В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом [2]:
способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;
способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами;
способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;
гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;
способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;
математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);
математическая направленность ума.
В начальных классах, особенно в первом, только начинает формироваться способы учебной работы. Поэтому необходима непрерывная работа, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности. Для этого в учебный процесс нужно включать задания, направленные на развитие вышеперечисленных умений.
Математика- это логический предмет, преподаваемый последовательно, небольшими порциями. Известно, что люди, с развитым творческим мышлением легче решают нестандартные задачи. Школьный курс математики рассчитан на умение решать преимущественно стандартные задачи, которые имеют определённый алгоритм решения. [1].
Развивает творческое мышление и решение задач, заданий различными способами. Выработка привычки к поиску разного варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает их к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворяет.
Приведём в пример несколько заданий, которые, на наш взгляд, позволяющие учащемуся развивать мысли, искать нужный ему способ решения поставленного задания, тем самым, они хорошо влияют на развитие творческого мышления.
Комбинаторные задачи, связанные с выбором элементов из непересекающихся множеств (3 класс) [4]:
Задание 1. Игра с обручами
В начале педагог предлагает детям изобразить две окружности (красную и синюю) для игры, если в круге с красной окружностью можно будет помещать все круглые фигуры, в круге с синей - все квадратные. Дети должны заметить, что фигур, одновременно являющихся круглыми и квадратными, не существует. Поэтому окружности необходимо нарисовать непересекающимися. После этого дети по очереди помещают фигуры из набора в круги или вне их.
Решение комбинаторных задач с помощью ориентированного и неориентированного графов (4 класс) [4]:
Задание 2. Решите задачу: «Папе нужно поменять в машине масло и тормозную жидкость. У него есть три канистры масла и две бутылки тормозной жидкости разных производителей. Сколькими способами папа может выполнить эту замену?
Решение: дети в самостоятельной деятельности составляют
неориентированный граф (аналогично предыдущей задаче) и находят ответ. Существует 6 способов замены масла и тормозной жидкости.
Задание 3. Выполните задание: «Миша, Вася, Катя и Лиза поздравили друг друга с Новым годом, подписав открытки. Покажите с помощью ориентированного графа, кто кому подписал открытки. Покажи на графе красными стрелками кому Миша подписал открытки, а синим - кто подписал Мише. Сколько всего открыток было подписано ребятами?
Ответ: всего было подписано 12 открыток.
Эти задания способствуют как интеллектуальному развитию ребёнка в целом, так и позволяет сформировать у них готовность в будущем решать сложные творческие задачи.
Мы провели исследование, в ходе которого, на протяжении нескольких недель предлагали учителю начальных классов включать в свою работу предложенные нами задания, направленные на развитие творческого мышления. Наши наблюдения показали, что учащиеся стали стремиться проявлять своё творчество не только на уроках математики, но и на других уроках, старались придумывать оригинальные способы и решения, не удовлетворялись одним решением, а находили несколько. Когда учитель, реализуя диффернцированный подход, предлагал ребятам на выбор репродуктивные и творческие задания, дети отдавали явное предпочтение к последним.
Можно сделать вывод о том, что для развития творческого мышления необходимо включение комбинаторных и творческих заданий в содержание математической деятельности на уроке и во внеурочное время, чтобы у учащихся была почва для развития своего творческого потенциала.
Список используемой литературы:
Алешина Т.Н. Функциональная межполушарная асимметрия и развитие творческого мышления подростков на уроках математики, Москва 2007, 26 с.
Крутецкий В. А. Психология//М.: Просвещение, 1980.—352 с.
Линдсней Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. В. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1981.
Румянцева И. Б., Целищева И.И. Занимательная комбинаторика: Учебное пособие- Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2015.- 230с.