Под профессиональным самоопределением вслед за Э.Ф. Зеером под профессиональным самоопределением будем понимать длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах [2].
Результативность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору будущей профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями. Для успешного самоопределения учащийся должен знать свои интересы, когнитивные способности и личностные особенности с одной стороны, а с другой – должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими возможностями.
В соответствие с этим в процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение образа профессии, поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения.
В рамках нашего исследования мы провели опрос современных школьников о результатах их самоопределения и предпочтениях в профессиональной сфере. В исследовании принимали участие, учащиеся 8-11 классов школ № 45, 69, 70, 71, 39, 75/42, 44 г. Нижний Тагил; № 6 п. Новоасбест, № 3 п. Черноисточинск, № 24 п. Горноуральский (всего 276 человек) (см. рис. 1).
Рис. 1. Сферы деятельности, предпочитаемые учащимися (2016 г.)
Проведенное исследование подтвердило со стороны учащихся востребованность таких сфер как управление (61%) и искусство (59%). Опрошенная молодежь в качестве будущего профессионального направления также выбирала социальную сферу, транспорт, медицину и коммерцию. При этом процент неопределившихся (16%) был достаточно значительным, что говорит об инфантильности современной молодежи. Необходимо отметить, что такие отрасли как промышленность, строительство, связь остались практически без внимания учащихся, что свидетельствует о существенных расхождениях предпочтений молодежи и потребностей Уральского рынка труда – промышленного региона. В соответствие с этим мы сделали вывод, что профессиональное самоопределение современной молодежи значительно отличается от потребностей общества и требует целенаправленных воздействий в образовательном процессе в школе. Причем образовательное учреждение может органично соединить различные стратегии формирования готовности к профессиональному самоопределению (тестологическую, информационно-просветительскую и организационно-управленческую). Следует отметить, что для школы, независимо от используемой стратегии, важным в процессе профессионального самоопределения является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развитие профессиональных интересов – это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление и закрепление, и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а в последствие и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строится на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательные школы, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. На наш взгляд, одной из наиболее подходящих дисциплин для развития профессиональных интересов является информатика. Это связано с тем, что в процессе обучения информатике целенаправлено осуществляется поиск и обработка информации, что позволяет учащимся находить интересную для себя информацию о профессиях и ситуации на рынке труда. Предмет «Информатика и ИКТ» как никакой другой ориентирован на подготовку учащихся к большому количеству профессиональных функций для любой профессии, а также специализированных профессиональных функций в области информационно-коммуникационных технологий и связи.
Информатика как предмет имеет следующий ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин.
Наличие специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств.
Компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:
каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам;
ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места.
Именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Предмет «Информатики и ИКТ» отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Интерес учащихся к компьютеру и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития регулятивных умений.
Обучение информатике является практико-ориентированным, большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся на компьютере.
Деятельность на уроке информатики чаще всего является алгоритмизированной, соответственно требует более тщательного планирования и самооценки выполнения каждого ее этапа (учащихся специально учат трассировке – пошаговому тестированию алгоритма).
Таким образом, в процессе изучения информатики профориентация и соответственно профессиональное самоопределение учащихся может проходить естественным путем, логично вписываясь в образовательный процесс. Покажем основные этапы профессионального самоопределения на уроке информатики. Из рис. 1 видно, что на основе потребностей и возможностей происходит профессиональное самоопределение.
Рис. 1. Реализация поэтапной модели профессионального самоопределения личности на уроках информатики
Начинаем с компьютерной диагностики, в результате которой у каждого учащегося выявляются свои интересы и характер.
Затем идет профинформирование. Информируем учащихся разными способами – сами рассказываем о профессии, предлагаем учащимся самим найти информацию о профессиях, либо они обсуждают профессии на форумах или в чатах, делятся своими мнениями. Мы можем проинформировать их в виде дискуссии. Во время профинформирования мы обращаем внимание на суть, востребованность и престиж профессии.
В результате профинформирования а) учащиеся начинают ориентироваться в мире профессий б) понимают, какие профессии востребованы сейчас. Если все проходит успешно, школьники осознают ценность будущей профессиональной подготовки и ее целей. После этого необходимо сформировать полное представление о будущей профессиональной деятельности на основе деловой игры или виртуальных экскурсий на предприятия с помощью их сайтов. В результате у учащихся создается образ будущей профессии, но проблема в том, что они выбирают профессии, которые имеют малую значимость на рынке труда. Тогда нашей задачей становится дать учащимся конкретную информацию о востребованных профессиях в настоящее время и ближайшей перспективе.
В этих целях, возможно использовать метод социального проектирования – создавать вместе с учащимися рекламные ролики о нужных профессиях в регионе, выпускать буклеты и газеты, проводить презентации с более младшим поколением. Социальные проекты носят деятельностный характер, позволяют параллельно с освоением необходимых информационных технологий усваивать нужную профориентационную информацию и склоняться к ней за счет необходимости пропаганды.
Подводя итог отметим, что предмет «Информатика и ИКТ» как никакой другой ориентирован на подготовку учащихся к большому количеству профессиональных функций для любой профессии, а также специализированных профессиональных умений в области информационно-коммуникационных технологий и связи.
В процессе изучения информатики профориентация учащихся может проходить естественным путем на основе поэтапной модели профессионального самоопределения (рис. 1) и этапов развития профессионального интереса (знакомство с содержанием профессии; развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии; достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов; развитие потребности в реализации интересов в деятельности; возникновение профессиональной удовлетворенности профессиональной деятельностью). В связи следует отметить, что сначала целесообразно развивать определенные склонности и интересы на разных предметах, осуществлять информирование о мире современных профессий и возможностях их получения, а затем начинать целенаправленный этап профориентации в рамках отдельного предмета, в нашем случае информатики.
Список литературыБозина И.Г. Некоторые аспекты социализации старших школьников в образовательном учреждении//Вестник Томского государственного университета. Томск. №300(1) .2007 С. 180-183.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2005. С. 106.
Российское образование [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php (дата обращения: 15.05.2016).
Формирование готовности к самоопределению. [Электронный ресурс]. URL.: http://festival.1september.ru/articles/523974/ (дата обращения: 11.10.2016)