IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «МИССИЯ» В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА.
Засимова Л.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


21 июля 2006 года состоялось заседание Государственного совета «О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов», на котором были рассмотрены предложения Рабочей группы по комплексному социально-экономическому планированию развития регионов. Было отмечено, что, в соответствии с действующим законодательством, ни Федерация, ни регионы могут вообще не иметь стратегических документов в области территориального планирования.

Таким образом, субъекты Российской Федерации были вынуждены разрабатывать собственные стратегии с одной стороны в связи с условием, поставленным Федеральным Правительством, а с другой - в силу необходимости позиционировать себя в качестве субъектов, проводящих самостоятельную конкурентную социально-экономическую политику, которая опирается на собственные кадры, ресурсы и технологии. Политика эта должна не только обеспечить конкурентоспособность экономики и социальную стабильность, но и способствовать удержанию на определенном уровне множества контрольных показателей, регламентированных Указом Президента РФ.

Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для достижения взаимопонимания и социального согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона и консолидируется во имя достижения единой цели. Созданная при участии всех конструктивных сил, представляющих различные партии, объединения и группы, стратегия развития стабилизирует политическую обстановку в регионе, является основой экономического созидания, определяя направления преобразования региональной социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения и обеспечения для субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и развития.

Целью данной работы является анализ и сравнение стратегической миссии Республики Саха (Якутия).

В связи с этим, для реализации цели, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть 2 главу проекта стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (далее – Проект 2030 г.) - миссия, стратегическая цель, приоритеты социально-экономической политики. Целевое видение будущего до 2050 года;

- произвести сопоставительный анализ стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года со стратегиями некоторых регионов РФ;

- произвести анализ понятия «миссия» в стратегиях развития регионов;

- подготовить предложения для усовершенствования определения миссии Республики Саха (Якутия).

Миссия выступает ключевым элементом системы стратегического управления территорией, она определяет стратегические ориентиры и создаёт надёжную базу для постановки целей и формулирования стратегии развития территории. Миссия и стратегические цели социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года определены в главе 2 Проекта, которые звучат следующим образом:

«В стремительно меняющемся мире Якутия выполняет свою роль – миссию немногочисленных в глобальном масштабе народов, проживающих на огромной в глобальном масштабе территории.

Миссия Якутии – богатая традициями и ресурсами земля для реализации талантов, знаний и умений народов, ответственных за сохранение первозданной природы для будущих поколений и всего мира.

Мы видим Якутию к 2050 году как территорию синергии счастливых и успешных людей, чистой природы и умной экономики.

То, во что мы верим – незыблемые истины:

Мы ориентируемся на долгосрочное устойчивое развитие, безопасность и стабильность во всех ситуациях.

Мы хотим сделать Якутию примером успеха северного региона на международной арене.

Каждый человек на территории Якутии будет иметь возможность через реализацию своего потенциала достичь успеха и гармонии.

Стратегическая цель социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) – геополитически значимый лидер Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, комфортный и безопасный для полноценной реализации человеческого капитала регион с чистой природой, магнит технологий для жизни в условиях низких температур и обширных территорий».[1]

Основой регионального планирования служит обоснованное формирование целей и критериев. Стратегия развития региона должна базироваться на теории программно-целевого управления и предусматривать постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения - количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития региона.

Миссию региона, представляющую собой одно из основополагающих понятий стратегического управления, следует рассматривать в иерархии целей стратегического управления как высшее понятие, характеризующее предназначение объекта управления. Правильно определенная миссия региона, хотя и имеет всегда философский оттенок, тем не менее, обязательно несет в себе что–то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно тот объект, ради которого она была выработана. Она должна иметь целевую ориентацию и отражать специфические (уникальные) особенности объекта.[2] Разработчики региональных стратегий зачастую упускают из виду эту важнейшую особенность миссии. Для подтверждения сказанного, рассмотрим миссии некоторых регионов, которые прописаны в стратегиях их социально-экономического развития (табл. 1).

Таблица 1

Регион

Миссия региона

Особенности миссии

Республика Адыгея

Строим будущее, сохраняя природное богатство и приумножая благосостояние народа

Уникальные особенности региона не отражены, целевая ориентация носит слишком общий характер

Республика Северная Осетия– Алания

Республика Северная Осетия–Алания – стратегический регион, «южные ворота» России. Это регион с развитыми транспортно – логистическими функциями, благоприятный для туризма и отдыха и комфортный для проживания

Уникальные особенности региона отражены, отсутствует целевая ориентация

Чувашская республика

Содействие превращению Чувашии в инновационный, процветающий и удобный для жителей регион, в котором у каждого есть выбор в достижении поставленных целей, с растущей экономикой, обеспечивающей постоянный рост качества жизни

Уникальные особенности региона не отражены, имеется целевая ориентация

Республика Саха (Якутия)

Миссия Якутии – богатая традициями и ресурсами земля для реализации талантов, знаний и умений народов, ответственных за сохранение первозданной природы для будущих поколений и всего мира.

Уникальные особенности региона не отражены, имеется целевая ориентация

Как видно из анализа, стратегическая миссия Республики Саха (Якутия) недостаточно полная, в ней отсутствует целевая ориентация.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие рекомендации для совершенствования миссии республики:

1. Добавить второе предложение к миссии: «Территория Республики Саха (Якутия) одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны, богатство природных ресурсов». Тем самым, в миссии будут подчеркнуты уникальные особенности региона, а именно – девственная природа и богатейшие запасы.

2. Для более понятного изложения миссии следует добавить слово «создание»: «Миссия Якутии – создание богатой традициями и ресурсами земли для реализации талантов, знаний и умений народов, ответственных за сохранение первозданной природы для будущих поколений и всего мира».

Список литературы:

1. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 годам – 20 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономист, 2015. С. 227.