ТЕМА ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. БЫКОВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕМА ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. БЫКОВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В. Быков - один из известных отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Такая приверженность одной теме определяется судьбой самого автора, прошедшего войну от начала до конца. Собственный жизненный опыт, заново пережитый, переосмысленный и переработанный в творческой лаборатории писателя, превращается в беспощадную правду жизни. Писатель, отвечая на вопросы журналистов, говорил: «Я всегда писал о том. что видел и пережил сам, что пережили мои товарищи. Конечно, в моих книгах нет буквального воспроизведения жизненных ситуаций. Но все, о чем я пишу, так или иначе было» Особенностью его произведений является то, что в них изображена война такой, какой она была - в страданиях и крови.

Участник Великой Отечественной войны, дважды раненный, воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Югославии. Повести «Альпийская баллада» , «Мертвым не больно», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться» поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы XX века. Его литературные труды переведены на многие языки мира и экранизированы.

В. Быков говорил: «О войне я начал писать спустя многие годы после ее окончания. На войне и даже долго после нее не только писать, но и читать о ней не хотелось. Так тяжело было пережитое… Когда появилась так называемая вторая волна военной прозы, когда о войне начали писать бывшие лейтенанты, солдаты, это было настоящим откровением: так ново, пронзительно и правдиво зазвучали слова о войне. Я имею ввиду книги Юрия Бондарева и Григория Бакланова, Виктора Астафьева и Евгения Носова, Юрия Гончарова, Константина Воробьева и Владимира Богомолова.

Их книги- обнаженная правда войны, почти документальная проза о ней. Именно эта проза и укрепила мое желание писать про войну»

В. Быков создал свой неповторимый литературный стиль. Благодаря этой неповторимости, в современную литературу прочно вошли такие понятия, как «быковский герой», «быковская ситуация». И неважно то, что повести писателя рассказывают о событиях, произошедших более пятидесяти лет назад, ведь темы совести, честности, справедливости, доброты и гуманизма, поднятые автором, никогда не перестанут быть актуальными. А это значит, что прекрасные повести В. Быкова никогда не устареют, и еще не одна сотня, а может быть, и тысяча людей станет лучше, добрее, чище и выше духовно.

«Повестям Василя Быкова,- отмечал Юрий Бондарев,- свойственны и натянутый нерв развития событий, и жесткая динамичность; проза эта напоминает крепко сжатую стальную пружину – стремительно распрямляясь, развиваясь, она несет такой заряд неиссякаемой энергии, что, кажется, вместе с героями вы прожили целую жизнь, забыв о кратком времени знакомства с ними… Они возникают перед нами будто выхваченные из темноты слепящим лучом прожектора- и как раз в те минуты и часы, когда жизнь проводит испытание всех человеческих качеств личности…»Быковский герой» и» быковская ситуация» заставляют читателя увидеть то, как человек преодолевает непреодолимое…»

В.Быков стремился выразить закономерности войны в индивидуальном событии. Пафос объективности его произведений опирался биографическую подтверждённость изображаемого.

1. Василь Быков: его понимание военной темы

Среди произведений о войне книги Быкова занимают особое место. Исследовать мотивы подвига – вот та творческая задача, которую решает В.Быков в каждом своём произведении. Ради этого он ставит героев в ситуации, когда человек, оставшись наедине со своей совестью, должен сделать выбор между жизнью и смертью, честью и бесчестием.

Почти неизменно герои его оказываются в трудных обстоятельствах, когда до предела раскаляются разум и чувства людей.

Своеобразие Василя Быкова проявилось в том, что он первым в советской литературе стал испытывать прочность советского начала в человеке, поставив его одного в критическую ситуацию. Проявить героизм вместе со взводом, ротой, когда рядом с тобой однополчане, когда чувствуешь на себе взгляд командира, политрука - одно дело. Остаться верным этому началу в условиях, когда ты один, когда тебе в самом себе приходится искать и находить силу противостоять самым жестоким случайностям, когда есть возможность, поступившись честью о чём, однако, никто никогда не узнает, уклониться от встречи с противником, не принять поединка или преждевременно выйти из боя, – совсем другое дело. Не все выдерживают такое испытание. Но большинство выдерживает. Оно оказывается по силам бойцу орудийного расчёта Лозняку, продолжавшему драться с наседающими фашистами и после того, как погибли все, кто вместе с ним стоял у орудия.

Фронтовые и партизанские повести стали основным жанром всего творчества. На героев Быкова война обрушила не только непосильные тяготы и невзгоды, бесчисленные опасности,- им еще уготованы мучительные нравственные испытания на душевную прочность, они должны совершить выбор в обстоятельствах крайних, без приказа и команды, предоставленные сами себе, на свой страх и риск, следуя лишь велению совести. И чувство ответственности, сознания своего долга может заставить людей совершить немыслимое: спасает младенца Левчук, преследуемый по пятам карателями («Волчья стая»), сражается до последнего вздоха тяжело раненный лейтенант Ивановский («Дожить до рассвета»), жертвует собой учитель Мороз, доказывая неприкасаемость исповедуемых им принципов. А зыбкость нравственных устоев, сделки с совестью делают из Рыбака – парня, в общем-то неплохого – предателя («Сотников»).

Его излюбленные герои – солдаты, сержанты, младшие офицеры. Подвиги их тоже не всегда можно назвать невероятными, но они совершаются людьми с кристально чистой совестью. Таковы Лозняк из «Третьей ракеты» (1960), артиллерист-наводчик Щербак из «Фронтовой страницы» (1960), лейтенант Климченко из «Западни» (1964), солдат Иван Терешка из «Альпийской баллады» (1963). В полку,- речь идёт об Иване Терешке,- он ничем не выделялся среди других пехотинцев, за прежние бои получил три благодарности от командования да две медали «За отвагу» и думал, что на большее не способен. И только тут, в плену, где некому было вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью,- только тут в нём с особой силой проявились дух непокорности, ненависть к врагу, дерзость и упрямство. Тут он увидел подноготную фашизма и впервые понял, что смерть – не самое худшее из всех бед на войне.

Вырвавшись из плена, он и полюбившая его итальянская девушка Джулия пытаются пробраться через Альпы к триестским партизанам, чтобы продолжать борьбу с фашизмом. В сложнейшей пограничной ситуации Иван Терешка раскрывается как человек необычайного мужества, выносливости, упорства, смелости, самоотверженности и красивой души, щедрого сердца. Он прост, скромен и застенчив. Измученный, шатающийся от голода Терешка поражает своей внутренней красотой, благородством, глубиной и непосредственностью чувств, ясностью мысли, великодушием, самоотверженностью.

«Третья ракета» (1962), «Фронтовая страница» (1963), «Альпийская баллада», «Западня» (1964) В. Быкова выделились достоверностью картин сурового военного быта, трагизмом ситуаций, точностью анализа психологии воюющего человека, событийной локальностью. Драматизм обусловлен в них прежде всего жёсткими обстоятельствами войны, теми немыслимыми испытаниями, которые повышают и меру человеческой требовательности, и меру ответственности.

Короткая история мужания солдата-артиллериста Тимошкина является главной в повести «Фронтовая страница». Нерешительность и уступчивость обходятся ему дорогой ценой. Только испытав всю меру отчаяния из-за предательства и подлости сержанта, карьериста, «трутня войны», потеряв верного друга, Тимошкин становится смелым и непримиримым, а ненависть удваивает его жажду жизни.

Через военное, профессиональное герои В. Быкова обнаруживают человеческое. Наделённые способностью критического мышления, они оценивают личность по её отношению к долгу, войне, товарищам

В героях-рядовых солдатах, молодых офицерах, партизанах- Быкову важна личность, умеющая сохранить себя в минуту смертельной опасности. Таков Сотников, преданный товарищем и погибающий от рук врага несломленным («Сотников»); учитель Мороз, расплатившийся жизнью за верность своим идеалам, за веру учеников в себя («Обелиск»); лейтенант Ивановский, раненный, угасающий, способный на последнее, сверхвозможное – убить гитлеровского солдата («Дожить до рассвета»); партизан Левчук, спасающий жизнь чужого ребёнка, рискуя своей («Волчья стая»). Чёткость писательских позиций выражается в нравственной определённости герое, их чувстве долга.

2. Нравственный выбор героев

В. Быков раздвигает представления о героическом. Подвиг в его произведениях многообразен. Он не только в бою, в сражении , но и в умении сопротивляться «грозной силе обстоятельств», выдержать поединок с врагом, сохранить перед лицом смерти человеческое в себе. Закономерно, что содержание его остросюжетных повестей определяется психологией и судьбой личности в условиях колоссального столкновения двух противоположных систем и мировоззрений, а также извечной проблемой выбора.

В повести «Круглянский мост» оперативная группа партизанского отряда получает задание поджечь Круглянский мост, связывающий два берега: на одном - немцы, на другом- обескровленные партизаны. Мост охраняется днем и ночью немецкими часовыми. Майор Бритвин заметил, что каждый день по мосту проезжает повозка с бидонами молока для немцев, управляемая мальчонкой. Гениальная идея осенила майора: вылить молоко тайно от мальчика , начинить бидон взрывчаткой и, когда повозка будет на середине моста, поджечь бикфордов шнур…Взрыв. Ни моста, ни лошадки, ни мальчонки. Задача выполнена, но какой ценой? «Война - это повод поговорить о хорошем и плохом человеке»- эти слова Василя Быкова выражают суть новых задач, решаемых литературой о войне,- дать безжалостный, трезвый анализ времени и человеческого материала. «Война заставила многих раскрыть глаза в изумлении… невольно и неожиданно сплошь и рядом мы оказывались свидетелями того, что война срывала пышные покрывала… Любитель громких и правильных фраз порой оказывался трусом. Недисциплинированный боец совершал подвиг». Писатель убеждён, что войной в узком смысле должны заниматься историки, интерес же писателя должен быть сосредоточен исключительно на нравственных проблемах.

В. Быкова увлекает главным образом интерес к нравственно-психологической сфере личности, оказывающейся перед решающим выбором: жизнь или смерть? Совесть, честность, чистота, мужество – вот излюбленные категории писателя, неизменно противопоставляемые им бесчестью, трусости, шкурничеству и другим проявлениям человеческой подлости. Писатель не стремится к освещению больших событий, охотно избирает отдельные фронтовые эпизоды, исключительные, но локальные ситуации.

Ставя своих героев в ситуацию выбора (один из любимых приёмов писателя, его мы видим и в повестях «Сотников», «Обелиск», « Пойти и не вернуться»), автор раскрывает характеры героев.

В повести В. Быкова «Сотников» (1970) проблема подлинного и мнимого героизма составляет суть сюжетной коллизии произведения. Герои его - Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Идя на выполнение задания, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», совершает предательство, Сотников же до последнего дыхания остаётся верным долгу человека и гражданина: « Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Как и каждая смерть в борьбе, она должна… завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу».

Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Он до конца жизни верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу и смертью своей призывает к борьбе с фашизмом.

В. Быков стремится быть точным в изображении партизанского житья-бытья. Но интересует оно его все-таки не своими деталями, а тем, что, если угодно, их можно иногда игнорировать ради главного- ради восприятия партизанской борьбы как олицетворения предельно сложных, даже невероятных обстоятельств, в которых может оказаться человек на войне. Ими- то, этими обстоятельствами, писатель и проверяет своего героя. Вот и в «Сотникове», по собственным словам писателя, его « интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможного?» Одни в таких обстоятельствах- и среди них Сотников- мобилизуют все интеллектуальные, нравственные ресурсы, весь свой жизненный опыт и сознательно идут на смерть, подтверждая и смертью свое право на высокое звание человека. Другие- и среди них Рыбак- пытаются совместить несовместимое, надеясь перехитрить обстоятельства, ценою небольшой уступки врагу вырваться из них, чтобы потом возместить уступку беспощадной местью, а в действительности оказываются прислужниками врага.

Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести Быкова «Обелиск», в которой автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда останется истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по происшествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.

На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода.

В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не даёт однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убеждён, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.

У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза : ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает больше: он проник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они» - вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вёл до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель,- ложь. Но не сомневался в другом : если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей. И он пошёл на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронёс идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам.

Ткачук, узнав, что один из них, Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворённо заметил: « Я так и знал. Миклашевич умел учить. Ещё та закваска, сразу видать». В повести намечены пути трёх поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый. Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шёл из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочёл бы скорее всего устраниться. Спор, который ведётся в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

3. Знак беды для героев повести «Знак беды»

На протяжении 60-70 годов Василь Быков создаёт целый ряд произведений, в которых показывает мужество и героизм советских людей в борьбе с фашистской Германией.

Его произведения становятся более трагичными, приобретают новый философский подтекст. В 1983 году Василь Быков публикует повесть «Знак беды», за которую он был удостоен в 1986 году Ленинской премии. Повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» отмечены государственной премией СССР.

В повести «Знак беды» внимание писателя приковано к выяснению тех сущностных сторон человеческого характера, которые определяют поступки героев и их поведение в суровых испытаниях военных лет. И хотя герои Быкова-не солдаты, не партизаны, а мирные жители хлебопашцы, это произведение написано именно о борьбе с врагом. Выбор в качестве персонажей крестьян, представителей самого мирного труда, даёт автору возможность сделать исключительно глубокие обобщения. «Знак беды» - книга о том, как нарастает дух сопротивления врагу, книга о непримиримости народа к захватчикам. Это и составляет главный конфликт между вооружённым врагом и двумя стариками с дальнего хутора, поведение и поступки которых определяются не оружием, а верностью нравственным идеалам народа.

Почему повесть названа «Знак беды»? Что стало знаком беды для её героев? Знаком беды для Петрока и Степаниды стала общая беда народа – война. Может, все ещё обойдётся, надеются герои повести. Но знак беды уже повис над всей их жизнью, проявляя одну за другой свои чудовищные черты. Вот на хутор приходит полицай Гуж и угрожает Степаниде расправой за активную работу в колхозе, за то, что трудилась, что человеком была. А затем появляются и немцы, строящие мосты. Они размещаются во дворе. Нужна комната для офицеров. Выселить хозяев – пусть живут в истопке! Нужно молоко. Выпивают все, что Степанида надоила, а когда на другой день выдоила корову не до конца, фельдфебель под хохот солдат избивает её пистолетной цепью. Немецкая солдатня уничтожает всё Степанидино хозяйство: кур, корову – всё, что можно съесть, съедено. Знак беды проявляется и в убийстве Янка, в насильственном угоне на работу Петрока, в том, что даже водкой хозяин хутора не только не откупается, но навлекает на себя ещё большую беду. Знаком беды становится картина запустения, которой начинается повесть. Здесь царит атмосфера несчастья, все живое – в прошлом, и суровый тон размышлений автора настраивает читателя на восприятие разыгравшейся трагедии. Суровы и трагичны детали опустошения: кое-где выглядывает на поверхность угловой камень фундамента, осевший бугор кирпича, две каменные ступеньки возле бывшего входа в сени; овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступает вплотную ко двору; на месте истопки – густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов и крапивы; от колодца ничего не осталось : вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла в глубь земли; стоит опалённая однобокая липа, и даже вороны чуяли в изуродованном дереве знак какой-то беды. Гордая, независимая Степанида, и мягкий, уступчивый Петрок едины в главном – в конечном выборе, в принятии единственно возможного в такой ситуации решения. Натуры патриархальные, Петрок и Степанида не испытывают враждебности к другим людям, но немцы с железной закономерностью проявляют право завоевателей, сознающих свою безнаказанность, и совершают всё то, что делать между людьми нельзя. Если, видя это, Степанида сразу решает, что хорошие отношения с ними вряд ли возможны, то Петрок еще пытается отвести беду. Но сама логика поведения оккупантов не совместима с нравственными идеалами героев повести: несовместимы человеческое достоинство и требования рабской униженности, покорности. В этом противостоянии твёрдость Петрока проявляется с такой же силой, как и решимость Степаниды: « Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера не боюсь! Вот и ему тоже! Кол в глотку всем вам!»

Эта сцена напоминает другую. В горящей истопке, задыхаясь, Степанида видит, как рыщут фашисты, ищущие бомбу. Не знать им покоя ни днём, ни ночью. И эта неожиданная мысль приносит успокоение и становится последним проблеском истерзанного сознания перед забытьем, из которого она уже не вернулась… Когда Петрок и Степанида понимают, что война – это и личная их победа, все их житейские заботы уходят на задний план. Страх за хозяйство и собственную жизнь исчезает, появляется нечто более важное – ненависть к новой власти, непокорность перед насилием. Поэтому они, гордые, несокрушимые в своей человеческой правде, принимают смерть. Так в подвиге Степаниды и Петрока проявили себя скрытые за повседневными заботами, за внешней уступчивостью великие силы человеческой души. По-горьковски романтически и одновременно сурово, мучительно гибнут герои В. Быкова, и в их гибели мы видим то «безумство храбрых», перед которым бледнеют от страха враги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суров и бескомпромиссен реализм Василя Быкова. Уважению к правде, верности ей, какой бы суровой и жесткой, даже жестокой она ни была.

Писатель показал и истоки героизма участников войны, и сложность взаимоотношений людей во фронтовой обстановке. В его произведениях ощущается грандиозность всенародного подвига. Быков показал, как в трагических условиях войны формируется личность, проявляются нравственно высокие качества человека.

Герои Быкова всегда чувствуют свою сопричастность ко всему живому на земле. Живое - вечно. Все, что возникло с целью убить, поработить, обязательно потерпит крах. Герои Быкова чувствуют это сердцем, каким- то особым чутьем, которым их наделяет автор. Быков умеет показать, как рождается в человеке то самое сильное, самое непобедимое чувство, которое называется идея. Человек, одержимый идеей, знает себе цену - в этом его человеческая сущность.

Василь Быков, писатель сильного, яркого и мужественного таланта, давно уже признан и любим читателями, и без его имени невозможно представить современную литературу. Он накрепко утвердил жанр « военной повести», чрезвычайно емкой, насыщенной предельными ситуациями, сжатой во времени, как стальная пружина. Верностью прошлому, годам великих и горьких испытаний нашего народа, верностью самому себе Быков ни разу не погрешил перед своей совестью, перед павшими на полях сражений, ибо никогда не говорил «правдивой лжи» о войне, то есть той лжи, которая рядится в костюме правды, и никогда не был не искренен.

Война счастливыми стечениями обстоятельств сохранила его, прекрасного писателя, для того чтобы сказать истину о войне и трагических сороковых годах и чтобы сказать о том, что человек заживо умирает, когда становится рабом своей слабости, и поднимается до небесных высот, когда осознает, что чужая боль - это его боль, что близкий его - это он сам, независимо от счастливого или смертельного поворота в судьбе.

Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удаётся с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор даёт ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат.

Шаг за шагом анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев.

Прошло более 70 лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнём каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие человека, истинная цена которых с годами раскрывается всё полнее. Многие писатели в своём творчестве пытались осмыслить истоки героического в человеке, глубинные движения души, которые помогали выстоять и победить. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времён Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бондарев Ю.В. О новых повестях Василя Быкова /

Ю. В. Бондарев// Роман - газета.- 1973.- №24.

  1. Быков В.В. Как создавалась повесть «Сотников»/

В.В Быков // Литературное обозрение. -1973.- №7-.С.101.

  1. Быков В.В. Собрание сочинений в четырех томах.- М.: Молодая гвардия ,1985.

  2. Дедков И.А. Василь Быков: Очерк творчества /И.А Дедков.- М.: Советский писатель,1980.

  3. Дедков И.А. Василь Быков: Повесть о человеке, который выстоял/

И. А. Дедков.- М.: Советский писатель, 1990.

  1. Журавлев С.И. Память пылающих лет. Современная советская проза о Великой Отечественной войне /С.И. Журавлев.- М.,1985

  2. Шагалов А.А. Василь Быков.Повести о войне/ А.А. Шагалов. И.А –М., 1989

Просмотров работы: 11721