ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сайфуллина А.Х. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка оказывают влияние следующие факторы: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых обязанностей.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих его взрослых.

Школьную дезадаптацию следует рассматривать как одну из форм сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Противоправное поведение несовершеннолетних растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. 95% социально дезадаптированных детей имеют психические отклонения. И лишь 10% нуждающихся в психокоррекционной помощи могут ее получить.

Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса. Как правило, чаще всего дезадаптация развивается среди школьников младших классов, однако может проявиться и у детей более старшего возраста.

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям.

Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Основными способами получения информации об уровне адаптации детей к школьному обучению, а также их соответствии школьным требованиям являются:

- Наблюдение за первоклассниками в процессе учебной деятельности;

- психологическое исследование детей с помощью проективных рисуночных методик, а также анкетирования;

- изучение и анализ психолого – педагогической литературы.

Использованные нами методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показывают, что 16% детей положительно относятся к школе, 52% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 32% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 84% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.

Анализируя проведенное исследование можно сделать следующие выводы: комплекс разработанных мероприятий повышает уровень адаптации первоклассников и помогает им скорее привыкнуть к обучению в школе и позволяет достигнуть положительного результата школьной адаптации.

Учебная мотивация является значительным фактором, влияющим на адаптационные процессы. Неразвитость внутренних мотивов учения, а также широко представленные отрицательные мотивы у учеников замедляют и ухудшают не только их социально-психологическую, но и интеллектуальную и эмоциональную адаптацию. На общий результат школьной адаптации оказывают влияние внешние факторы в виде условий обучения, отношения и ожиданий родителей и учителей.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является самым главным итогом психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Несформированность хотя бы одного компонента школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, а также в учебной и социально-психологической сфере.

По итогам проведенного исследования были составлены рекомендации по профилактике и коррекции школьной дезадаптации, которые может использовать в своей работе учитель начальных классов, школьный психолог, а также родители.

Рекомендации учителям по профилактике школьной дезадаптации:

1. Своевременное психолого-педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.

2. Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).

3. Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.

4. Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска.

На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть - специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.

5. При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.

6. Применение правильной организации режима школьной жизни первоклассников.

7. Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.

8. Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегающую учебную деятельность.

Рекомендации родителям:

Большое значение для облегчения адаптации имеет соблюдение первоклассниками норм двигательной активности. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в школе и перед сном.

Безусловно, для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован рациональный режим дня. Специалисты рекомендуют по возможности не отдавать сразу первоклассника в группу продленного дня на весь день; крайне желательно хотя бы в первой четверти устраивать для ребенка один-два дня, полностью или частично свободных от «продленки».

Учащиеся первых классов могут заниматься в секциях и кружках (следует рекомендовать преимущественно физкультурные и эстетические занятия): рекомендуется не более двух кружков при общей продолжительности занятий не более 6 часов в неделю. Выполнение домашних заданий рекомендуется начинать не ранее 16:00. В режиме дня детей следует предусмотреть время спокойного отдыха после обеда, возможна организация дневного сна для детей, не посещающих группу продленного дня. Продолжительность ночного сна первоклассников должна составлять не менее чем 9,5 часа, а игры на компьютере и просмотр телепередач не должны превышать 1 час в день.

Анализируя проведенное исследование можно сделать следующие выводы: комплекс разработанных мероприятий повышает уровень адаптации первоклассников и помогает им скорее привыкнуть к обучению в школе и позволяет достигнуть положительного результата школьной адаптации. Более сильной детерминантой положительной адаптации является ситуация начала интеллектуальной деятельности как части учебной деятельности в привычных условиях сложившихся социальных структур и эмоционального фона. Социально-психологическая адаптация учащихся затруднена в условиях ее связи с интеллектуальными и эмоциональными компонентами адаптации при одновременном отсутствии эмоционального сопровождения интеллектуальных процессов.

Учебная мотивация является значительным фактором, влияющим на адаптационные процессы. Неразвитость внутренних мотивов учения, а также широко представленные отрицательные мотивы у учеников замедляют и ухудшают не только их социально-психологическую, но и интеллектуальную и эмоциональную адаптацию. На общий результат школьной адаптации оказывают влияние внешние факторы в виде условий обучения, отношения и ожиданий родителей и учителей.

Литература

1. Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак. – 2003. – 672 с.

2. Психологический словарь [Текст] / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2007. – 800 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.

4. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. – 1991. – 416 с.

Просмотров работы: 1928