла – высокий; 2 – 3 балла – средний; 0 – 1балл – низкий.

2) Диагностика отношения к жизненным ценностям. Обследуемым предлагается список из 10 желаний (записывается на доске) и моделируется ситуация о том, что у них есть «волшебная палочка». Оценка уровня отношения к жизненным ценностям производиться исходя из следующей шкалы: 5 положительных ответов – высокий; 3 – 4 положительных ответа– средний; 2 положительных ответа – ниже среднего; 0 – 1 положительных ответа – низкий.

3) Диагностика нравственной самооценки. Она включает в себя 10 высказываний, которые обследуемым предлагается оценить по мере согласия: «полностью согласен» - 4 балла, «больше согласен, чем не согласен» - 3 балла, «немножко согласен» - 2 балла, «совсем не согласен» - 1 балл. Полученная сумма определяет уровень нравственной самооценки: от 34 до 40 единиц – высокий; от 24 до 33 единиц – средний; от 16 до 23 единиц – ниже среднего; от 10 до 15 единиц – низкий.

Проводя количественную и качественную обработку результатов от проведенных методик, можно сделать следующие выводы.

1) Диагностика нравственной мотивации выявила, что в среднем по выборке респондентов уровень определен как средний – 2,33, т.к. он лежит в пределах от 2 до 3 баллов. Процентное соотношение разных уровней представлено в виде диаграммы (см. рис. 1).

Рис. 1. Уровни нравственной мотивации обследуемых (в %)

Как мы видим, половина из выборки (50%) обладают средним уровнем нравственной мотивации, но при этом высокий уровень наблюдается лишь у незначительной части обследуемых – всего 16,67% (2 чел.).

2) Диагностика отношения к жизненным ценностям показала, что в среднем по выборке респондентов уровень лежит в пределах от 3 до 4 баллов (3,16) и может быть определен как средний, хотя практически на нижней его границе. Процентное соотношение разных уровней представлено в виде диаграммы (см. рис. 2).

Рис. 2. Уровни отношения к жизненным ценностям обследуемых (в %)

Как видно из данного рисунка половина обследуемых имеет средний уровень отношения к жизненным ценностям и лишь 16,67% - высокий.

3) В результате диагностики нравственной самооценки, мы определили, что в среднем по выборке респондентов уровень составляет 25,92 единицы (относится к нижней границе среднего) и лежит в пределах от 24 до 33. Процентное соотношение разных уровней представлено в виде диаграммы (см. рис. 3).

Рис. 3. Уровни нравственной самооценки обследуемых (в %).

Из этой диаграммы мы видим минимальный процент обследуемых имеющих высокий уровень нравственной самооценки (16,67%) и у 50% - выявлен средний уровень.

Анализируя полученные данные мы считаем, что особое внимание следует обратить на двух обследуемых (№3 и №11), у которых по всем исследуемым параметрам обнаружен низкий уровень. Всего один обследуемый (№7) показал по всем диагностируемым параметрам высокий уровень.

Опираясь на результаты всех трех психодиагностических методик можно сделать вывод о том, что в данной выборке у преобладающей части младших школьников нравственно-духовная сферы находится лишь в стадии становления и поэтому необходима продуманная и систематическая работа с ними (как со стороны учителя, так и со стороны родителей) в направлении ее дальнейшего формирования. В противном случае, вероятность того, что нравственная воспитанность со временем у младших школьников данной выборки может понизиться, что отрицательно скажется на их личностном развитии в целом.

Рекомендации для педагогов начальных классов. На основе полученных выводом можно предложить следующие рекомендации по взаимодействию педагога и семьи в целях духовно-нравственного воспитания школьников. Для того, чтобы вести планомерную и эффективную работу по формированию духовно-нравственной сферы личности младшего школьника следует опираться на то, что в структуре нравственных качеств его личности существуют, по мнению Чепикова В.Т., следующие компоненты [3,4]:

а) потребностно-мотивационный –представляющий собой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника;

б) интеллектуально-чувственный – определяющий уровень развития нравственного сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства);

в) поведенческо-волевой – выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.

В процессе организации духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте следует вести работу так, чтобы максимально охватить все указанные компоненты. К сожалению, не все родители сами обладают качествами духовно-нравственной личности, или не осознают важность развития этих свойств личности у собственных детей, или очень заняты добыванием материальных благ, не замечая свою духовную бедность, поэтому необходимо взаимодействие, партнерство семьи и школы по духовно-нравственному развитию детей.

Изучив различный опыт совместной работы педагогов с родителями по формированию духовно-нравственной сферы личности, можно констатировать, что в качестве основных направлений используются следующие:

- активное привлечение родителей к воспитательному процессу;

- вовлечение родителей в совместную внеурочную деятельность;

- диагностирование духовно-нравственных качеств у родителей;

- проведение родительского лектория по нравственной проблематике;

- знакомство родителей с инновационными методами воспитания.

На наш взгляд интересной и полезной является программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «ДОМ» (дети, отец, мать), разработанная Масловой Е.И. [4], которая является учителем начальных классов МОУ Большеуковская СОШ Омской области.

Основная цель программы «ДОМ» заключается в том, чтобы на основе сотрудничества, партнерства семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу. Также нами разработана и предложена программа внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание обучающихся 2 класса «Вежливые дети». Паспорт программы внеурочной деятельности представлен ниже в табл. 4.

Таблица 4. Паспорт программы

Направление программы

Реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе.

Нормативная база

Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

Методы реализации

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Объем нагрузки

Участники образовательной программы: учащиеся 2 класса.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю.

Цель программы

Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Задачи программы

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Основные разделы программы

  • я среди людей;

  • речевой этикет;

  • культура поведения;

  • в мире сказок.

Воспитательные идеи программы

  • Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!

  • Люби и прощай людей!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!

  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты программы

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

В результате реализации программы ожидается:

  1. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

  2. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

  3. Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом и обеспечение его на высоком эффективном уровне предполагает наличие у педагогов воспитательной компетентности, также активное привлечение родителей к организации духовно-нравственного воспитания своих детей через внеурочную деятельность.

Литература

  1. Джишкариани Т., Расстригина Н.А. Педагогическое взаимодействие школа-вуз-церковь по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в современной школе /Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения: материалы региональной науч. практ. конф., 30 марта 2016г./Под ред. Е.А.Шмелевой. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 169 с. – С.68-71

  2. Джишкариани Т., Сиренко В.М. О критериях и результатах подготовки будущих педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС/Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24837

  3. Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности / Х. И. Лиметс.–Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/658425/

  4. Маслова Е.И Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru.

  5. Сергеев П.С. Влияние социальных условий на духовно-нравственное развитие младших школьников / П.С. Сергеев// Международная научно-практическая конференция «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения». – Владимир: ВлГУ, 2010. – С.147-150.

Просмотров работы: 825