АССОЦИАЦИИ ЦВЕТА СЧАСТЬЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АССОЦИАЦИИ ЦВЕТА СЧАСТЬЯ

Марченко С.И. 1, Богатырева Ж.В. 1, Бадалян А.С. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Давно известно, что по цвету можно определить эмоции человека. Однако каждый цвет может иметь множество разных, и даже противоположных значений. При этом стоит учитывать, какое эмоциональное воздействие оказывает на человека тот или иной цвет. Символика цвета зависит от большого количества факторов (национального, культурного, классового, возраста, пола, образования и т.д.). Толковать и интерпретировать символику цвета (как и любого символа) «необходимо, учитывая основополагающий принцип символообразования – принцип амбивалентности, который предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений» [2, с. 36]. «Символообразование формируется также по принципу сгущения, предполагая одновременно проявления символического отражения множества различных факторов и событий» [7, с. 68]. Интерпретация цвета не может дать однозначного вывода на основании одного ответа, можно лишь выдвинуть гипотезу, обладающую некоторой долей вероятности.

Цель исследования выявить у молодежи, с каким цветом ассоциируется «счастье».

В исследовании приняло участие 205 человек, из них юношей 120, девушек 85 в возрасте от 18 до 23 лет.

Результаты опроса были следующими.

Диаграмма №1 (результаты ассоциаций по всей выборке). Доминируют ассоциации цвета счастья - желтый 22%, красный 20% и третье место разделили: зеленый 18% с синим 13% всех опрошенных.

Синий – свидетельствует о потребности в эмоциональном спокойствии, безмятежном состоянии духа, гармонии и удовлетворенности или же о потребности в отдыхе, разрядке и лечении. Такой человек стремится к строгой упорядоченности, к отсутствию тревог и беспокойств. Отношения с людьми носят спокойный характер, свободный от конкуренции. Синий цвет предполагает спокойствие духа, тихие манеры и желание, чтобы жизнь строилась на прочных морально-этических принципах. Такой человек хочет доверять сам и чтобы доверяли ему. Говорит также о скромности и меланхолии, ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти люди – хорошие и исполнительные подчиненные.

Красный - Может обозначать желание обрести богатый опыт и полнокровное ощущение жизни за счет собственной активности, в чем бы она не выражалась – самореализации, лидерстве, сексуальном удовлетворении. Характерен для людей открытых и активных, живых, непоседливых, возбудимых, непослушных. Высокая работоспособность людей, предпочитающих красный цвет, определяется стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда – их напористость и эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего [7; 8; 12].

Зеленый - Это цвет людей спокойных, самодостаточных и довольных собой, но из-за этого часто ограниченных. Больше всего человек, выбирающий зеленый цвет, хочет, чтобы его мнение восторжествовало, чтобы его признали как представителя основополагающих и неоспоримых принципов. Поэтому он ставит себя на пьедестал и проявляет склонность к морализаторству и чтению лекций.

Любители зеленого очень разборчивы в знакомствах и не очень хорошо ладят с сослуживцами из-за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.

Фиолетовый – чаще встречается у детей и подростков с эмоциональной незрелостью, с недифференцированной полоролевой и социальной позицией. Так же он отражает богатую фантазию, творческий, нешаблонный подход к решению заданий, своеобразие интересов, высказываний и поступков. Детский период характеризуется тем, что личность еще не сформирована, отсюда слабая интеграция «Я». Трудности подросткового возраста связаны с тем, что ребенок переживает промежуточный период между детством и взрослостью. Непосредственный способ восприятия, когда каждая ситуация воспринимается как впервые переживаемая, а способность использовать накопленный опыт и готовые штампы еще не стала привычкой, отражает свойственное детям богатое воображение, которое чаще всего угасает с повзрослением. Как показывает опыт, сохранным оно остается у творческих, оригинально мыслящих личностей [7; 8; 12].

Белый - Как и черный, наделен нуминозными свойствами. С ним связывают представления о духовном, нематериальном, о мире ином, о бесконечном пространстве и экстатических, высших состояниях сознания. Это синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом, цветом «мечты». В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и сияние цвета, и холод льда. Но в психологическом отношении это малоинформативный цвет, поскольку его предпочитают люди с самыми разными – часто противоположными – чертами характера. Белый цвет обозначает дитя внутри каждого человека – чистоту его помыслов и поступков. Ассоциируется с девственностью и духовностью. В то же время белый – цвет небытия. Но чаще ассоциируется как свет, в том числе – свет творения. Цвет начала, забвения прошлого, новой жизни, указатель пути. Предпочитается только в условиях исключительной жизненной ситуации. У подростка – в период наступления половой зрелости (при полной неосведомленности в этой области), длительного пребывания в больнице (часто одновременно предпочитается черный цвет), перемены места жительства, полной смены образа жизни. Белый цвет подвенечного платья символизирует переход девушки в новое качество – женщины. Он означает одновременно чистоту и целомудренность новобрачной, и конец ее зависимости от родителей, и начало новой семьи, и смерть девственности. Другая ипостась белого – это ясность, бесстрастие и рациональность, мудрость, доброта и святость. В том смысле, что белый воспринимается как отсутствие цвета, поэтому выбор белого (в рисунке, одежде и т.д.) может указывать на наличие подавленных эмоций. После того, как автор использовал все другие цвета, использование белого – знак завершающейся жизни[7; 8; 12].

Оранжевый – встречается весьма часто в разных профессиональных группах как признак лидерства, предприимчивости, целеустремленности, склонности к риску. Большинство руководителей, администраторов, общественных активистов отличаются предпочтением оранжевого цвета.

Кроме того, такой выбор часто встречается среди летчиков, шоферов, танцоров, артистов. В сочетании с фиолетовымон особенно подчеркивает наступательную позицию и творческую независимость личности, высокую поисковую активность, спонтанность и неконформность поступков и суждений, импульсивность и повышенную интуицию, нередко подменяющую опору на опыт.

Черный - по мнению различных авторов, это означает то, что человек хочет отвергнуть все, выражает протест против существующего положения, провозглашает, что все идет не так, как должно идти. Черный выявляет не только протест, но и агрессивность, крайний субъективизм, чувство обособленности и непокорность. Также может свидетельствовать о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Например, смерть или уход из семьи родителя. Чем предпочтительнее черный цвет, тем сильнее угроза, драматичнее состояние ребенка. Когда в юности наряду с черным предпочитаются желтый и фиолетовый цвета – это может означать проявление яркой натуры драматичного актера.

Желтый - Демонстрирует стремление к освобождению и надежду на большое счастье, а также может предполагать конфликт, ликвидация которого очень желанна. Надежда на счастье может проявляться в бесчисленных формах, начиная от полового приключения и заканчивая философиями, обещающими просветление и усовершенствование. Означает общительность, смелость, любопытство, легкую приспособляемость, получение удовлетворения от возможности нравиться и привлекать к себе людей. У лиц, предпочитающих желтый цвет, выбор профессии больше ориентирован на сам процесс деятельности, приносящий удовлетворение, чем на достигаемые результаты. Встречается у людей, чья профессия так или иначе связана с широкими контактами, вовлеченностью в разные сферы общения. К тому же явное предпочтение оказывается тем видам работ, где меньше формальностей и больше простора для свободного выбора действий. Это люди с преобладанием художественного склада ума и образного восприятия. Это люди свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие, а потому – опасные для тех, кто ставит во главу угла незыблемый порядок, неограниченную власть и у кого основной моральный принцип – не выделяться и не умничать. «Желтые» предпочитают интересную разнообразную работу, всегда во что-то верят, на что-то надеются, живут будущим. С другой стороны, такие люди, будучи фантазерами, могут в своих фантазиях и оторваться от земли, зайти слишком далеко – вплоть до «желтого дома». «Желтый» человек – мечтатель-фантазер, сказочник, мистификатор, шутник, не от мира сего, неприспособленный, неразумный, непрактичный. Он любит играть (если это ребенок) в одиночку, любит абстрактные игрушки – кубики, камешки, веточки, тряпочки, гайки, оживляя их силой своего воображения [7; 8; 12].

Диаграмма № 2 (результаты ассоциаций юношей).

В ходе опроса среди мужчин выяснилось, что наиболее предпочитаемыми цветами, ассоциирующимися с счастьем, являются:

1.Желтый (21%) - Самый яркий цвет, ближе всего к белому, всегда был признаком знатных особ и высших сословий. Желтый символизирует интеллект и интуицию, его предпочитают люди с высокой самооценкой. Этот цвет - надежда и ожидание большего счастья во всех его бесчисленных формах, начиная от секса и до философских или религиозных воззрений.

2.Зеленый (21%) - Цвет листвы стал символом юности и надежды. Его выбирают люди настойчивые, иногда даже упрямые, аккуратные, несколько скрытные. Временами они бывают чересчур критичны и подавляют своим авторитетом, но, тем не менее, такие люди способны помогать другим в ущерб себе. Зеленый - это концентрированное напряжение, потенциальная энергия.

3.Белый (18%) - Традиционно символизирует чистоту, невинность и добродетель. Белый цвет обычно ассоциируется с сияющим холодом. Люди, постоянно одевающиеся в белое, бывают немного чопорными и скучными, но стремятся к легкости и освобождению.

Иногда белый костюм свидетельствует о стремлении его обладателя к обновлению, выдает желание «начать новую жизнь».

Диаграмма № 3 (результаты ассоциаций девушек).

В ходе опроса среди женщин выяснилось, что наиболее предпочитаемыми цветами являются:

1.Красный (26%) - Этот цвет говорит сам за себя. Это цвет победы. Цвет любви, страсти, торжества,жизненной силы, активности и оптимизма. Этот цвет с удовольствием поделится энергией, будет стимулировать к действиям, зажигать. Но при своем избытке красный цвет может подавлять слабых людей, нервировать их,тревожить.

2.Желтый (23%) – радостный, легкий, веселый и слегка легкомысленный является цветом женского хроматизма. В женской хроматической оси «желтый - синий» первый считается цветом бессознательного, а второй – сознания. В женской психике желтый цвет, по-видимому, представляет animus. При этом у обоих он указывает на автономизацию психики, разделение сознания и бессознательного.

Учитывая множественность, детерминированность и многогранность цветовой символики и опираясь на многовековую историю всяческих трактовок, можно сделать следующие выводы. 1. Умение верно воспринимать встречающиеся нам в том или ином случае символы, означает способность адекватно трактовать поступки человека в той ситуации, среде, в которую попадаешь, либо четко определять статус того, с кем общаешься. Понимание символического языка – это своего рода наивысшее проявление этикета, культуры и уважительного отношения к собеседнику. 2.Из полученных результатов для данного возраста выборки свойственны следующие особенности: стремление к свободе и надежда на большое счастье (надежда на счастье может проявляться в бесчисленных ее формах); желание произвести сильное впечатление, раскрепощенность, оригинальность и общительность, смелость, любопытство, легкая приспособляемость, получение удовлетворения от возможности нравиться и привлекать к себе людей; желание обрести богатый опыт и полнокровное ощущение жизни за счет собственной активности, в чем бы она не выражалась – самореализации, лидерстве, сексуальном удовлетворении; стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу.

Список литературы:

1. Береслав Г.Е. Цветопсихология для всех. – СПб.: Б1& К, 2000.

2. Богатырева Ж.В. Символика красного цвета в народных сказках. // Художественная литература как культурный ансамбль. / Материалы II Международной конференции, посвященной Году Литературы в России. – Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино». 2016. С. 36-44.

3.Богатырева Ж.В. Символическое значение «яблока» в сказках и мифах. АКУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 195-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. - Краснодар, 2016. – С 66-72.

4.Богатырева Ж.В., Зимина Н.Ю. Сказка как феномен культуры. // Мир науки, культуры, образования. 2015. №3 (52). С. 293-295.

5.Богатырева Ж.В., Куземина Е.Ф. Значение функциональной специфики сказки в становлении личности. // Вестник Академии права и управления. 2015. № 40. С. 235-340.

6.Зимина Н.Ю. Использование тропов и выявление их символики в орнаментальном стиле Виктора Пелевина. // Актуальные вопросы филологических исследований. – Краснодар, 2013. С. 168-171.

7.Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Харьков: Регион-информ. 1999.

8.Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина. - М. ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Тросинг», 2003. – 591с.

9. Лихачева О.Н., Емельянова Т.Ю. Поговорим о России. Учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев подготовительного отделения / Майкоп, 2009.

10. Лихачева О.Н., Темникова Л.Б. Спектр основных региональных кубановедческих реалий. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015. № 9. С. 12-16.

11.Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции человека // Проблемы цветы в психологии. – М., Наука, 1993. – С.172-188.

12.Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М.: Локид-Миф, 1999. — 558с.

13.[Э/р] http://utahch.blogspot.ru/2011/10/7.html

Просмотров работы: 1962