Как любой информационный продукт ГИС можно разделить на платные, цены которых, в России, варьируются от одной до 300 тыс. рублей и выше [1] и свободно распространяемые, которые чаще всего направлены на решение отдельно взятых проблем (WinGIS, GRASS GIS, QGIS , GeoCosm, ИнГео, MapInfo; ArcView, ArcInfo; WinGis; Intergraph и т.п.). Для исследования выберем бесплатную географическую информационную систему – QGIS [2].
Рис.1 Окно загрузки приложения QGIS
Данное приложение представляет собой свободно распространяемую географическую информационную систему с открытым кодом, распространяющуюся под GNU General Public License. QGIS является проектом Open Source Geospatial Foundation (OSGeo). Она работает на Linux, Unix, Mac OSX, Windows и Android, поддерживает множество векторных, растровых форматов, баз данных и обладает широкими возможностями.
По мнению официального производителя QGIS [2] эта программа является лучшей в своем роде, т. к. имеет массу возможностей, является открытой для пользователей, а также в программе присутствует открытое общение пользователя с производителями для улучшения эффективности приложения. В программе имеется возможность работы с различными форматами изображения, базами данных, публикация работы в сети Интернет и многое другое. Очень полезным является то, что в QGIS возможно создание карт и исследование пространственных данных с удобным и интуитивно понятным графическим интерфейсом. Множество полезных инструментов, доступных в графическом интерфейсе включают: компоновщик карт, QGIS браузер, DB-менеджер, перепроецирование «на лету», панель обзора, пространственные закладки, инструменты аннотаций, определение / выборка объектов, редактирование / просмотр / поиск атрибутов.
В рамках школьной программы ГИС может использоваться на уроках информатики, математики, географии, во внеурочной деятельности. Эксплуатация данного информационного продукта на уроках информатики научит школьников работать с геоинформацией, с приложениями геоинформатики и в целом расширит знания об информационном обеспечении. На данном уроке также возможно познакомится не только с приложениями, но и с online-ГИС, например учитель МБОУ СОШ №29 г. Смоленска Р.Д. Родикова предлагает своим ученикам познакомиться с возможностями Google Maps [5]. Урок географии, по своему определению, предполагает использование информации о географических объектах, применяя в данном случае ГИС можно не только научить учащихся необходимым навыкам работы с изучаемым объектом, но и сэкономить время. Благодаря наличию в большинстве ГИС возможности работы с различными видами изображений, применения декартовой системы координат, способности вычисления объемов, длин, площадей и прочего геоинформационные системы можно использовать и в математике.
Рассмотрим пример использования конкретного макета карты, разработанного в программе QGIS. Обозначим на карте 10 самых больших озер Республики Удмуртия и районы, в которых они находятся. Для этого нам необходимо использовать готовую карту, обозначить на ней все районы и озера. Посчитав, используя математический аппарат приложения, площадь каждого озера и расположив ее в порядке убывания, можем увидеть, какие из озер являются наибольшими, далее работая в свойствах стилей карты, можем привести работу к читаемому виду. Получим следующую картину(см. рис. 2):
Рис.2. Десять самых больших озер Республики Удмуртия и районы их местоположения
Данная работа может быть проделана учащимся самостоятельно на всех приводимых выше предметах в качестве отдельной работы или разобранной по частям как отдельный проект.
Литература:
ГИС Панорама. [Электронный ресурс] URL: http://www.gisinfo.ru/price/price.htm (дата обращения 01.02.2017).
Официальный сайт «QGIS». [Электронный ресурс] URL: http://www.qgis.org/ru/site/ (дата обращения 03.02.2017).
Хабрахабр – форум программистов. [Электронный ресурс] URL: https://habrahabr.ru/post/255309/ (дата обращения 03.02.2017)
ГИС Ассоциация [Электронный ресурс] URL: http://www.gisa.ru/38343.html (дата обращения 03.02.2017) .
Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/616352/ (дата обращения 03.02.2017).