Школы, благодаря модернизации и компьютеризации последних лет, были оснащены современными компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками. Последние шесть лет, школы имеют постоянное подключение к сети Интернет. У ребенка создаётся впечатление, что, придя в школу, он увидит адекватное окружение, соответствующее его представлениям о современной школе.
В школе учащиеся получают знания с помощью книг, компьютера, могут управлять виртуальными системами с помощью интерактивной доски, исследовать их поведение, получая адекватное представление о взаимосвязях различных элементов этой системы, однако все эти знания виртуальны.
Для того, чтобы учащиеся на практике могли не только увидеть полученный результат, но и потрогать смоделированную модель, школы активно используют на уроках информатики робототехнику, основная идея которой заменить виртуального робота реальным, тем самым развивать у учащихся моделирующие мышление.
Перед созданием модели у учащихся появляется проблема, большой объём информации, новые понятия, структурированность которых приводит к успешному, правильному, а самое главное быстрому получению результата.
Изучение основных понятий робототехники необходимо и изучать их нужно в системе, потому что они между собой связаны. Помочь в изучении основных понятий учащимся могут интеллект-карты.
Методика построения интеллект-карт уже давно получила признание в мире как эффективное средство обработки информации. Интеллект-карты помогают не только привести в порядок некие данные, но и стимулировать процесс мышления и поиска решений.
Интеллект карта, или карты мышления (mind-maps) – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Пример использования интеллект-карты по робототехнике.
Рис. Интеллект-карта «Робототехника».
В данном примере, мы разобрали такие понятия как робот, промышленный робот, РТС (робототехнические системы) и их виды, системы программного управления и их различия, манипулятор и его объект, органы робота (задающий, исполнительный, рабочий), а также захватное устройство.
Работать с интеллект-картами учащимся будет интересно, потому что они сами структурируют информацию, делают понятной под себя. Большой плюс в том, что интеллект-карты можно с легкостью дополнять и редактировать имеющую информацию.
Советы по созданию Интеллект-карт:
Лучше, если на интеллект карте будет не более 5-7 элементов. Если элементов больше - постарайтесь сгруппировать между собой.
Интеллект карта должна быть логична: соблюдены отношения между элементами, что за чем идет, что к чему и как относится.
Лучше, если на интеллект-карте будет много разных визуальных образов, которые просто запомнить: используйте различные цвета, рисунки, символы.
Всегда удобно, когда интеллект-карта симметрична: так, запомнив одну ее часть вы легко сможете восстановить другую.
Центральное место в карте мышления должен занимать ключевой элемент. Если нужно отобразить временную шкалу, то обычно слева - обозначают прошедшее время, справа – будущее.
Список литературы
Зайцев Р. iMind Map – настоящие интеллект-карты. [Электронный ресурс]. URL: https://lifehacker.ru/2014/12/18/imind-map/
Козлов Н.И. Интеллект-карта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/intellekt-karta
Шипунов С. Интеллект-карты – тренинг эффективного мышления. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mind-map.ru/