IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ СТУДЕНТОМ?
Онохова М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Студенческая пора, прекрасное начало перемен. У многих жизнь в период студенчества ассоциируется с весельем и беззаботностью, учеба и стресс в период сессии чередуются с увлекательным общением с друзьями, буднями в общежитии, интересными (и не очень) лекциями, импровизированными праздниками. Как бы там ни было, студенческая жизнь – важный этап в судьбе, который надо принять.

Однако, интенсивная учеба у многих учащихся, вызывает сильный стресс. Проблемы, характерные для молодых людей, период, когда на плечи ложится груз достаточно серьезной ответственности, по меньшей мере, за собственное будущее. Есть много подтверждений того, что верный спутник бытия студента – хронический учебный стресс.

Студент должен справиться с переходными трудностями, преобразовать старые роли и освоить новые, в ходе всего этого учебный стресс — неотъемлемый элемент. Студенчество, как отдельная возрастная и социально-психологической категория была выделена в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

И.А. Зимняя, рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.

Можно сказать, что период студенчества один из самых переломных моментов в нашей жизни, ведь именно в этот период, закладываются основы нашего будущего. Поэтому проблема студенчества актуальна в любое время.

После окончания школы, перед нами стоит важный вопрос – это выбор профессии, выбор нашего дальнейшего пути. И самое главное в этот момент, сделать этот выбор осознанно. Учеба должна приносить радость, увлекать человека, чтобы студенту было легче справиться со стрессом перемен. Нашей задачей было выяснить почему люди выбрали такой путь, нравится ли им выбранная профессия и какой они находят студенческую жизнь, в общем. Для данного исследования было решено провести анонимные анкетирования студентов

Целью данного метода является выявление особенности субъективного восприятия студентами современной студенческой жизни.

Кроме того, перед нами стоял ряд следующих задач:

  1. Выявить особенности адаптации студентов, а именно: самоопределение в коллективе, с однокурсниками, умение конструктивно выходить из конфликтов.

  2. Определить уровень снижения депрессии и стресса из-за оторванности от родителей и от дома.

  3. Выявить проблемы, связанные со студенческой и иной средой, легкомысленное отношение к учебе в вузе, иллюзия бесконтрольности. Неумение организовать свой рабочий день конструктивно, без ущерба для своего здоровья.

Для достижения цели, было проведено три анонимных анкетирования. Для данного исследования была взята группа студентов, в составе 18 человек.

Первое помогло нам выявить возникающие профессиональные трудности. Студентам было предложено ответить на следующие вопросы:

Мне трудно не поддаваться на конфликтную ситуацию:

1. Да-16%

2. Нет-63%

3. Иногда-21%

Мне трудно общаться с однокурсниками:

1. Да-15%

2. Нет-74%

3. Иногда-11%

Мне трудно контролировать свое эмоциональное состояние:

1. Да-26%

2. Нет-68%

3. Иногда-6%

Мне трудно управлять процессом восприятия и позитивного общения с окружающими:

1. Да-16%

2. Нет-79%

3. Иногда-6%

Мне трудно найти компромиссное решение в учебе:

1. Да-37%

2. Нет-63%

Мне трудно себя контролировать:

1. Да-16%

2. Нет-68%

3. Иногда-11%

4. Воздержался-6%

Проведя анализ полученных ответов, можно сказать, что большая часть студентов, сохраняет позитивный настрой, и треть студентов имеет определенные трудности в учебе и общении с коллективом. Данный результат радует, но так, как часть студентов все-таки имеет дискомфорт, то есть необходимость проводить работу по раскрепощению студентов, налаживания общения, а так же проводить мероприятия, повышающие интерес к учебной деятельности.

Кроме того, студентам было предложено заполнить пропуски «мне трудно» своими ответами, что позволило выяснить наиболее острые проблемы в жизни студента. Таким образом, мы получили следующие результаты:

  1. Трудности публичных выступлений

  2. Трудности в выполнении заданий

  3. Трудности принятия ответственности

  4. Трудности в сохранении позитивного настроя

  5. Трудности в сосредоточивании на учебе

Исходя из этих ответов, мы видим, что некоторые студенты стесняются выступать на публике, соответственно можно предположить, что эти же студенты имеют трудности общения в коллективе. Некоторые из студентов имеют проблемы в учебе, при выполнении заданий, сохранении позитивного настроя и сосредоточивании, это говорит о том, что возможно некоторые студенты не довольны выбором своей профессии. И некоторая часть студентов боится принятия ответственности, возможно потому, что люди до сих пор, не хотят выходить из-под крыла своей семьи.

Следующим шагом было использование методики незаконченных предложений, которая позволила выявить осознаваемые и неосознаваемые установки студента. Мы получили следующие результаты:

Если бы я был транспортным средством, я был бы…

1. Машина( класса люкс) – 24%

2. Мотоцикл- 29%

3. Автобус- 5%

4. Трамвай- 5%

5. Коньки- 5%

6. Поезд в Хогвартс- 5%

7. Теплоход(корабль)- 10%

8. Самолет-19%

Если бы я был отрицательным персонажем сказки, я был бы…

1. Баба яга-11%

2. Малифисента -11%

3. Лиса-11%

4. Воздержались-16%

5. Непохожие ответы-53%

Если бы я был цветом, я был бы…

1. Черный-21%

2. Красный-21%

3. Синий-11%

4. Желтый-11%

5. Белый-11%

6. Фиолетовый-11%

7. Разные- 16%

Если бы я был настроением, я был бы….

1. Плохим(грустным, злое)- 32%

2. Радостным(веселым)-63%

3. Отличные от других -5%( задумчивость)

Если бы я был грехом, я был бы…

1. Чревоугодие – 26%

2. Уныние-11%

3. Похоть- 16%

4. Тщеславие-11%

5. Ложь-11%

6. Отличные- 16%

7. Воздержались- 11%

Если бы я был инструментом, я был бы…

1. Молоток-26%

2. Гитара-21%

3. Флейта-11%

4. Скрипка-11%

5. Разные-37%

Если бы я был животным, я был бы…

1. Из семейства кошачьих- 63%

2. Оригинальные-37%(дракон, ёж, волк, орел, лиса, носорог, панда)

Если бы я был известным литературным героем или историческим деятелем, я был бы…

1. Печорин-11%

2. Разные-84%

3. Воздержались-5%

Если бы я был запахом, я был бы…

1. Цветочный-11%

2. Корица-11%

3. Дождь-11%

4. Ягодный-11%

5. Запах парфюма-11%

6. Цитрусовый-11%

7. Разные-32%

Данный тест, позволил нам узнать, что все студенты индивидуальны, так как различных ответов было гораздо больше, чем схожих. У каждого индивидуальное отношение, и каждый из них видит мир по-разному. На вопросы о цвете, грехе, настроении и запахе, были даны в большей степени положительные ответы. Это говорит нам о том, что настрой к учебе у ребят все еще положительный.

И в завершении студентам было предложено написать минусы и плюсы студенческой жизни. Проанализировав ответы, мы получили следующие результаты:

Плюсы:

  1. Это круто- 5%

  2. Новые знакомства и нахождение лучших друзей, веселая жизнь- 16%

  3. Свобода действий, начало самостоятельной жизни- 21%

  4. Возможность развития, изучение чего-либо нового – 47%

Минусы:

  1. Учить предметы, которые не нравятся-5%

  2. Учеба, сильная нагрузка, много домашней работы-47%

  3. Шестидневка, отсутствие свободного времени, усталость -37%

  4. Постоянная оценка моей работы-5%

  5. Одиночество-5%

Основными проблемами студента, являются хроническая усталость и изучение предметов, к которым нет интереса.

Основными позитивными моментами студента, являются новые знакомства и самостоятельность.

Заключение

Проведя исследования, результат которых изложен выше, мы пришли к следующему заключению: Основными и актуальными проблемами студенческого периода, как и предполагалось, оказались адаптация в новом коллективе, хроническая усталость, а так же, в некоторых случаях, неправильный выбор профессии. Эти проблемы очень важны и требуют незамедлительно решения. То есть, проведения мероприятий, направленных на преодоление трудностей, которые испытывают студенты. Важнейшим результатом для нас будет, создание комфортной обстановки для студента.