ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВНУТРИЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТОМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВНУТРИЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТОМ

Шкондина Д.А. 1
1БелГУ, факультет математики и естественнонаучного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование одаренности имеет уже большую историю в отечественной и зарубежной психологии, но до сих пор остается множество «белых пятен» в этой области психологических знаний, что придает особую актуальность проведению исследований и усовершенствования методов изучения рассматриваемой проблемы. Одаренные дети очень часто могут испытывают внутриличностный конфликт, из-за излишней нагрузки и общеобразовательных программ, в которых не совсем учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний. Таким образом, проблема одаренности еще полностью не решена в школах, но в современной психологической науке разработаны подходы, позволяющие в некоторой степени решать поставленные проблемы. Следовательно, проблема развития творческой одаренности индивидуума в последние годы становится одной из центральных проблем в психологии.

Анализ научно-психологической литературы позволяет утверждать, что наиболее активно проблему внутриличностных конфликтов изучали зарубежные авторы. Характерная особенность взглядов зарубежных исследователей заключается в том, что проблему внутриличностных конфликта они, в подавляющем большинстве, рассматривают с учетом того понимания личности, которое складывается в рамках той или иной теоретической концепции личности[1].

В частности это касается психодинамической теории личности 3. Фрейда индивидуальной теории личности А. Адлера, аналитической теории личности К. Юнга, гуманистической теории личности Е. Фромма, социокультурной теории личности К. Хорни, гуманистической теории личности А. Маслоу, феноменологической теории личности К. Роджерса и др[4].

Целью экспериментального исследования было выявить особенности креативности юношей и девушек с разной степенью внутриличностного конфликта.

Мы предположили, что креативные юноши и девушки более склоны к внутриличностным конфликтам, чем менее креативные.

В нашем исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Диагностика личностной креативности (Е. Е.Туник)

Данная методика предназначена для выявления особенностей творческой личности, который состоит из 50 вопросов.

  1. Методика «Четыре персонажа»

Данная методика разработана докторами педагогических наук, профессорами

Московского экстерного гуманитарного университета Верой Лосевой и Алексеем Луньковым.

Цель методики выявить проблемы и особенности личности юношей.

  1. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова)

Цель методики: исследовать мотивационно-личностную сферу для выявления уровня неудовлетворенности существующей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 45 г. Белгорода, в котором участвовало 20 учащихся 9 класса, из них 10 юношей и 10 девушек.

Перейдем к анализу полученных результатов. На первом этапе нами была проведена диагностика личностной креативности. По результатам диагностики креативности, с целью лучшего изучения влияния креативности на внутренние конфликты, наша выборка была поделена на две части: 10 человек с большим уровнем креативности и 10 с меньшим уровнем.

На втором этапе нами было проведено исследование мотивационно-личностной сферы юношей и девушек для выявления уровня неудовлетворенности существующей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности.

Рис.1 Соотношение ценности-доступности предложенных ценностей менее креативных юношей и девушек.

Рис.2 Соотношение ценности-доступности предложенных ценностей более креативных юношей и девушек.

Таким образом, мы видим, что креативные дети более склонны к внутренним конфликтам и противоречиям чем менее креативные. Особенно это проявляется в сферах активная, деятельная жизнь, интересная учеба, красота природы и искусства, любовь, материально-обеспеченная жизнь и творчество. Менее креативные чувствуют «внутренний вакуум» или удовлетворенность данными сферами.

Рис.3 Соотношение ВК; ВВ; НЗ креативных и менее креативных испытуемых.

В результате сравнительного анализа внутренних конфликтов креативной и менее креативной выборки мы видим, что:

По всем жизненным сферам 49% креативных испытуемых и 28% менее креативных имеют внутренний конфликт. То есть креативные дети чувствуют себя более нестабильно чем дети с меньшим уровнем креативности. Они не довольны и хотели бы улучшить состояние своего здоровья, чаще хотели бы быть независимыми в своих поступках и действиях. Креативные юноши и девушки чувствуют себя неуверенно и желали бы изменить данную ситуацию.

Внутренний вакуум преобладает у менее креативных испытуемых 42% в сравнении с 34% креативных.

Среди испытуемых 17% креативных и 30% менее креативных находятся в нейтральной зоне.

Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что творческие, креативные юноши и девушки более склонны к внутренним конфликтам, сомнениям, противоречиям между желаемым и возможным, чем менее креативные.

На основе проведенного нами экспериментального исследования мы можем сделать вывод, что существует различия по степени выраженности внутриличностных конфликтов у креативных и менее креатвных старших школьников. В результате проведенного исследования нами были выполнены все поставленные задачи и выдвинутая гипотеза, что уровень и особенности креативности у юношей с различными степенями выраженности внутриличностного конфликта – будут существенно отличаться, была подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиева Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИП РАН. 1991.

2. Лурия А. Г. Природа человеческих конфликтов / Пер. с англ.. – М.: «Когито-Центр», 2003.-342 с. (Классики психологии)

3. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988.

4. Юнг К. Г. Символическая жизнь / Пер. с англ.. – М.: «Когито-Центр», 2003.—326 с.(Классики психологии)

Просмотров работы: 360