ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА)

Эверстова Н.Н. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Якутск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно стратегии развития образования в РФ остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как искусство, социальные науки, иностранный язык и технологии [1]. Поэтому стоит уделить внимание качеству преподавания иностранным языкам в школах и университетах. Что касается изучения иностранного языка, одной из важнейших компетенций, которую необходимо сформировать у обучающихся, является коммуникативная. Сам термин был введен социолингвистом Деллом Хаймсом, и определяется как внутреннее знание ситуационной уместности языка; как способности, позволяющие быть участником речевой деятельности [2, c. 180]. В нашем случае уместно использовать словосочетание как «иноязычная коммуникативная компетенция», определяющее необходимость практического владения иностранным языком в современных условиях.

Теперь встает вопрос создания условий для эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Обратимся к общему образованию, согласно определению «общего образования» [3], одной из приоритетных задач школы является создание условий для развития личности ребенка. Объединив две задачи, создание условий для развития личности ребенка и формирования иноязычной коммуникативной компетенции, попробуем найти решение. Начнем с разбора дефиниции слова «личность», «личность» - это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных [4]. Следовательно, необходим индивидуальный подход к обучающимся, и для этого не всегда достаточно заданий разного уровня, всегда найдутся исключения. Эвристическое обучение, которое дает возможность каждому обучающемуся образовываться по-своему, выстраивать свою индивидуальную траекторию при изучении общих для всех предметов и тем [5], на наш взгляд, может выступать решением поставленной задачи.

Что значит эвристическое обучение? Как его определяет сам А.В. Хуторской, это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т.п.), но не готовые знания о нем. Затем полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) с помощью учителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами – известными достижениями в соответствующей области. В результате ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой результат [5].

Существуют формы и методы эвристического обучения, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, художественных произведений и др. К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты [6].

Ниже мы представили примеры заданий, составленных на основе эвристических методов, направленных на развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

  1. Метод вживания, метод эвристических вопросов, метод прогнозирования.

Метод вживания: обучающийся отождествляет себя с объектом. Формируется креативное мышление. Метод эвристических вопросов: для поиска сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Формируется умение правильно задавать вопросы. Метод прогнозирования: формируется умение выдвигать гипотезы, делать предположения [6].

- 紙でいろいろな人の伝記と使命を書いています。この人のはあなたと思い込んでください。警察官と犯人がいますね。そして今、新しい映画の拝呈のパーティ時、警察官は使命のように犯人を見つかるようにしてください。皆さん、自分について話すとき実勢だけ言わなくてはなりません。じゃ、始めましょう!/ Вы получили карточки, на которых есть описание биографии человека и его своеобразная миссия. В классе равное количество полицейских и преступников. Задача полицейских не раскрывая себя, при непринужденной беседе обнаружить «своего» подозреваемого. Представьте себе, что вы на премьере фильма, в зале собрались представители различных слоев населения. И так, давайте начнем!

Карточка 1. 山本美咲、警察官、ペットが大好きです。赤猫と犬がいます。使命:泥棒、宝石店の強盗。泥棒のは最近膨大な金額を使ったことが知らせます。集のためにかもしれません。/ Мисаки Ямамото, полицейский, 28 лет, очень любит домашних животных. Есть рыжий кот и служебный пес. Задание: вор, ограбление ювелирного магазина, о преступнике известно, что он на днях потратил крупную сумму денег, возможно на приобретение коллекционного предмета.

Карточка 2. 高橋 拓海、警察官/ Такахаси Такуми, полицейский, 42 год, увлекается нумизматикой. Задание: хакер, взлом базы данных крупной компании, в качестве улик в доме преступника были найдены билеты в Австрию.

Карточка 3. 小林 凜、警察官 / Кобаяси Рин, полицейский, 27 лет; в свободное время занимается скалолазанием, недавно был в Альпах. Задание: контрабандист, провозивший через границу редких животных на продажу, согласно показаниям свидетелей, при нем часто видели кота.

Карточка 4. 中村 翼、犯人 / Накамура Тсубаса, преступник, 34 года, коллекционирует картины с изображением воды, вор.

Карточка 5. 山内 海斗、犯人 / Ямагути Кайто, преступник, 42 года, в качестве хобби, ежегодно принимает участие на выставке домашних животных, есть два кота и ящерица, контрабандист.

Карточка 6. 黒木 七海、犯人 / Куроки Нанами, преступник, путешествует, недавно вернулся из Европы, хакер.

В процессе этой игры обучающиеся используют пройденную лексику, применяют на практике изученные грамматические конструкции, развивают креативное, логическое и критическое мышление.

  1. Метод «запрещенных» слов.

Обучающимся предлагается дать определения предметам или идеям, но без использования распространенных слов и словосочетаний [7].

- 紙でいろいろな言葉を書いていますね。この言葉を使わなくて、言葉の意味を書き洗わしてください。/ Вы видите на карточках различные слова. Не используя данные слова, постарайтесь объяснить их значение.

Слова на карточках: 夢、勇気、歴史、関心、切符、性格、時代 / мечта, храбрость, история, интерес, билет, характер, период (эра).

Количество карточек со словами варьируется в зависимости от количества обучающихся в классе или группе. В данном случае, были выбраны слова из новой лексики последних трех уроков. Данный метод позволяет расширить словарный запас, а также тренирует умения находить аналогии и приводить примеры [7].

  1. Метод «игры с идеей».

Данный метод подразумевает разнообразные логические игры, сутью которых является подготовка к мыслительной деятельности, своеобразная зарядка для мозга, в процессе которой осваиваются стратегии мыслительной деятельности. Мы использовали прием ассоциации: выявление связей между элементами [7].

- 紙でいろいろな言葉を書いています。この言葉を使って、相手に、対話を作ってください。言葉の形を変えてもいいです。/ Вы видите на карточках список различных слов. Используя эти слова, составьте в парах диалоги, имитирующие какую-либо ситуацию.

Карточка 1. パスポート,ビ―ザ、トラベラーズチェック/ паспорт, виза, дорожный чек

Карточка 2. 酔い止め、貴重品、旅行保険 / укачивание (болезнь), ценности, страховка

Карточка 3. 日焼け止め、サングラス / солнцезащитный крем, солнцезащитные очки

Карточка 4. 虫よけ、セータ / средство от насекомых, свитер

Количество карточек также зависит от количества обучающихся, слова может объединять тема урока. В данном случае мы выбрали новую лексику темы 2 урока, учебника по японскому языку «JBridge: to intermediate Japanese»: «旅行する» - «Отправиться в путешествие». Это задание способствует развитию креативного мышления. Формой выполнения задания служит диалог, что, в свою очередь, дает возможность применить на практике раннее полученные знания лексики и грамматики.

  1. Метод учета взглядов других людей.

Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее [7].

- 家族は旅行に行きました。母と父と10歳の娘と20歳の息子です。一日間大都市圏に、三日間静かなリゾートにいました。/ Семья отправилась в небольшое путешествие. Мама, папа, 10-ти летняя дочь и сын, ваш ровесник. День они повели в мегаполисе и три дня на тихом курорте. Опишите все, если бы вы смотрели глазами матери, отца, сына, дочери, таксиста, гида.

Темой для этого задания может служить тема нового урока, для закрепления лексики и грамматики, либо темы прошлых уроков, для повторения.

Для того, чтобы убедится в верности наших предположений, мы провели опытные практические занятия с применением эвристических заданий. Эвристические задания вызвали живой интерес и подтолкнули обучающихся к обсуждению, в связи с тем, что процесс выполнения заданий напоминал игру, занятия прошли в более неформальной обстановке, что способствовало раскрепощению обучающихся и повышению результативности обучения и развитию устной диалогической речи участников игры.

В заключение можно сделать следующие выводы: планируемые результаты эвристического обучения выражаются в виде приоритетного развития креативных, когнитивных и коммуникативных качеств обучающихся. А посредством формирования коммуникативной компетенции, иностранный язык из средства «тренировки разума» постепенно приобретает все более выраженную роль средства успешной социализации, самореализации и саморазвития обучающегося.

Список использованной литературы:

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (в новой редакции)

  2. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2008. – С. 256

  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  4. Психология человека [Электронный ресурс] // сайт 4BRAIN - https://4brain.ru/psy/psihologija-lichnosti.php

  5. Хуторской А. В. Эвристическое обучение как технология творческой самореализации учащихся и предпосылка их жизненного успеха [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. Интернет-журнал «Эйдос». - http://www.eidos.ru/journal/2006/0829.htm

  6. Формы и методы эвристического обучения [Электронный ресурс] // сайт ПЕДАГОГИКА - http://paidagogos.com/?p=124

  7. Скворцова C. В. Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] // С. В. Скворцова - http://tea4er.ru/home/volume3/3151-2013-03-03-14-11-39

Просмотров работы: 418