РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКОВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКОВ.

Руснак А.В. 1
1ФГБОУ ВО «Московский Педагогический Государственный университет» Факультет «Педагогики и психологии»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст – во многом определяет последующую судьбу человека, несмотря на то, что подростки живут настоящим, это время перехода от детства к юности, в это время определяются жизненные перспективы. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

Становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка. К, сожалению, в современной массовой школе, педагоги не учитывают личностные особенности подростка, за оценками и учебными результатами подростков они перестают видеть личность, растущую и развивающуюся. По мнению Бернса одной из важных составляющих самооценки человека является то, как, по его мнению, оценивают его другие. Следовательно, если подростка оценивают только по его результативности в школе, то это может способствовать нарушению его нормального уровня самооценки.

Противоречием данного процесса является знание о том, что с одной стороны, позитивная самооценка подростка очень важна, а с другой стороны педагоги и учителя редко задумываются о самооценке своих учеников. Школьные психологи, чаще всего проводят, только плановые тестирования на агрессивность и тревожность подростков, не проявляя дальнейшего интереса о том, что будет с детьми. С одной стороны, известны тренинги, которые могут эффективно влиять на самооценку подростка, но с другой стороны не исследована ролевая игра живого действия, которая наполнена тренингами на командообразование, ситуациями морального выбора.

Проблема данного исследования заключается в следующем вопросе - возможно ли использовать в работе с подростками ролевую игру, как средство влияния на самооценку подростков, несмотря на то, что игра в этом возрасте уже не считается основным видом деятельности.

Целью нашего исследования является решение названной проблемы.

Объект исследования – самооценка подростков, предмет исследования – влияние ролевой игры на самооценку подростков.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что организованная ролевая игра может эффективно влиять на самооценку детей подросткового возраста, если сюжет игры, объединенный общим сценарием, может меняться в зависимости от выбора игроков; если в процессе ролевой игры происходит смена среды, т.е. происходит выезд участников в новую для них обстановку; если участники ролевой игры сопровождается поддержкой взрослых (мастерами игры); если каждый день ролевой игры заканчивается групповой рефлексией игроков.

В эмпирическом исследовании применялись следующие методы:

проведение организованной ролевой игры;

наблюдение за участниками игрового процесса;

проведение модифицированной нами методики исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.

Наше исследование мы проводили на базе терапевтического сообщества приемных семей «Китеж».

«Китеж» – это сообщество приёмных семей и терапевтическое сообщество. Это уникальная модель семейного устройства и обучения детей-сирот, которая более 20 лет существует и совершенствуется в Калужской области. «Китеж» - это место, которое каждые каникулы превращается в особый мир сказки и творчества, мир ролевой игры.

Ролевая игра в сообществе «Китеж» - это интерактивный динамический спектакль с открытым финалом и возможностью выбора и изменения хода игровых событий.

Основу ролевой игры составляет свободный сюжет на выбранную тему, который разыгрывается детьми и взрослыми – участниками в специально отведенное время в пределах обозначенной территории.

На ролевую игру в «Китеж» приезжают дети из самых разных областей нашей страны, этим летом были дети из г.Москвы, г.Санкт-Петербурга г.Жуковского, г.Челябинска, г.Сочи, г.Ялты и д.р. Обычно на игру приезжают половина новеньких и половина тех, кто уже знаком с Китежем, кого-то отправили родители узнав от друзей и знакомых, кто-то наткнулся на рекламу Китежа, а кого-то сильно заинтересовали друзья. В исследовании приняло участие 65 детей в возрасте 12-16 лет.

Летом 2015 года в «Китеже» проходила историческая ролевая игра.

Этим летом игровой полигон был разделен на два больших города.

Оба города были объединены общим игровым сюжетом, в самом начале игры они собирались все вместе, где мастера игра разыгрывали для них представление, погружение в игру.

Немного о плане дня игроков: в игровое расписание входили обязательные задания, так называемые «квесты» и было время на свободный мир. Вечером все дети собирались у костра на вечернее чаепитие и осознание происходящих событий, понимание смысла и возможностей, последствий игровых действий.

Мастера игры сопровождают игроков во время всего игрового действия, обеспечивают и активизируют движение игрового сюжета. Они как бы следуют за игроком по сюжету, иногда ненавязчиво направляя, корректируя его действия. Универсальным механизмом влияния в данном случае выступает одобрение или неодобрение, как мастеров игры, так и всего детского сообщества, отдельных его групп.

Во время ролевой игры участники учатся преодолевать трудности, учатся взаимодействовать с различными героями, выполнять их задания, сражаться, принимать решения, а также нести за них ответственность, примеряют на себя роли, которые потом помогут им во взрослой жизни. За время игры дети проходят через все хитросплетения сюжета, взрослея и меняясь. Но их ждет еще одна – последняя - битва со злом. В ней мы даем ребенку возможность пережить радость победы. Но для этого надо постараться и попотеть. Перед ребенком стоит очень трудная задача, однако уровень ее сложности специально рассчитан так, чтобы ребенок справился. Он чувствует, что это сложно, однако интересно и возможно. Ощущение себя спасителем мира, защитником слабых предает ребенку уверенности, объективно поднимает самооценку, дает почувствовать, что без усилий не добиться цели.

Для исследования изменений, полученных в процессе ролевой игры, была проведена сокращенная (см. приложение № 2) методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева: до и после ролевой игры, а также проводилось наблюдение за участниками ролевой игры.

В МИС С.Р.Пантелеева мы рассматривали шкалы:

  • самоуверенность - выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть, за что себя уважать;

  • саморуководство - отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного "Я", либо внешних обстоятельств;

  • самоценность - передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного "Я" для других;

  • самопривязанность - выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.

Наблюдение, проводимое нами, в процессе ролевой игры было включенным т.к. на протяжении всех двух недель проводящие мастера жили в палаточном лагере вместе с детьми, и мы имели возможность наблюдать их практически постоянно и участники не знали, что мы проводим какую-то исследовательскую работу. Мы старались записывать самые яркие изменения, происходящие в подростках.

Опишем самые яркие примеры наших наблюдений за подростками в игровом процессе: Большие изменения произошли в девочке Насте (12 лет), она в начале игры была не очень активна, общих вечерних собраниях стеснялась мнения более, старших ребят. Каждый вечер мы выбирали капитана команды на следующий день и в середине игры мы предложили ее кандидатуру и почти все ребята проголосовали за нее. Настя согласилась, хотя перед отбоем подошла к проводящему мастеру и рассказала о своих страхах и переживаниях по поводу следующего дня и ее роли в команде.

На следующий день Настя вела команду при поддержке старших ребят.

Ребята на вечерней свечке сказали, что у Насти получилось хорошо организовывать команду на дневные активности. Настя сказала, что ей очень понравилось вести команду, и что это сделало ее одним целым с ней, и что если бы была возможность еще раз побыть лидером команды она бы согласилась без страха и сомнений.

В последующее время Настя не боялась проявлять свою активность, очень живо и с интересом включалась в различные обсуждения.

По результатам опросника С.Р.Пантелеева «МИС» у Насти показатели по всем рассматриваемым нами шкалам результаты увеличились с маленьких, на высокие.

По результатам проведенной модифицированной нами методики самоотношения Р.С.Пантелеева, мы можем сделать вывод, что ролевая игра живого действия может эффективно влиять на самооценку подростков.

По шкале «самоуверенность» (см. диаграмму №1) у 42% подростков результаты повысились, у 42 % не изменились и у 16% понизилась.

По шкале «саморуководство» (см. диаграмму № 2) у 46% подростков результаты повысились, у 39 % не изменились и у 13% понизилась.

По шкале «самоценность» (см. диаграмму № 3) у 48% подростков результаты повысились, у 40 % не изменились и у 12% понизилась.

По шкале «самопривязанность» (см. диаграмму № 4) у 43% подростков результаты повысились, у 39 % не изменились и у 18% понизилась.

Результаты проведения модифицированной методики исследования самоотношения С.Р. Пантелеева показали, что у участников игры видна положительная тенденция по изменению самооценки, что означает, что участники игры научились справляться со стрессовыми ситуациями без угрозы для своей самооценки. По нашим наблюдениям подростки, занимавшие слишком авторитарную позицию, становятся более чуткими по отношению к другим, подростки, занимавшие позицию подчинения, учатся отстаивать свои интересы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что организованная ролевая игра оказывает положительное влияние на самооценку подростка если:

  • есть сюжет связывающий весь процесс игры

  • он может меняться в зависимости от выбора игроков;

  • происходит смена среды, создающая возможность изменения ролевого поведения;

  • есть мероприятия, направленные на объяснение происходящего, на рефлексию для объяснения и закрепления определенных позиций, которые могут быть присвоены в процессе игры.

В целом можно сделать вывод о том, что получение опыта подобного взаимодействия в процессе ролевой игры позволяет подросткам скорректировать свое поведение и стать более социально-направленными, сохраняя при этом определенную независимость и способность отстаивать свои ценности. Изменение показателей подтверждают правильность выбранных психолого-педагогических условий, что подтверждает гипотезу. В дальнейшем нашей работе мы планируем рассмотреть способы поддержки взрослым (мастером) в ролевой игре.

Просмотров работы: 513