ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Гончарова С.Н. 1, Вязовова Е.В. 2
1ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал) в городе Нижнем Тагиле
2ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал) в городе Нижнем Тагиле Нижний Тагил, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования каждый учитель пересматривает методику обучения, пытается найти приемы и средства, позволяющие формировать универсальные учебные действия (УУД).

Особенно актуальным, для педагога, становится умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Безусловно, возникает проблема: как построить учебный процесс так, чтобы получить результаты, обозначенные в новом стандарте.

В организации урока, в соответствии с требованиями ФГОС, может помочь технологическая карта урока, под которой понимают инновационный инструмент реализации ФГОС, графически выражающий сценарий урока, и являющийся основой его проектирования [4]. Технологическая карта урока представляет собой таблицу, позволяющую структурировать урок по параметрам, выбранными учителем. Такими параметрами могут быть: приемы и методы организации учебной деятельности, этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и учащихся, результат (формируемые УУД).

В дидактическом контексте технологическая карта представляет собой проект учебного процесса, в котором представлено поэтапное описание от цели до результата. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, технологичность, алгоритмичность при работе с информацией, а так же структурированность и обобщённость.

Унифицированной, устоявшейся, формы подобной карты пока не существует. Федеральных нормативных документов по составлению карт нет, идёт процесс накопления опыта. Каждый учитель имеет возможность самостоятельно разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка, а помогала в работе.

В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования: личностных; предметных; метапредметных.

Следует отметить, что карта не заменяет конспекта урока. Главное назначение карты – отразить деятельностный подход, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД.

Приведем пример технологической карты урока по информатике для седьмого класса (табл. 1.)

Таблица 1

Технологическая карта урока по информатике в 7 классе

Тема: Раздел программы: Обработка графической информации.

Информатика.7 класс. Босова Л.Л. ФГОС.

Тип: Усвоение новых знаний

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • сформировать знания о способах создания компьютерной графики;

  • сформировать знанияопринципе работы сканера;

  • умение различать векторные и растровые изображения.

  •  
    •  
      •  
        • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

        • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

        • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

        • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

        • уметь задавать вопросы;

        • структурирование знания;

        • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;

  • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • осуществление контроля и самоконтроля;

развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

Ресурсы урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Формирование изображения на экране монитора».

Компьютер, учебный материал.

Ход урока:

Организационный момент

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

  1. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания в форме фронтального опроса.

Разбор на доске (в качестве закрепления материала)

Отвечают на вопросы учителя

Слушают других

Анализируют

Регулятивные: соотносить и сравнивать приобретенные умения с имевшимися ранее, оценивать собственную позицию

Познавательные: умение делать выводы, умение схематизировать

Коммуникативные: отвечать на вопросы, направленные на обсуждение темы, формулировать выводы на основе прочитанного

  1. Формулирование темы и цели урока

Учитель переходит от прошлой темы к новой (возможно задать вводный вопрос: «Какими способами можно получить изображение, выводимое на экран монитора?»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

  •  
    • Проводят сравнительный анализ двух основных вида компьютерной графики с приведением примеров из жизни.

    • Сопоставляют форматы графических файлов с их способом представления на компьютере.

    • Решают задачу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде

    • Делают вывод по теме урока

Коммуникативные: выражать свои мысли в устной форме

Познавательные: умение сравнивать, умение делать выводы, умение анализировать

Регулятивные: описывать прожитую ситуацию, ставить цель деятельности.

  1. Первичное закрепление материала:

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагает выполнить задания

Задание №171 выполняется на доске, на оценку.

Выполняют задание на доске и аналогичные в рабочей тетради.

Коммуникативные: слушать, вникать в суть услышанного.

Познавательные: умение анализировать, умение схематизировать.

Проводит Физ.минутку.

Включает электронную физкультминутку для глаз.

Выполняют физкультминутку для снятия утомления

 
  1. Компьютерный практикум:

 

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Рассматривается принцип построения векторной графики в рабочей тетради. Погружение в работу, разбор первого задания на доске.

Предлагает выполнить задания к §3.2 в рабочей тетради на базовом уровне №157, 162 (оставшиеся 3 рисунка) , на повышенном уровне + №163 (1 рисунок).

Погружаются в деятельность вместе с учителем, а затем выполняют индивидуальное задание в рабочей тетради согласно выбранному ими уровню сложности.

Познавательные: умение схематизировать.

Регулятивные: осуществлять пошаговую организацию деятельности.

Коммуникативные: выражать свои мысли в письменной форме.

  1. Подведение итогов, рефлексия:

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Выполняется проверка работ учащимися, выставление оценок за работу по оговоренным критериям.

Задает вопросы:

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Проверяют работу соседа по парте, обсуждают критерии оценки, принимают полученный балл за проделанную работу.

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: определять результат деятельности

Познавательные: умение делать выводы

Коммуникативные: отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста.

Диагностика достижения планируемых результатов:

Задает домашнее задание:

 
  1. Самоанализ:

Достижения

Затруднения

Предложения

     

Таким образом, технологическая карта позволяет учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия (УУД);

  • спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;

  • на практике реализовать межпредметные связи;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Администрации школы технологическая карта помогает контролировать выполнение программы, достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить содержание, рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока.

Список литературы:

1. Информатика: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

2. Государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/index.php?page% 20id=34 (дата обращения 09.01.2017)

3. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

4. Метод-копилка [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka.ru (дата обращения 10.01.2017)

Просмотров работы: 643