IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     






Андреянов Дмитрий Евгеньевич
1. На мой взгляд, вопрос «Могут ли машины делать то, что можем делать мы как мыслящие создания?» всё же идентичен вопросу «Могут ли машины думать?», поскольку делать что-либо как мыслящее создание подразумевает вначале подумать, а потом сделать что-то, основываясь на своих мыслях. Разве не так? 2. Наличие свойства аутопоэзиса, на мой взгляд является необходимым, но не достаточным свойством, что бы судить о системах ИИ на базе генетических алгоритмов, как об организованных живых сущностях. Это всё же "имитация" жизни. 3. Разве наличие мутаций в генетических алгоритмах не является проявлением своего рода "спонтанности" поведения машинного алгоритма?





АРХИВ "Студенческий научный форум"

ВЛИЯНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Болотских Е.Г., Маслаков С.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Человек по своей природе не может жить без общения, без взаимодействия и сотрудничества с другими людьми [1]. Только в деятельности, в процессе воспитания и обучения происходит раскрытие личности и это одно из важнейших свойств, изучаемых педагогической психологией. Нами было проведено исследование, которое заключалось в том, чтобы проверить эффективность разработанных воспитательных мероприятий для формирования социальных навыков младших школьников.

В своем учебнике «Психология» Немов Р.С. предлагает следующее определение социализации. Социализация — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком [3]. Исходя из этого определения, следует, что социализация ребенка может происходить как в условиях воздействия различных (в том числе и случайных) обстоятельств жизни, так и благодаря целенаправленному воздействию (воспитание и обучение, которые рассматриваются как планомерный, педагогически организованный процесс). «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается» – говорил С.Л. Рубинштейн [4]. Проанализировав данное изречение можно сделать вывод о том, что обучение и воспитание личности заключается в самом развитии ребенка, а не надстраивается над ним. В ходе собственной деятельности ребенка формируются черты характера, его способности и личностные психические свойства ребенка. Видные представители науки рассматривают социализацию по-разному. Одни указывают на социализацию, как на процесс развития человека при взаимодействии его с окружающим миром. Вторые – как на процесс формирования социальных установок, умений, соответствующих их социальным ролям.

Целью нашего исследования выступило специально организованное воздействие на личность младшего школьника посредством активных методов обучения. На его основе предполагалось сделать вывод о формировании социальных навыков. Основным методом нашей исследовательской работы был эксперимент. Для начала, был выделен класс со сложностями в общении (на основе беседы с учителями). По методике Д.Б. Эльконина («Уровень сотрудничества») была проведена диагностика уровня сотрудничества в школьном коллективе. Проанализировав полученные данные, мы увидели, что высокий уровень сотрудничества имеют 3 ребенка, низкий уровень - 9, средний уровень - 8. Полученные данные мы выразили в процентном отношении, которое показало, что 44% учащихся имеют низкий уровень сотрудничества, 40% - средний и 15% - высокий уровень активности.

Таким образом, тестирование помогло нам увидеть то, что в рассматриваемом школьном коллективе есть несколько детей, которые нуждаются в поддержке со стороны учителей и родителей. Также выявили, что много школьников имеют низкий уровень сотрудничества и средний уровень коммуникативных способностей. Причиной этого является малообщительность взрослых с детьми и самих детей со сверстниками.

Следующий этап – формирующий. В ходе этого этапа были проведены следующие мероприятия, которые помогли детям «раскрыться». Это игры, беседа, классный час. При разработке мероприятий мы основывались на рекомендациях таких авторов, как Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов.

Приведем здесь небольшой отрывок мероприятия.

1. Беседа «Ребята, давайте жить дружно» в 3 классе.

Цель: сплочение детского коллектива Ход игры

Учитель: «Сегодня мы с вами поговорим об интересном слове. Название этого слова вы сейчас узнаете, отгадав загадку:

Друг без друга мы скучаем,

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее ...»

(Дружба)

«Правильно, поговорим мы сегодня о дружбе. А что же такое дружба? Давайте поразмышляем» (ответы детей). «Сейчас девочка прочитает стихотворение про дружбу Юрия Энтина:

Дружит с солнцем ветерок,

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

О чем это стихотворение? У вас на столах лежат в конверты, в них лежат пословицы, необходимо их правильно собрать:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Старый друг, лучше новых двух.

Крепкую дружбу и топором и не разрубишь».

В конце учитель читает стихотворение «Чтобы солнышко светило…» и после него поют все вместе песенку Кота Леопольда «Дождик босиком по земле прошел»

2. Деловая игра, на выявление лидера в коллективе.

Учитель делит учеников в классе на 2 команды. Каждая команда выполняет определенные задания, представляет свою команду (название, девиз).

а) Каждая команда должна в течение 3 – х минут нарисовать коллективный рисунок исходя из названия команды.

б) Составить кроссворд из 4-7 слов по теме.

в) Составить разрезанную картинку на время.

г) Прочитать выразительно стихотворение (конкурс капитанов).

д) Инсценировать сказку.

В течение игры учитель тщательно смотрит за ходом мероприятия, выделяет лидеров к команде, ничего не говоря детям, можно также давать детям треугольники разных цветов: красный – лидер, желтый – исполнитель, синий - зритель. По окончании идет подсчет треугольников.

Итог игры.Учитель: «Мне хочется, чтобы в конце нашей игры вы написали пожелания и оформили их в виде «цветиков-семицветиков», которые мы повесим на доску». Дети пишут на цветике - семицветике желания (в центре фамилию, имя, на лепестках пожелания для родных, для класса, для всех людей. Далее проводится классный час на тему: «Дружба крепкая, не сломается…».

Для выявления динамики уровня сформированности социальных навыков у младших школьников производилось повторное тестирование в исследуемой группе. Результат по методике «Уровень сотрудничества в детском коллективе» показал, что с высоким уровнем сотрудничества 6 (34%) детей, с низким 5 (22%) и 8(44%) детей имеют средний уровень сотрудничества. После сделали вывод о том, что данные мероприятия являются эффективными для формирования коммуникативной сферы личности, уровень сотрудничества у детей вырос. Исходя из полученных данных, высокий уровень во втором случае на 19% больше, чем в первом. Показатели низкого уровня также изменились в лучшую сторону. Данный уровень был 44%, стал 22%, средний уровень увеличился на 4%. Проведенные мероприятия пошли ученикам на пользу. Рекомендуем учителям чаще использовать подобные материалы на уроках и во внеклассной деятельности, для совершенствования коммуникативных навыков школьников. Активные методы обучения содействует формированию социальных навыков ребенка. Игра помогает ребенку показать себя с лучшей стороны, выявить способности каждого. Использование игры в начальной школе необходимо! А также применение различных мероприятий на улучшение коммуникации, сплочение детского коллектива поможет раскрыть способности каждого ученика. Учитель сможет предугадать различные конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в детском коллективе. Мероприятия помогут раскрыть творческий потенциал детей, наилучшим образом организовать учебный процесс. Дети в ходе игры лучше познают себя и окружающий мир в целом, игра снимает усталость, дает заряд на бодрости на целый день, развивает общительность у ученика начальной школе.

Таким образом, можно сделать вывод, чтобы улучшить социальные навыки младших школьников необходимо как можно больше формировать интерес детей путем включения в процесс обучения различных активных игр, загадок, игр-соревнований, наглядных материалов, игр-путешествий и так далее.

Список использованной литературы

1. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 288 с.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.

3. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2005. - 738 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 426 с.