IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     










Корсакова Антонина Андреевна
Большое спасибо за Ваш вопрос! Действительно, в настоящее время внутри Европейского Союза возникло противоречие между двумя параллельно идущими процессами-глобализацией и регионализацией. Они оказывают огромное воздействие на экономическое развитие государств и регионов и несут последствия различного характера. По моему мнению, регионализация порождена глобализацией, но какого-либо отрицательного подтекста в ней нет. Наоборот, внутрирегиональная интеграция способствует объединению интеллектуальных и материальных ресурсов, созданию конкурентоспособных преимуществ стран для выхода на мировой рынок. На мой взгляд, в настоящее время в Европе более остро стоит проблема национального характера, поскольку многие государства дистанцируются от интеграционных проектов. Хрупкую конструкцию ЕС по-прежнему расшатывают внутренние противоречия, на урегулирование которых необходимы значительные экономические ресурсы и политическая воля. В противном случае, любое из этих противоречий может привести к необратимым последствия для всей Европы. Таким образом, в сложившихся условиях государства Европейского Союза должны проявить европейскую сплочённость, а не пытаться нарушить столь шаткое европейское единство.

АРХИВ "Студенческий научный форум"

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сидоренко А.Ю., Юрченков Д.А., Пономарев К.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Военно-профессиональная деятельность военнослужащих ВВС сложна и ответственна. Её эффективность зависит от многих факторов, в том числе и от сформированности профессионально важных качеств, среди которых значительное место занимает профессиональная наблюдательность.

В научных публикациях известных отечественных психологов отмечается значимость развития наблюдательности, как качества личности, качества хорошо подготовленного профессионала.

В своих исследованиях Б.Г. Ананьев подчеркивал выдающееся место наблюдательности в профессиональной деятельности. Он отмечал, что воспитывая наблюдательность, и, следовательно, практические навыки наблюдения, мы тем самым в известном отношении подготавливаем детей к будущей самостоятельной деятельности [1].

Наблюдательный человек, по мнению А.Д. Виноградовой, видит больше, понимает глубже, так как улавливает малозаметные, но существенные признаки предметов, явлений, событий. Такой человек имеет возможность делать боле правильные выводы, тоньше осмысливать происходящее. Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержания психических процессов человека. Развитие наблюдательности является необходимым условием разностороннего формирования личности [2].

Особое значение имеет профессиональная наблюдательность для военнослужащих. Так, Н.И. Никифоров в своем исследовании подчеркивает, что профессиональная наблюдательность необходима в военной деятельности, когда в сложной и быстро меняющейся боевой обстановке, требуется из всего многообразия фактов увидеть наиболее существенное и важное с точки зрения стоящей задачи [4].

Качество личности наблюдательность развивается в процессе непосредственного наблюдения.

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия [3, c. 286]. Оно характеризуется большой активностью личности. При этом человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля его деятельности.

Систематический характер целенаправленного наблюдения, восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать предметы [5, с.31]. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность военнослужащего. Оно тесно связано с особенностями его ума, чувств и воли. Однако их соотношение в наблюдении будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя. Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.

Наблюдение начинается с постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого явления, избежать случайности, стихийности восприятия.

Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний, умений, владение методикой работы. В процессе систематически организуемого и целенаправленного наблюдения развивается наблюдательность.

По мнению психологов, наблюдательность следует рассматривать, как способность человека подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно важные, интересные и ценные с какой-либо точки зрения, но мало заметные и поэтому ускользающие от внимания большинства людей [3, с. 32].

Следует отметить, что наблюдательность не сводится к одному лишь умению вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности. Наблюдательным называют человека, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности [там же].

Наблюдательность зависит от общего интеллектуального развития, характеристик внимания, опыта. В качестве основных преимуществ наблюдательности назовем такие, как:

  • наблюдательность обогащает внутренний мир человека;

  • раскрывает новые интересные черты, качества, признаки в, казалось бы, привычных и обыденных вещах;

  • в жизни наблюдательность позволяет найти позитивные стороны даже в негативных моментах;

  • благодаря наблюдательности мы видим невероятные и неожиданные грани в повседневной суматохе.

  • наблюдательность является для человека источником вдохновения.

Наблюдательность тесно связана с различными сторонами повседневной жизни и проявляется совместно с такими качествами личности, как любопытство, восприимчивость и творческое начало. Любопытство является одним из свидетельств наблюдательности, показателем пытливости ума. Восприимчивость свидетельствует о зрелости чувств, способности углубляться в себя. Неравнодушное отношение к миру делает душу богаче и отзывчивей. Творчество проявляется в ощущениях и эмоциях от увиденного или услышанного. При этом, чем больше информации человек воспринимает из окружающего мира, тем более разносторонним будет его творчество.

Наблюдательность военнослужащего является сложным самостоятельным профессиональным качеством, развитие которого должно целенаправленно осуществляться в условиях профессиональной подготовки в процессе их обучения и воспитания. Так, развивая наблюдательность, необходимо обращать внимание и на развитие памяти, так как наблюдательность неразрывно связана с запоминанием. Поэтому, развивая наблюдательность, необходимо обращать внимание и на развитие памяти. С этой целью можно использовать ряд упражнений. Например, такое: возьмите несколько разных предметов и разложите их на столе в два ряда. Запомните их, а затем поменяйте места их расположения. Запишите, какой предмет, где находится. Продолжайте, увеличивая количество предметов и рядов.

Важно научится не только видеть и запоминать мелочи, но и пропускать их через себя, становясь более восприимчивым; быть открытым к получению новых знаний и новых эмоций; анализировать происходящие события; тренировать не только целостность восприятия, но и запоминание отдельных черт и нюансов.

Развитие профессио­нальной наблюдательности связано с формированием знаний, умений и навыков необходимых для развития профессиональной внимательности, проявляющейся в способности обращать внимание профессионально важные детали совей деятельности. Это, прежде всего, знания о сущности внимания и внимательности; о видах внимания; о его свой­ствах; о приёмах, помогающих развить умение устойчиво концентрировать внимание на объекте; о приёмах, помогающих увеличить объём внимания; спо­собствующих умелому переключению внимания с объекта на объект. Важно формировать и развивать навыки: отключения внимания от внешних и внутренних раздражителей; длительной фиксации внимания на объекте; развитие периферического зрения; расслабление мышц тела и психики; описания наблюдаемого объекта; ассоциаций и др.

Для развития профессиональной восприимчивости, целостному, предметному восприятию профессионально важных объектов и явлений необходимо формировать знания об особенностях организации профессионального наблюдения, регулирования и оптимизации этого процесса.

Таким образом, наблюдательность является важным качеством личности, её способность подмечать существенные, характерные, но малозаметные, ускользающие от других частности, подробности и свойства явлений, фактов, объектов.Развитие наблюдательность должно осуществляться в условиях специально организованного познавательного процесса в вузе.

Литература

  • Начало формы

  • Конец формы

  1. Ананьев Б.Г. Воспитание наблюдательности у школьников. - Л.: Лениздат, 1940.-64 с.

  2. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д.Учеб. пособие для студентов пед. институтов. – Под ред. В. В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
  3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М: 2003, с. 286
  4. Никифоров Н.И. Роль наблюдения и наблюдательности в процессе реше­ния тактических задач: дис.канд.пед.наук. - М, 1953. - 189 с.

  5. Теплов Б.М. Психология. – М: Учпедгиз, 1953, с.31-32

4