ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ

Зайцева Г.В. 1, Лоскутова В.А. 1, Капралова А.О. 1
1ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Выбор темы исследования обусловлен тем, что современная общественно-политическая ситуация в мире может негативно влиять на подрастающее поколение. Средства массовой информации (оппозиционные), Интернет распространяют противоречивые информации о России, зарубежные политики свои неудачи на мировой арене перекладывают на нашу страну. В недавнем прошлом дружественная с Россией Украина, сегодня в нас видит заклятых врагов. Самыми уязвимыми в этой политической игре является молодое поколение, в том числе и школьники. Лихие 90-е годы XX века воспитали детей, которые своим идеалом видели грубость, наглость, насилие, а сегодня это поколение воспитывает своих детей, и очень важно, чтобы эти дети выросли нравственно устойчивыми, любящими свою малую и большую родину, т.е. патриотами. Школа, как социальный институт, должна организовать свою деятельность в духе воспитания патриотов. Для правильной организации работы в данном направлении необходимо знать теорию вопроса, провести исследование и предложить действенные средства для повышения уровня патриотической воспитанности младших школьников. Одним из средств является краеведение. Тот человек может полюбить большую Родину – Россию, если он с детства будет любить, беречь, приумножать богатство своего отчего дома, родного села, города, края или республики.

Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач общества, так как любовь к Родине, ее благополучие и совершенствование во многом зависит от подрастающего поколения. Для решения этой задачи необходимо формировать и развивать стабильные гражданские качества личности. К таковым можно отнести ответственность, трудолюбие, честолюбие, гуманность и другие. Особую актуальность данная проблема имеет в современном обществе, когда разрушены старые идеалы и не придуманы новые замыслы. Сегодня патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовности к любым жертвам и подвигам во благо своей Родины.

Воспитание патриота было актуальным направлением во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Проблему патриотического воспитания затрагивали многие известные педагоги и общественные деятели прошлого: В.Г. Белинский, М.В. Ломоносов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и другие. Все они считали важным воспитание в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Вопросы патриотического воспитания рассматривались и такими советскими педагогами, как А.С. Макаренко, Н.К. Крупская. В.А. Сухомлинский, Н.К. Гончаровым и др.

В последние десятилетия проблема патриотического воспитания рассматривалась в работах Г.Х. Валеевой, Л.И. Мищенко, Л.В. Кокуевой, Н.В. Ипполитовой, А.В. Вырщикова.

В современном мире патриотическое воспитание в большей степени ориентировано не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине («Я – гражданин России!»).

Но, не смотря на множество работ и статей по проблеме исследования, наблюдается недостаточно методов и средств организации работы по патриотическому воспитанию детей в современных малых и больших городах.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить влияние краеведения на уровень патриотической воспитанности младших школьников.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – патриотическая воспитанность детей младшего школьного возраста средствами краеведения.

Задачи исследования:

1. Изучить философскую, педагогическую литературу по патриотическому воспитанию;

2. Подобрать диагностические методики для изучения уровня патриотической воспитанности младших школьников;

3. Провести педагогический эксперимент по патриотическому воспитанию младших школьников и обработать результаты исследования.

Методы исследования:

- теоретические (изучение научной литературы по теме исследования);

- эмпирические (методика «Допиши предложения»; анкета, включающая в себя открытые вопросы)

- математические: количественный и качественный анализ результатов исследования.

1. Вопросы патриотизма и патриотической воспитанности в философской, социально-педагогической литературе

Термин «патриотизм» происходит от греческого «патрис», что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина, Отечество. Отечеством каждого человека считалась земли, которая была освящена домашней или национальной религией, или же та часть земли, где были погребены останки его предков и где жили его души. «Священная земля отечества», - очень часто такое выражение можно было услышать из уст древних греков. Этим объясняется патриотизм древних как сильное чувство, ставшее для них высшею добродетелью и к которому примыкали все другие добродетели. Платон говорил: «Отечество нас рождает, вскармливает и воспитывает» [17]. Итак, понятие «патриотизм» зародилось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.

В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие государственные и общественные деятели, такие как С.Н.Глинка, Н.М. Карамзин, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество» [18].

Однако не только военный долг лежал в основе патриотизма. Гражданский патриотизм был широко распространен и при этом отождествлялся с сознательным патриотизмом. Русский патриот, философ Василий Розанов описывал «сознательный патриотизм» так: «Счастливую и великую родину – любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, - мы не должны отходить от нее» [10].

Вопросами патриотического воспитания подрастающего поколения занимались такие выдающиеся общественные деятели и педагоги прошлого, как К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев и др. Они считали, что необходимо воспитывать сознательных граждан, любящих свое государство и способных осваивать его интересы.

По мнению В.А. Сластенина, патриотизм есть качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине… В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами» [4].

Аналогичное определение понятия «патриотизм» дал Виссарион Григорьевич Белинский. Он полагал, что чувство любви к родине издавна свойственно народным массам. Настоящие патриоты своей страны поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. Русский народ, начиная с времен Киевской Руси, постоянно терпел нападение врагов и в большинстве случаев был непобедим. На борьбу с противником поднимались не только войска, но и весь народ, проявляя свое мужество, стойкость, храбрость. Не эти ли качества лежат в основе патриотизма?

Л.П. Кривошенко определял термин «патриотизм» как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [4].

В своих исследованиях отечественные ученые по-разному определяют сущность патриотизма. Одни под патриотизмом понимают «политический принцип» (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев), другие – «сложное нравственное качество» (В.В. Белоусов, И.С. Марьенко, Д.Н. Щербакова, Н.Е. Щуркова и др.) Неоднозначность патриотизма как духовного феномена и как нравственного качества, приобретаемого человеком в процессе нравственного (патриотического) воспитания, показывает его значимость и сложность.

Известный писатель Лев Николаевич Толстой считал патриотизм чувством грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным.

В своей статье «Патриотизм или мир?» 1896 года Толстой отмечал, «что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму» [15].

В советский период в основе понятия «патриотизм» лежит трактовка В.И. Ленина. Он говорил, что «патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [13].

Большое внимание патриотическому воспитанию уделяли и такие педагогические деятели, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский. Они утверждали, что игра является средством патриотического воспитания; в особенности военизированные игры, воспитывающие прекрасные качества бойца: выносливость, выдержку, дисциплинированность, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. А.С. Макаренко ставился вопрос об использовании отдельных воинских традиций четкости, подтянутости, некоторой военной терминологии.

Многие авторы отечественной философии, а именно А.Н. Радищев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, В. Соловьев, И.И. Ильин и др., также обращались к понятию «патриотизм». Проанализировав их труды, становится ясно, что каждый из них имел собственную точку зрения.

Так, например, известный отечественный мыслитель В.В. Розанов в сборнике «Мимолетное. 1915 год» писал: «Любить, верить и служить России – вот программа. Пусть это будет Ломоносовский путь» [16]. Нельзя не согласиться с данным высказыванием. Действительно, когда ты бьешься за свое Отечество, как Ломоносов, - ты уже не заносчивый сверхчеловек, а солдат.

М.В. Ломоносов, в свою очередь, определял патриотизм как средство борьбы с искушениями, которые особенно опасны для одаренных и деятельных людей. Это снобизм, тщеславие, эгоизм, гордыня.

Выдающийся русский философ Алексей Федорович Лосев, раскрывая проблему патриотизма, отмечал: «Любящий любит не потому, что любимое — высоко, велико, огромно. Родители любят детей, и дети любят родителей не за высшие добродетели, а потому что они друг другу родные. Благородный гражданин любит свою Родину также не за то, что она везде и всегда, во всем и непременно велика, высока, богата, прекрасна и пр. Нет. Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это — свое, неотъемлемое свое, родное: он с этим живет, с этим погибает; он и есть это самое, а это самое, родное, и есть он сам» [16].

Русский мыслитель, правовед и политолог Иван Александрович Ильин определяет истинный патриотизм как непременно критическое отношение к тому, что в истории и в сегодняшней жизни Родины вызывает обоснованное недовольство. «Любить свой народ и верить в него, верить в то, что он справится со всеми историческими испытаниями, восстанет из крушения очистившимся и умудрившимся, — не значит закрывать себе глаза на его слабости, несовершенства, а может быть, и пороки. Принимать свой народ за воплощение полного и высшего совершенства на земле было бы сущим тщеславием, больным националистическим сомнением. Настоящий патриот видит не только духовные пути своего народа, но и его соблазны, слабости и несовершенства. Духовная любовь вообще не предается беспочвенной идеализации, но созерцает трезво и видит с предметной остротой. Любить свой народ не значит льстить ему или утаивать от него его слабые стороны, но честно и мужественно бороться с ними. Национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство; она не должна внушать народу манию величия» [16].

Идеи классиков отечественной педагогической науки актуальны и по сей день, многие из них стали основой современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Воспитание патриота считается не только социальной проблемой, но и важной задачей педагогической науки и практики. Формировать и развивать патриотические чувства необходимо с детства.

Наиболее благоприятным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма, является младший школьный возраст. «Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы» [6].

Чувства, как господствующая сила над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, побуждающих детей к расширению знаний. «Если ребенка дошкольного возраста волнует то, что находится в его ближайшем окружении, то у младшего школьника чувства вызваны более широким кругом социальных явлений. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни» [1].

На воспитание патриотизма влияет прошлый опыт ребенка, эмоциональный аспект. Так, «если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение героическим подвигом, ощутил эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным, то он тем самым приобрел эмоциональный опыт, «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь огромное значение для его дальнейшего роста» [1].

Значительное влияние на становление патриотического сознания обучающихся оказывает и содержание образования.

«Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. Перед педагогическим коллективом стоит непростая задача выстроить воспитательный процесс таким образом, чтобы в него органично вплетались разнообразные виды и формы деятельности, позволяющие формировать патриотические качества у младших школьников» [11].

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. ФГОС НОО «определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где человек родился и рос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству» [12].

Учителям начальных классов необходимо учитывать трудности, с которыми можно столкнуться в процессе формирования у учащихся патриотических качеств, а именно конкретность, недостаточная устойчивость и прочность нравственных чувств детей.

Из этого следует, что воспитание патриотических чувств невозможно без активизации познавательной сферы личности ребенка. Она способствует усвоению разнообразных явлений окружающего мира и общественной жизни, развитию мышления. «Знания учащихся младшего школьного возраста оказывают влияние на их волевые усилия. В результате овладения знаниями у детей складывается система мотивов, регулирующая их поведение. Освоение системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости в окружающей действительности, обеспечивает формирование нравственно воспитанной личности, ее отношения к окружающей действительности, обеспечивает формирование нравственно воспитанной личности, ее отношения к окружающему миру» [1].

Младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный опыт не настолько велик, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что можно и нужно заниматься патриотическим воспитанием уже в этом возрасте. Младших школьников отличает удивительный интерес к познанию окружающего мира, стремление получать новые впечатления. Однако самостоятельно ребенок не в силах проникнуть и освоить сущность общественных явлений. Только под руководством учителей и родителей он сможет понять систему знаний, опираясь на существующие в окружающем мире действительные связи и отношения между отдельными предметами и явлениями. «Основной формой знаний школьников являются представления, которые на протяжении всей начальной школы обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными. На основе полноценных представлений у младших школьников могут быть сформированы простейшие понятия» [1].

Прививать детям патриотические чувства следует не только теоретически, наполняя их багаж знаниями, но и воспитывать практически. Необходимо направлять детей применять полученные знания в жизненных ситуациях, создавать условия для приобщения детей к нравственно-патриотическим идеалам. Это является следствием того, что «в младшем школьном возрасте складываются начала действенного отношения к родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим людям, беречь природу, то, что дано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу. Все это имеет большое значение для воспитания у школьников патриотизма, поскольку появление социальных мотивов является основой формирования нравственных качеств личности» [1].

Как говорилось ранее, важнейшей задачей школы, в частности педагогов, является воспитание патриота, любящего свою Родину.

«При решении проблемы по патриотическому воспитанию младших школьников, педагог осуществляет следующие конкретные цели:

1. Воспитание интереса к прошлому путем изучения культуры, быта, знакомства с судьбами разной эпохи.

2. Дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности.

3. Организация участия детей в процессе решения общественных проблем.

4. Формирование гражданской позиции – понимания общения с людьми, которые живут в данном обществе» [14].

Воспитывая ребенка, мы воспитываем завтрашнего полноправного члена нашего общества, от которого зависит будущее нашей страны. Привить чувство гражданства, взрастить его в ребенке – задача взрослых, находящихся рядом с ним. Естественно, необходимо чрезвычайно ответственно подходить к взаимодействию с ребенком, к использованию таких средств воспитания, как поощрение, наказание, похвала и др.

По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, «воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно проходит в правильном эмоциональном тоне, если родителю или воспитателю удается сочетать требовательность и доброту, - доброту обязательно! Это давно интуитивно найдено в педагогической практике и осознано многими выдающимися педагогами» [3].

Следует учитывать, что воспитывает все – жесты, отдельно взятые слова, суждения о чем-либо, поступки, прочитанная книжка или просмотр передачи. Ребенок впитывает в себя все из окружающего мира ежеминутно, ежедневно, поэтому задача педагога – направить ребенка в нужное русло, предоставить объем полезной информации.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине. Этот возраст, по мнению ряда исследователей, характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Очень важно взрослым, окружающим ребенка, не упустить время и приложить все усилия на формирование действительно важного качества.

2. Результаты исследования уровня патриотической воспитанности младших школьников

Изучив теоретический материал по проблеме исследования, мы организовали и провели педагогический эксперимент на базе МБОУ «Гимназии № 4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Ола». В эксперименте принимали участие обучающиеся вторых классов в количестве 57 человек. На этапе констатирующего исследования были использованы следующие методики: анкета, включающая в себя открытые вопросы, и методика «Допиши предложения».

Анкета (Приложение 1)

Цель: определить уровень знаний младших школьников о своей стране, родном городе, его достопримечательностях и истории.

Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1- Результаты методики 1

В соответствии с рисунком 1 33% испытуемых имеют высокий уровень знаний, 48% - средний уровень, низкий уровень составил у 19 % испытуемых. Затруднения у многих обучающихся вызвал вопрос «Какие названия жилищ народов России тебе известны?» Большинство ребят ответили: «многоэтажный дом», «кирпичный дом». На вопрос «Какие русские народные игрушки ты знаешь?» некоторые из ребят написали героев русских народных сказок («Морозко», «Конек-Горбунок»).

Методика «Допиши предложения» (Приложение 2)

Цель: определить уровень патриотических знаний, гражданского чувства.

При проведении данной методики детям предлагалось дописать предложения. Были даны следующие понятия, соответствующие нашей проблеме: трудолюбивый человек, патриот, ветеран, традиция, памятник.

Результаты проведения методики таковы: 39 учащихся (68%) дали определения всех понятий; 12 из 57 (21%) не справились с двумя терминами и 6 учащихся (11%) смогли полноценно раскрыть смысл только двух предложенных им слов.

Многие учащиеся дали неполный ответ на вопрос, что такое «памятник». Встречались такие ответы: Памятник – это «статуя», «скульптура». Раскрывая смысл понятия «традиция», некоторые ребята писали названия праздников («День учителя», «1 сентября»).

Наглядно результаты методики представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Результаты методики «Допиши предложения»

Результаты проведенных методик показали, что учащиеся имеют знания о своей родине, знают символику страны, достопримечательности и историю своего города, владеют большинством понятий по теме патриотизм. У обучающихся в достаточной степени представлен когнитивный компонент. Но для воспитания патриотов своего города, края, страны, необходимо систематически и последовательно использовать материалы краеведения как на уроке, так и в процессе воспитательной работы. В этом и велика роль краеведческого материала.

3. Использование средств краеведения в патриотическом воспитании младших школьников

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с любви к малой родине. В последние годы увеличивается роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию чувств патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

В толковом словаре В.И. Даля понятие «краеведение» дается, как «совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами» [5].

Республика Марий Эл – субъект РФ, расположенный между Волгой и Вяткой. Она богата удивительными историческими событиями, этнографией марийского народа (титульного народа республики), фольклором. Обрели известность среди исследователей краеведения этнопедагогические воззрения марийского народа. В целом Марийский край – это край лесов, более 200 рек и 400 озер. И по сей день живут в народе легенды и предания о марийских богатырях, энциклопедии знакомят подрастающее поколение с заслуженными людьми в различных областях деятельности. Школа использует материалы краеведения для ведения исследовательской деятельности школьников, развития познавательного интереса, для формирования национальной идентичности обучаемых.

Изучение и понимание культуры родного края – важный шаг на пути становления патриота, поскольку воспитание может рассматриваться в качестве явления культуры.

На основе полученных результатов диагностики нами проведена работа по изучению истории своей малой родины – истории города Йошкар-Олы. В ходе педагогической практики проведены классные часы об истории города, о происхождении названий улиц и памятников, проведены экскурсии в музеи города Йошкар-Олы.

О значительной роли краеведения в воспитании юных патриотов говорят как ученые, так и педагоги-практики. Из истории известно, что еще в 1926 году в крае было образовано Марийское общество краеведения. Оно организовывало этнографические и фольклорные экспедиции, издавало журнал «Мари илыш» - «Марийская жизнь». Успех Марийского общества краеведения в первые годы его основания во многом объясняется деятельностью таких ученых, как М.Н. Янтемир, Ф.Е. Егоров, Т.Е. Евсеев и других краеведов-энтузиастов. Краеведческая деятельность Тимофея Евсевьевича Евсеева (Евсевьева) отразилась в развитии музейного дела в Марийском крае. Им заложены основы организации и систематизации фондовых коллекций Марийского научно-краеведческого музея (1921г.) Михаил Николаевич Янтемир (1887-1938) издал около тридцати публикаций, касающихся географии, истории, экономики, статистики, этнографии Марийского края. Его работы посвящены как административно-территориальному районированию, так и разработке учебных пособий по программе «Краеведение».

Воспитание чувства патриотизма тесно связано с историей родного края. Для юного горожанина – это город Йошкар-Ола. Воспитательная работа ведется как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Так, на уроках Истории и культуры народов Марий Эл дети знакомились с историей города Йошкар-Олы. Археологические раскопки свидетельствуют, что люди в окрестностях этих мест жили уже с эпохи мезолита (12 тыс. лет до н. э.). Впервые город упоминается 1 ноября 1584 года в разрядной книге — главном документе «Разрядного приказа» 1475 — 1598 годов. Изначально город имел название «Царёв город на Кокшаге», т.к. основан на реке Малая Кокшага. Позднее образовалось на долго закрепившееся официальное название – Царевококшайск. 17 февраля 1919 года Царевококшайск был переименован в Краснококшайск. 25 января 1928 года Краснококшайск получил марийское национальное название — Йошкар-Ола. В переводе с марийского «йошкар» означает «красный», «ола» - «город».

Русский педагог К.Д. Ушинский связывал с краеведением не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому мы включали в уроки литературного чтения, окружающего мира отрывки из произведений местных поэтов и прозаиков, научно-популярные тексты, содержащие материал о природе и животных родного края.

Республика Марий Эл известна многими поэтами, писателями, композиторами. В их честь названы улицы, площади, проспекты, бульвары. Например, улица М. Шкетана (классика марийской литературы), улица И.С. Палантая (основоположника марийской профессиональной музыки). В западной части города есть улица имени марийского поэта и артиста кино Йывана Кырли (Кирилла Ивановича Иванова), создавшего в фильме «Путевка в жизнь» образ вожака беспризорников Мустафы. Йыван Кырля (1909-1943), кроме сыгранных ролей в фильмах, оставил потомкам сборники стихотворений.

Известна всем улица Эшкинина в честь Андрея Карповича Эшкинина, партийного деятеля, журналиста, писателя, а также улица имени Якова Андреевича Эшпая - советского и российского композитора, музыковеда-фольклориста и педагога.

Первым бульваром в Йошкар-Оле является бульвар Чавайна, заложен он в 60-е годы XX века. Бульвар назван в честь первого марийского писателя и драматурга Сергея Григорьевича Чавайна. 2 декабря 1905 года он написал стихотворение «Ото» («Роща»), проникнутое освободительными идеями. Это стихотворение стало первым оригинальным произведением марийской письменной поэзии и было переведено на 45 языков мира [2]. Трудно поверить, что прекрасные строки стиха родились у совсем молодого, семнадцатилетнего юноши, учащегося Казанской учительской семинарии.

Неотъемлемой частью изучения родного города является посещение музеев. В ходе практики мы посетили многие из них. Музейно-педагогическая программа решает образовательно-воспитательные и воспитательно-развивающие задачи. Краеведческий материал учит детей видеть все лучшее в историческом прошлом края, его богатстве, гордиться им, т.е. приобщает к духовным ценностям всех поколений. Выступая в качестве средства развития творческих способностей младшего школьника, его погружения в мир исторической реальности, углубления всесторонних знаний о мире, музейно-педагогическая программа предусматривает совместную работу специалистов музея и школы. После посещения музея дети нарисовали, писали сочинение на тему «Что мне понравилось в музее». Особенно любимыми являются интерактивные занятия в музее, когда ученики могут потрогать экспонаты, примерить исторический костюм, сделать что-то своими руками.

В городе Йошкар-Оле на данный момент имеется 7 музеев: Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева (4 марта 1920 года), Музей народно-прикладного искусства (14 января 1993 года), Дом-музей И.С. Ключникова-Палантая (16 марта 1960 года), Музей истории города Йошкар-Олы (1996 год основания), Мемориальный народный музей истории ГУЛАГа (9 мая 2011 года), Республиканский музей изобразительных искусств (17 августа 1981 года), Музей истории СССР (1 февраля 1996 года).

Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева – старейший музей Республики Марий Эл, ведущий научно-методический и информационный центр для муниципальных и ведомственных музеев республики, располагающий уникальным музейными предметами и музейными коллекциями. История музея начинается с 4 марта 1920 года, когда на заседании коллегии Краснококшайского уездного отдела народного образования было принято решение об образовании Марийского центрального музея в городе Краснококшайске. 3 апреля 1920 года музей был открыт для посетителей. Одним из основателей музея, а впоследствии его директором был Тимофей Евсеевич Евсеев, ученый-этнограф, краевед, руководитель Марийского общества краеведов, внесший огромный вклад в изучение и сохранение традиционной культуры народа мари. 1 февраля 2017 года музей отметил 130-летие со дня рождения Т. Е. Евсеева.. В настоящее время Национальный музей является крупным культурным центром, его коллекции насчитывают свыше 220 тыс. единиц хранения. Все эти богатства представлены в экспозициях и на выставке, как в Национальном музее, так и его филиалах: Музее народно-прикладного искусства, Доме-музее И.С. Ключникова-Палантая, Музее истории горных мари и Мари-Турекском краеведческом музее им. В.П. Мосолова.

За годы работы в музее собрана богатейшая коллекция по истории, природе, этнографии, культуре марийского края. Это материалы археологии, этнографии, документальные материалы, предметы изобразительного искусства, биологические экспонаты, предметы из драгоценных металлов, камней и другие.

Значительный интерес для младших школьников представляет Музей истории города Йошкар-Олы, который был открыт 30 сентября 1996 года. Разместился музей в доме известного царевококшайского купца-лесопромышленника Т. В. Чулкова. Это двухэтажное здание из красного кирпича, украшенное кирпичным узорочьем и металлической резьбой, было построено в 1911 году. Для школьников в этом музее была проведена интерактивная экскурсия с мастер-классом.

Музей народно-прикладного искусства открыт в 1999 году. До 1917 года дом, где расположен музей, принадлежал подрядчику земской управы П. Лоханову. В разные годы в доме располагались кантонный исполком Совета крестьянских и солдатских депутатов, ремесленная школа. В основу музейной экспозиции легли предметы из уникальных коллекций марийского декоративно-прикладного искусства конца XIX-начала XX веков, которые были собраны в результате многолетних этнографических экспедиций по изучению культуры народа мари. Большую группу тканых изделий составили скатерти и полотенца ручной работы, которые являлись обязательными атрибутами марийской свадьбы и календарных обрядов. Интерактивные технологии позволили обучающимся узнать особенности ведения народных обрядов.

Заключение

Проблема патриотического воспитания младших школьников является актуальной для современного российского общества. В настоящее время очень важно вырастить детей, любящих свой родной край и свое Отечество, т.е. патриотов. Целью воспитания является формирование всесторонне гармонически развитой личности. Патриотическое воспитание играет одну из главных ролей в этом процессе. Краеведческая работа является одним из средств развития патриотических чувств.

Наша работа позволяет сделать выводы о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине. Очень важно взрослым, окружающим ребенка, не упустить время и приложить все усилия на формирование патриотизма. Результаты исследования показали, что младшие школьники имеют достаточно высокий уровень знаний о своей родине, знают символику страны, достопримечательности и историю города Йошкар-Олы, владеют большинством понятий по теме «Патриотизм». Для воспитания патриотов своего города, края, страны, необходимо систематически и последовательно использовать материалы краеведения как на уроке, так и в процессе воспитательной работы. Краеведение учит детей видеть все лучшее в историческом прошлом края, его богатстве, гордиться им, т.е. приобщает к духовным ценностям всех поколений.

Неотъемлемой частью изучения родного города является посещение музеев. Выступая в качестве средства развития творческих способностей младшего школьника, его погружения в мир исторической реальности, углубления всесторонних знаний о мире, музейно-педагогическая программа предусматривает совместную работу специалистов музея и школы.

Список использованной литературы

1. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - N 9. - С. 17-20.

2. Васин К.К. С.Г. Чавайн. Жизнь и творчество. Йошкар-Ола, 1987. С. 28.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1998.

4. Гришкова Е.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности / Гришкова Е.А. - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/11/09/patrioticheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov, дата обращения 15.09.16

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c

6. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н. А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - N 7. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.

7. Краевед Т. Е. Евсеев: материалы конф., посвященной 100-летию со дня рождения / МарНИИ языка, литературы и истории им. В.М. Васильева; Мар. респ. науч.-краевед. музей. – Йошкар-Ола, 1988. – 101 с.

8. Краевед-исследователь М.Н. Янтемир (1887-1938): материалы конф., посвященной 110-летию со дня рожден. / МарНИИ языка, литературы и истории им. В.М. Васильева; ред. кол.: А.А. Зенкин (отв. ред.), Г.А. Сепеев, В.И. Сухин. – Йошкар-Ола: МарНИИ 1988. – С. 19-29.

9. Краеведческая работа в школе: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; авт.-сост.: О.Л. Шабалина, А.В. Рыбаков. – Йошкар-Ола, 2013. – 100 с.

10. Леонтьев К.Н. Русский национализм – наше спасение / Леонтьев К.Н. - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://srn.su/?p=1676, дата обращения 10.09.16

11. Марийское краеведение: опыт и перспективы развития: Материалы ХХI республиканской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2015.- 186 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 ) // Интернет издание http://минобрнауки.рф/ documents/922, дата обращения 20.09.16

13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

14. Особенности и задачи патриотического воспитания младших школьников [Электронный ресурс] // http://nauchforum.ru/node/7243, дата обращения 16.09.16

15. Патриотизм [Электронный ресурс] // http://www.psychologos.ru/articles/view/patriotizm, дата обращения 26.09.16

16. Патриотизм и критическое отношение к Росси, русскому народу – совместимы ли они? [Электронный ресурс] // http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st091.shtml, дата обращения 29.09.16

17. Понятие патриотизм в древности. Происхождение и значение слова [Электронный ресурс] // http://biofile.ru/his/796.html, дата обращения 18.09.16

18. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи [Электронный ресурс] // http://www.nirsi.ru/100, дата обращения 21.09.16

Приложение 1

Методика 1

Вопросы анкеты:

  1. Как называется страна, в которой ты живешь?

  1. Как называется твой родной город?

  1. По какому адресу ты проживаешь?

  1. Какие достопримечательности есть в твоем городе?

  1. Какие парки и скверы есть в твоем городе? Как они называются?

  1. Названия каких улиц и площадей твоего города тебе известны? В честь кого они названы?

  1. Напиши последовательность цветов флага России? (сверху вниз)

  1. Что изображено на гербе России?

  1. Что изображено на гербе города Йошкар-Ола?

  1. С каких слов начинается Гимн России настоящего времени? (напиши две первые строчки)

  1. Какие русские народные игрушки ты знаешь?

  1. Какие народные праздники отмечаются в нашей стране?

  1. Какие предметы быта народов, живущих в республике Марий-Эл, ты знаешь?

  1. Какие названия жилищ народов России тебе известны?

  1. Назови природные богатства Марийского края?

  1. Сколько районов в Республике Марий-Эл? Перечисли названия городов в Марий-Эл.

  1. Напиши День рождения Республики Марий-Эл.

Критерии оценки:

За каждый правильный ответ -1 балл.

За неполный ответ – 0,5 балла.

За неправильный ответ – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 17.

Высокий уровень (свыше 15 баллов): верно определены названия города, страны, достопримечательностей, зеленых зон города, улиц (4-5), площадей; знание флага России, герба России, гимна России, герба города; знание народных праздников, народных игрушек, предметы быта; знание жилищ народов России, природных богатств Марийского края, ландшафтов, День рождения РМЭ, количество районов и названия городов в Марий-Эл, помнит свой адрес проживания.

Средний уровень (10-15 баллов): верно определены названия страны, города; знание флага России, герба России, гимна России, герба города; не полностью названы достопримечательности, зеленые зоны, улицы (2-3), площади города, народные праздники, игрушки, природные богатства Марийского края; помнит свой адрес проживания.

Низкий уровень (менее 10 баллов): верно определены названия страны, города, знание флага России; отсутствие знаний герба России, гимна России; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; не полностью названы улицы (1-2) и площади; не названы народные праздники, игрушки, природные богатства Марий-Эл, количество районов и названия городов РМЭ; не помнит свой адрес проживания.

Приложение 2

Методика 2

Допиши предложения. Что для тебя значит:

Трудолюбивый человек – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патриот – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ветеран – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Традиция – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятник – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

0 б. – полное не совпадение

1 б. – частичный ответ

2 б. – ответ, приближенный к правильному

3 б. - правильный ответ

Максимальное количество баллов – 15.

Высокий уровень – свыше 13 баллов.

Средний уровень – 8-13 баллов.

Низкий уровень – ниже 8 баллов.

Просмотров работы: 6844