РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОБОТОТЕХНИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОБОТОТЕХНИКИ

Бобкин С.В. 1, Гребнева Д.М. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал) в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под универсальными учебными действиями, в широком значении понимают «умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].

В повышении эффективности изучения робототехнике приоритетное место занимают познавательные УУД. Познавательные универсальные учебные действия формируют систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные УУД включают в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы.

Всю эту группу УУД можно развивать при выполнении со школьниками проектов по робототехнике.

Приведем пример проекта по робототехнике:

Тема проекта: «Промышленные роботы».

Возрастная категория обучающихся: 9 класс (14-16 лет).

Основополагающий вопрос: что такое промышленный робот?

Проблемные вопросы: 1) каковы типы промышленных роботов? 2) каковы составные элементы промышленного робота? 3) для каких целей применяются промышленные роботы? 4) какие роботы используются на предприятии «Уралвагонзавод»? 5) какие мероприятия по робототехнике проводятся в Свердловской области 6) каковы перспективы развития промышленных роботов? 7) какой проект промышленного робота вы можете предложить?

Цель проекта: развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся.

Задачи проекта:

  • освоить представление о понятиях «робот», «робототехника»;

  • изучить типы промышленных роботов, типовую структуру промышленного робота;

  • познакомиться со сферами применения промышленных роботов;

  • научить создавать концепт промышленного робота для решения узких задач.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные:

  • уметь выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

  • уметь находить информацию, представленную в разных формах;

  • уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Проблема проекта (формулируется совместно с обучающимися): как расширить функциональность промышленных роботов на предприятии?

Гипотезы решения проблемы (формулируются обучающимися): 1) нужно проектировать новых роботов для решения разных задач; 2) нужно совершенствовать уже созданных роботов 3) нужно использовать межпредметных подход к проектированию роботов и привлекать к этому специалистов из разных областей.

План работы над проблемными вопросами (на примере группы №4):

1. Проанализировать различные источники информации (интернет-ресурсы, официальный сайт предприятия, записи программ «Время новостей», газеты «Машиностроитель»).

2. Составить список промышленных роботов, которые используются на Уралвагонзаводе.

3. Найти подробную информацию о промышленных роботах (фото, страна-изготовитель, выполняемые действия, язык программирования, технические характеристики).

4. Составить презентацию (15-20 слайдов) и краткий рассказ о промышленных роботах на Уралвагонзаводе.

План работы над проектом промышленного робота?

1.Для выполнения какой задачи (задач) предназначен робот?

2. Составить эскиз робота в любом графическом редакторе.

3.Каковы составные части робота? Описать их функциональное назначение.

4. Где, на каких предприятиях может применяться робот?

Оценивание результатов проекта учителем:

Система оценки проектных работ – сложное мероприятие, которое требует педагогической и методической грамотности, компетентности экспертного совета в определенных предметных областях, знания основ научно-исследовательской и проектной деятельности, традиций определенных конференций и конкурсов, и самого учебного заведения, где выполняется проект. Существуют различные системы оценивания. Например, учитель может оценивать сформированные в ходе выполнения проекта УУД обучающихся, руководствуясь представленному в таблице 1 листу оценивания.

Таблица 1

Лист оценивания УУД обучающихся в результате выполнения проекта

Планируемые результаты

1 балл

2 балла

3 балла

Познавательные УУД

Уметь выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

Теряется при выборе способа решения проблемы, не доводит работу до завершения

При выборе наиболее подходящего способа решения проблемы ориентируется на образец.

Умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации

Уметь находить информацию, представленную в разных формах.

Находит информацию в предоставленных источниках с минимальным объемом

При возможных затруднениях в поисках информации прибегает к помощи педагога

Умеет находить информацию в различных источниках. Хорошо ориентируется на интернет-сайтах и осуществляет поиск информации в сети Интернет.

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Умеет выделять сходство и различия объектов, главное и второстепенное

Умеет выделять сходство и различия объектов, главное и второстепенное, выделять и характеризовать части объекта

Умеет выделять сходство и различия объектов, главное и второстепенное, выделять и характеризовать части объекта, оформлять графическое изображение.

В заключении, хочется сказать, что робототехника обладает большим потенциалом в формировании УУД учащихся, она придает учащимся высокий мотивационный импульс. Как правило, занятия робототехникой, будь то уроки или кружок, пользуются большой популярностью у школьников. Правильная организация, в соответствии с системно-деятельностным подходом, усиливают эффект. Новые подходы в образовании заставляют и учителя переосмыслить используемые методы и приемы обучения, заставляют учиться, искать и двигаться вперед.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения 07.03.2017)

Просмотров работы: 376