ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Кисилев Н.В. 1, Мащенко М.В. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал) в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нарастающий процесс информатизации в обществе делает школьный предмет «Информатика и ИКТ» одним из основных в подготовке современного выпускника школы. Увеличение разнообразных технических средств в повседневной жизни, появление большого количества интересных готовых программных продуктов, с одной стороны, создает благоприятные условия для организации обучения информатике, а с другой сказывается на снижении познавательного интереса учащихся к изучению теоретических основ информатики и программирования. Самостоятельное освоение игровых программ с раннего детства, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке.

Большинство из опрошенных учащихся 8-9 классов 72% не считают знания, приобретаемые в ходе изучения информатики актуальными. Более 80% учащихся не понимают, зачем они учатся переводу в разные системы счисления, упрощению логических выражений и построению блок-схем.

Это свидетельствует о том, что большинство учащихся заинтересовано в освоении лишь пользовательского курса информатики, желающих углубленно изучать программирование – основу курса информатики практически не встречается. Это связано со сложностью данной темы, необходимостью обладать определенным уровнем логического и абстрактного мышления, достаточно хорошим уровнем математических знаний и др. При обучении программированию успеваемость учащихся, как правило, снижается и интерес к данной теме падает, влияя отрицательно на мотивацию к изучению информатики в целом.

Проблеме обучения программированию в базовом курсе информатики посвящены исследования С.А. Бешенкова, А.И. Газейкиной, А.Г. Гейна, Д.М. Гребневой, М.П. Лапчика, И.В. Рожиной, И.Г. Семакина, Д.А. Слинкина, М. В. Швецкого.

Швецкий М.В. предложил усилить наглядность при обучении программированию, используя метод демонстрационных примеров. Данный метод подразумевает параллельную демонстрацию алгоритма и результатов его выполнения, позволяет лучше сформировать у учащихся представление о сути работы программы, понять в чем именно заключается действие каждой операции алгоритма. Кроме того, метод демонстрационных примеров показывает возможность использования типовых задач для решения более сложных, практико-ориентированных[8]. Однако постоянное использование данного метода не позволяет отработать навыки самостоятельного решения задач. Если наглядный пример отсутствует, то учащиеся не могут без него найти нужное решение.

Газейкина А.И. [2] и Рожина И.В. [6] предлагают структурный подход к программированию заменить объектно-ориентированным. Такой шаг обоснован тем, что современные языки программирования уже давно отошли от структурной парадигмы, а значит и само структурное программирование устарело. Но переход к объектно-ориентированной парадигме влечет за собой новые проблемы: за внешней простотой визуальных сред теряется сама суть программирования. В итоге учащиеся могут хорошо и быстро собирать интерфейс программы, однако настроить поведение программы неспособны.

Слинкин Д.А. предлагает использовать метод проектов, как основной метод обучения программированию и способ повышения мотивации. Суть метода проста, вместо отработки навыков по решению задач по программированию, учащимся предлагается некоторая проблемная область, для которой необходимо построить решение программными средствами. Такой метод позволяет сделать содержание практико-ориентированным и личностно значимым [7]. Однако систематическое использование метода проектов не рассчитано на прохождение учащимися итоговой аттестации, а это означает, что результаты экзаменов будут зависеть только от уровня самоподготовки учащихся.

Гребнева Д.М. предлагает изучать программирование при помощи реальных исполнителей – роботов. Использование робототехники в информатике позволит внести новизну в предмет, показать, как на практике работает программный код, получить навыки, которые пригодятся в реальной профессии [4]. Однако, такой подход не ориентирован на задания, предложенные в итоговой аттестации, является ресурсоемким и требует больших финансовых затрат.

Таким образом, несмотря на важную роль данной темы в курсе информатики, большое внимание со стороны методистов готовой методики эффективного обучения программированию и системы мотивирования к нему учащихся на практике до сих пор нет.

В рамках темы учащимся предлагается изучить новый язык не более чем за 22 часа, хотя на изучение других языков отводится целый курс (не менее 105 часов). Кроме изучения самого языка учащимся необходимо усвоить, что такое алгоритм, какие виды алгоритмов бывают и как их реализовать с помощью конкретного исполнителя. Для обучения программированию разработано множество примеров, задач и проектов, но большинство из них не имеет подробного разбора предложенного кода, а значит, что эта задача ложится на плечи учителей и учащихся. Подавляющее большинство заданий носит только учебный характер и не может мотивировать учащихся к более глубокому изучению программирования. В этой связи возникает проблема повышения мотивации к обучению программированию и внедрение мобильных устройств в образовательный процесс сможет повысить мотивацию учащихся, как за счет большей занимательности содержания, так и за счет интерактивных методов обучения.

Для изменения содержания темы «программирование», преобразования его в практико-ориентированное или личностно значимое предлагается использовать лабораторные работы по программированию для мобильных устройств, для создания программ и приложений, которые могут помогать в повседневной жизни.

Для создания оригинальности содержания предлагается использовать активные методы обучения: веб-квесты, деловые игры, метод проектов.

В качестве основного метода обучения программированию для мобильных устройств выбраны лабораторные работы, как средство выработки и закрепления практических навыков программирования. Лабораторная работа по информатике подразумевает: изучение процессов обработки информации с использованием методов, полученных на теоретических занятиях, поиск оптимального решения поставленной задачи, обнаружение и анализ ошибок и проблем, возникших при работе, оформление выводов. В соответствие с этим структура лабораторной работы, будет следующей:

  • задача, которую необходимо решить;

  • список необходимой для выполнения работы информации;

  • подробное решение поставленной задачи;

  • листинг программы;

  • вопросы для отчета;

  • самостоятельное задание по материалу лабораторной работы.

Из оригинальных практико-ориентированных методов обучения основным будет деловая игра. Покажем один из ее примеров.

Сценарий игры.Итак, сегодня мы выступаем в роли небольшой компании разработчиков мобильных приложений. Как показывают аналитические данные, в 2016 году наиболее востребованными приложениями будут приложения бесконтактной оплаты. В связи с этим, компанию необходимо поделить на подразделения с целью изучения сферы подобных услуг. Итак, будет учреждено 5 подразделений:

  1. Аналитика конкурентной продукции

  2. Анализ банков, предоставляющих услуги бесконтактной оплаты

  3. Определение возможностей продукта

  4. Разработка интерфейса приложения

  5. Способы продвижения и рекламы

Первое подразделение нацелено на поиск и анализ конкурентной продукции, какие преимущества и недостатки есть у них, и какие функции должны быть у нас, чтобы быть уникальными в этой сфере.

Второе подразделение ищет банки, уже предоставляющие свои услуги по средству выпуска банковских карт и возможности сотрудничества с ними. Можно сказать, что мы ищем спонсоров, для реализации нашего проекта.

Третье подразделение ищет конкретные сферы применения приложения, будь то оплата покупок в магазине или покупка билетов в театр.

Четвертое подразделение занято разработкой внешнего вида приложений, структурой меню и др.

Пятое подразделение занято способами донесения приложения до пользователей.

По проделанной работе каждое подразделение представляет отчет.

В заключение отметим, что заменив, структурный язык на среду программирования мобильных устройств, следует обращать внимание не только на разработку интерфейса приложения, но и на написание обработчика каждого элемента. При этом следует обсуждать с учащимися, что будет результатом каждого события, наряду с практико-ориентированными заданиями разбирать типовые задачи итоговой аттестации, выделяя в них типовые алгоритмы для решения более сложных задач.

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика. Программы для основной школы. 5 - 6 классы. 7 - 9 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 88 с.

  2. Газейкина А.И. Обучение программированию будущего учителя информатики: статья [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-programmirovaniyu-buduschego-uchitelya-informatiki (дата обращения: 12.05.16)

  3. Гейн А.Г. Рабочая программа по учебному курсу «Информатика». [Электронный документ]. URL: http://goo.gl/X25KFb (дата обращения 7.06.2016).

  4. Гребнева Д.М. Обучение школьников программированию на основе семиотического подхода // автореферат. Екатеринбург. 2014.

  5. Орлова Д.Н. Формирование мотивации учения школьников на уроках информатики: научно - исследовательская работа / Орлова Дарья Николаевна. Сибай, 2012. 27 с.

  6. Рожина И.В. Обучение учащихся объектно-ориентированному программированию и технологии визуального проектирования в базовом курсе информатики // Диссертация. Екатеринбург, 2002.

  7. Слинкин Д.А. Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики // Диссертация. Екатеринбург, 2001.

  8. Швецкий М.В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза // Педагогическая информатика. М., 1994. №2. с. 7-16.

Просмотров работы: 274