IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     









Корсакова Антонина Андреевна
Большое спасибо за Ваш вопрос! Действительно, в настоящее время внутри Европейского Союза возникло противоречие между двумя параллельно идущими процессами-глобализацией и регионализацией. Они оказывают огромное воздействие на экономическое развитие государств и регионов и несут последствия различного характера. По моему мнению, регионализация порождена глобализацией, но какого-либо отрицательного подтекста в ней нет. Наоборот, внутрирегиональная интеграция способствует объединению интеллектуальных и материальных ресурсов, созданию конкурентоспособных преимуществ стран для выхода на мировой рынок. На мой взгляд, в настоящее время в Европе более остро стоит проблема национального характера, поскольку многие государства дистанцируются от интеграционных проектов. Хрупкую конструкцию ЕС по-прежнему расшатывают внутренние противоречия, на урегулирование которых необходимы значительные экономические ресурсы и политическая воля. В противном случае, любое из этих противоречий может привести к необратимым последствия для всей Европы. Таким образом, в сложившихся условиях государства Европейского Союза должны проявить европейскую сплочённость, а не пытаться нарушить столь шаткое европейское единство.


Власова Екатерина Алексеевна
Доброго времени суток. Спасибо за вопрос! На значительный рост подросткового суицида влияет множество факторов. Ещё А.Е. Личко, говорил, что лишь в 10% случаев у подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение подростка - это «крик о помощи». По статистическим данным на рост подросткового суицида влияет: 1)проблемы в семье - 72,4%; 2)несчастная любовь - 50,1%; 3)употребление алкоголя, наркотиков - 47,8% Но также мы не можем исключать акцентуации характера подростков.

АРХИВ "Студенческий научный форум"

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО (АРКТИЧЕСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА.
Берсеневская Е.О.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Одним из важных факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности любого человека, является книга как художественная, так и научно-популярная. Чтение для большинства людей - это творческий процесс, это неотъемлемая часть нашей жизни и один из наиболее распространенных видов деятельности. Мы живем в век господства информации, а одним из процессов получения информации является чтение. Чтение помогает нам увеличить словарный запас, развить навыки общения, интеллект, улучшить профессиональные качества, и просто отдохнуть.

Сегодня значительно изменилась жизненная позиция читателя, его навыки, привычки и характер чтения. Отсюда следует, что необходимо изменить традиционные представления и подходы к формированию читательской культуры.Как и в прежние времена, сейчас в России престиж чтения достаточно велик. При опросах большинство людей называют чтение одним из важнейших способов развития личности. Однако, на деле, идет процесс снижение интереса к чтению. Несмотря на то, что книга для современной молодежи не является главным аргументом при определении человеческих ценностей, она занимает важное место в их жизни. Книга по-прежнему нужна для получения знаний, она помогает ориентироваться в сложном современном мире, с книгой можно хорошо провести свободное время. В наше время исследования проблем чтения ведется менее интенсивно. Многие исследователи говорят о том, что процессы, которые идут сегодня в читательской среде, являются очень сложными. Не зависимо от своих политических, культурных и социальных убеждений и мировоззрений, все исследователи признают, что сегодня социальное и экономическое положение читателей заметно ухудшилось. [1, 5, 6] Молодежь как самая активная и прогрессивная часть общества всегда была на передовых позициях в установлении новых тенденции, в том числе и в выборе литературы. Поэтому важно понять какая литература увлекает именно данную категорию населения.

В связи с тем, что чтение является таким важным процессом развития личности, было принято решение провести в Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) исследование на тему «Читательский интерес современной молодежи» и выяснить, какие книги больше всего интересуют наших студентов, какие жанры в литературе их больше привлекают, и любят ли они читать в целом.

Цель исследования – изучить читательский интерес современной молодежи и выявить значение чтения для молодежи, как жизненно важного процесса на примере студентов САФУ.

Объектом исследования являются студенты институтов САФУ с 1 по 5 курс. Предметом исследования является отношение молодежи к чтению и читательские интересы молодежи.

Исходя из цели исследования, ставятся следующие задачи работы:

  1. Изучить читательские интересы молодежи;

  2. Выявить место чтения в жизни молодежи;

  3. Выявить самые популярные виды литературы и жанры;

  4. Проанализировать важность библиотек для современной молодежи;

  5. Исследовать причины, побуждающие молодежь к чтению, а также причины, которые мешают процессу чтения.

Для достижения цели исследования были сформулированы гипотезы исследования, которые в итоге будут подтверждены или опровергнуты.

Гипотеза: чтение является частью современного образа жизни, и молодежь разнообразна в выборе форм и жанров чтения.

Рабочие гипотезы: Современные студенты из всех жанров художественной литературы предпочитают классику; Больше всего студенты предпочитают читать книги в бумажном варианте.

Основными методами проведения исследования были выбраны анкетирование и анализ данных.

Основные понятия, которые встречаются в работе:

Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками, статусом в обществе и социальными функциями.

Чтение – это процесс когнитивного усвоения информации, записанной на бумаге или другом информационном носителе. [1]

Читательский интерес - это избирательно-положительное отношение личности (или группы) к произведениям печати, значимость и эмоциональная привлекательность которых обусловлены, их соответствием потребностям личности (группы) в чтении. [3]

Литературные жанры - исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств. [2]

Виды литературы – группы произведений, выделяющиеся как по содержанию текстов, так и по их предназначению. [2]

Образ жизни – форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Современный образ жизни обозначен условиями нашего времени. [4]

В исследовании проняло участие 63 человека из разных институтов САФУ и с разных курсов. Исследование проводилось методом анкетирования. Специально разработанная анкета состояла из 14 вопросов, из них 4 вопроса общих (название института, курса, возраст и пол респондента), 8 вопросов с выбором ответа, причем респондентам предлагалось выбрать один ответ из списка или несколько, а также 3 вопроса с развернутым ответом. Анкета была создана по средствам программы GoogleDocs, и распространялась среди респондентов через социальную сеть «Вконтакте».

В первом блоке вопросов респонденты должны были указать свой институт, курс, возраст и пол. Больше всего респондентов было из Института комплексной безопасности (11 человек), Юридического института (8 человек) и Института социально-гуманитарных и политических наук (9 человек). Среди всех респондентов больше всего было студентов со второго и третьего курса. 25 человек (39, 7 %) опрошенных учатся на втором курсе. Так как больше всего студентов было со 2 и 3 курса, то и возраст большинства студентов – от 18 до 21 года. 40 человек (63,4 %) ответили, что им 18 лет. Большинство опрошенных в данном исследовании было женского пола (74,6 %), опрошенных мужского пола – 25,4 %.

Во втором блоке анкеты вопросы были на тему чтения. Первыми вопросами были: «Любите ли вы читать?» и «Как часто вы читать?». Большинство студентов сегодня, несмотря на общий спад популярности чтения, все-таки любят читать, и делают это либо каждый день, либо несколько раз в неделю.

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Любите ли вы читать?».

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Как часто вы читаете?».

Самым популярным видом литературы среди студентов САФУ является художественная литература, ее выбрали 85,7 % опрошенных. Стоит отметить, что студенты могли в данном вопросе выбирать несколько ответов. А это значит, что студенты, выбравшие художественную литературу, читают не только её, но и другие виды литературы. Одинаковое количество студентов выбрали научную литературу и периодические издания (газеты и журналы) – 21 человек (33,3 %).

Рисунок 4. Самые популярные виды литературы.

Из всех жанров художественной литературы больше всего наши студенты любят читать классику, как русскую, так и зарубежную. Классику выбрали 34 человека (54 %). На втором месте стоят приключения и романы, 30 и 29 человек соответственно.

Рисунок 4. Самые популярные жанры художественной литературы.

В одном из открытых ответов студентам предлагалось написать имена их любимых авторов и названия любимых произведений. И данные ответы подтверждают одну из рабочих гипотез, что современные студенты любят читать классику. Студенты отмечали таких зарубежных авторов как Франсуаза Саган, Эрих Мария Ремарк, Джейн Остин, сэр Артут Конан Дойл. Один из респондентов написал: «Мой любимый автор - Ремарк. Он писал душевные книги, в которых я чувствую душевное родство с его мыслями и переживаниями. Эти книги наполнены легкостью и чувственностью». Из русских классиков люди чаще всего писали Толстого, Чехова, Булгакова, Достоевского. Один из респондентов ответил: «Предпочитаю русскую классику. Часто читаю Л.Н.Толстого, считаю его слог очень простым и доступным, но это не мешает его произведениям быть глубокими и затрагивающими душу». Студенты отмечали среди любимых авторов и такие редкие имена как Иван Ефремов (советский фантаст), Анна Гавальда (французская писательница), Ксавье де Монтепен, Макс Фрай, Анн и Серж Галон. Опрос также подтвердил и вторую рабочую гипотезу, что больше всего студенты предпочитают читать книги в бумажном варианте. 57 человек из 63 опрошенных (90,5 %) предпочитают книги в бумажном варианте. А из этих 57 человек большинство (41 человек, 65,1 %) получают книги по средствам покупки их для личной библиотеки. В городскую и университетскую библиотеку ходят 42,9 % опрошенных. Причем целью посещения библиотеки не всегда является получение книги. Многое студенты работают над своими научными работами прямо в библиотеке, или посещают различные лекции и мероприятия. Ответы на вопрос «Когда в последний раз вы были в библиотеке, и с какой целью?» можно разделить на две большие группы. Половина студентов была в библиотеке в течение месяца (многие отвечали, что были в библиотеке вчера), а другая половина посещала библиотеку больше года назад. В качестве основных причин побуждающих студентов заниматься чтение были выделены следующие: получение удовольствия от процесса (41 человек, 65.1 %), получение новых знаний (33 человека, 52,4 %), способ расслабиться и отдохнуть (31 человек, 49,2 %), необходимость для учебы (26 человек, 41,3 %). А при ответе на открытый вопрос о причинах редкой возможности чтения, студенты чаще всего писали, что такими причинами являются лень, нехватка свободного времени, наличие социальных сетей и отсутствия интереса к чтению. Также многие студенты отмечали высокую стоимость книг в магазинах на сегодняшний день. И одним из самых главных вопросов в анкете был вопрос «Считаете ли Вы чтение частью современного образа жизни?». Этот вопрос напрямую связан с целью исследования. И большинство студентов считают чтение частью современного образа жизни (43 человека, 68,3 %).

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы чтение частью современного образа жизни?».

Таким образом, цель исследования была достигнута, а основная гипотеза исследования («чтение является частью современного образа жизни, и молодежь разнообразна в выборе форм и жанров чтения») и рабочие гипотезы подтвердились. Несмотря на сложившиеся стереотипы, что современная молодежь проводит свое свободное время только за компьютером, чтение является важно частью их жизни. Современные студенты в большинстве случаев предпочитают читать классику, причем как русскую, так и зарубежную. Читаю современные студенты часто и по разным причинам. Если это художественная литература, то основной причиной чтения можно назвать получение удовольствия от процесса, а если научная, то это получение знаний и выполнение студенческих работ. Большинство студентов по-прежнему предпочитают бумажную книгу электронной. Они не отрицают удобство электронных носителей информации, но читать книгу в бумажном варианте им интереснее и приятнее. Современные студенты также являются частыми гостями библиотек, они не только берут там книги, но и работаю, учатся, проводят свой досуг в библиотеке.

Список использованных источников.

1. Чтение [Электронный ресурс]: Свободная электронная энциклопедия, - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чтение

2. Литературные жанры [Электронный ресурс]: Свободная электронная энциклопедия, - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Литературныежанры

3. Читательский интерес [Электронный ресурс]: Большая энциклопедия нефти и газа, - Режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id62051p1.html

4. Образ жизни [Электронный ресурс]: Сайт Института философии Российской Академии наук, - Режим доступа: http://iphras.ru/elib/2142.html

5. Мытько Н.В. Актуальные проблемы исследования чтения студенческой молодежи в начале XXI века [Электронный ресурс]: Электронный научный журнал «Культура и время перемен», - Режим доступа: http://timekguki.esrae.ru/1-16

6. Т. В. Кулешова. Читательская культура молодежи: мифы и реальность / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия. - Петрозаводск: ДЮБ РК, 2009. - 34 с.