ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.

Фролагина Е.В. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшей частью государственной политики в сфере социального благополучия населения признано качество предоставления социальных услуг. Наряду с решением вопросов совершенствования системы социальных услуг, реформирования учреждений социального обслуживания, материально-технического обеспечения, финансирования отрасли в условиях модернизации экономики, не менее важной является работа с кадрами, в частности, мотивирование персонала к эффективному качественному труду. В последние годы внимание общественности и государства, в качестве мотивации к труду, обращено на решение проблем материального благополучия, мер компенсаций профессиональных вредностей в виде дополнительных отпусков и выплат сотрудникам учреждения социального обслуживания. Но данные меры в малой степени влияют на профессиональное выгорание сотрудников, что является барьером в создании инновационного потенциала учреждения в условиях современности. На сегодняшний день мер, призванных стабилизовать негативные проявления, возникающие в процессе работы, а именно профессиональное выгорание - практически нет. Говоря более точно, существуют фактические рекомендации по повышению стрессоустойчивости и выработки навыка эффективной саморегуляции и т.п., но на практике без специальных знаний в индивидуальном и коллективном обращении они не используются.

Анализируя научные источники по проблематике профессионального выгорания, отмечают следующие понятия: профессиональное выгорание, синдром профессионального выгорания, эмоциональное выгорание и синдром эмоционального выгорания. Некоторые авторы употребляют термины «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание», которые считаются равнозначными термину «психическое выгорание» но существуют разногласия в толковании психического феномена.

Рассмотрим несколько определений данных терминов, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами.

Впервые о профессиональном выгорании заговорил Х.Фреденберг в 1974 г. Он работал психиатром в одной из американских больниц и наблюдал за персоналом, испытывающим воздействие больничной среды, которое постоянно приводило к эмоциональному истощению и потере мотивации у многих сотрудников. Для обозначения наблюдаемого феномена он ввел понятие «burnout» - выгорание, пережигание, пережег. Иногда его переводят на русский язык, как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание» и характеризует состояние сильного переутомления по ассоциации с затуханием пламени свечи или костра[4,с.86].

К. Маслач, дает также и свое определение, профессиональное выгорание – как относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса.

Новое определение термина «burnout» - «эмоциональное сгорание» по В.В. Бойко «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из психотравмирующей ситуации[1, с.101].

А. Чиром считает эмоциональное выгорание комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главный фактор эмоционального выгорания – это эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья [5].

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. определяют «выгорание» как ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций, не просто результат, а следствие неуправляемого стресса.

Синдром профессионального выгорания – неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты[2, с.8].

Понятие термина – «эмоциональное выгорание», представляется несколько размытым, в виду того, что относит данное явление (хотя и не безосновательно) к довольно обширной группе, включающей множество состояний, определяющихся как психические. При такой трактовке синдрома выгорания теряется возможность установления связей для процесса его снижения.

Второй термин - «профессиональное выгорание» отражает область возникновения данного яления. Подобное утверждение основано на том, что синдром выгорания может существовать только в профессиональных отношениях, и за пределами данной области человеческой практики определяться не может.

В последующие годы были произведены и опубликованы множества исследований касательно «эмоционального выгорания» Что привело к беспорядку в понимании данного термина и моделей, поясняющих эмоциональное выгорание. Следует отметить, что изначально оба термина «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» подразумевали эмоциональное выгорание в процессе профессиональной деятельности. Для объединения дынных понятий в одном контексте следует использовать эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности или же более узком осмыслении с наименованием профессиональной деятельности или сферы труда (педагогической, медицинской, социальной или педагога, медсестры, социального работника и т.д.) – эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности сотрудников учреждения социального обслуживания (например).

Интенсивный характер воздействия эмоционального выгорания в профессиональной деятельности на здоровье работника, в исследованиях медико-социального профиля нашел свое отражение в последней версии Международной классификации болезней (МКБ-10), где синдром выгорания описан под рубрикой Z.73.0.- «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью». Как медицинская категория выгорание, рассматривается, как состояние полного истощения, представляющее собой сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции – это представляет собой психическое выгорание [3, с 3].

Отличительной особенностью позиции К. Маслач и ее коллег является акцентирование внимания на профессиональном характере синдрома выгорания, рассмотрении его «как результат профессиональных проблем, а не как психиатрического синдрома». На конференции в Сан-Франциско (Professionalburnout: Recent development sin the theory and research, 1993 г.) ученым удалось прийти к относительному пониманию данного явления и было принято в качестве ведущей 3-компонентной модели К. Маслач и С. Джексона, включающую в свою структуру три элемента: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию личных достижений [6, с. 112].

  1. Эмоциональное истощение основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, опустошенности, усталости, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, вызванное собственной работой.

  2. Деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к труду и объектам своего труда. В отношениях к реципиентам она может в последствии перерасти в дегуманизацию.

  3. Редукция личных достижений - проявляется либо в тенденции негативного оценивания себя, занижении своих профессиональных достижений и успехов, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении и ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Компонент редукции персональных достижений представляет самоценочное значение выгорания.

К развитию тех или иных элементов эмоционального выгорания способствуют наличие определенных факторов. Если обратится к понятию «фактор» - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Анализ конкретных исследований «психического выгорания» показывает, что основные усилия ученых были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Эти факторы сгруппировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов и влияющих на уровень развития выгорания. К первой группе можно отнести условия, время работы, сложности взаимодействия между людьми, конфликты в коллективе и т.д. – факторы, воздействующие из вне. Такие факторы можно условно объединить в группу «социальные факторы», «внешние» или «организационные», но при этом данные факторы взаимодействуют с психическим пространством человека. Ко второй группе можно отнести факторы, связанные с особенностями личности, характера, темперамента и т.д. Данную группу составляют «индивидуальные факторы», относящиеся к психическим процессам внутри человека. В системе выгорания в профессиональной деятельности существуют и внешние и индивидуальные факторы, в совокупности влияющие на профессиональное выгорание.

Анализируя литературу по проблеме причин способствующих возникновению профессионального выгорания среди профессиональных групп сотрудников социального учреждения, сформулированы недостаточно полно и требуют более конкретизированного, детального изучения. Синдром выгорания является общепризнанным явлением, но в первую очередь свойственен профессиям, работающих в сфере «помогающих профессий» типа «человек – человек». Профессиональная деятельность сотрудников социального учреждения сопряжена с неизбежными эмоциональными и нравственными перегрузками. Это, прежде всего, связано с тем, что по роду своей деятельности персонал осуществляет многочисленные, интенсивные и многолетние контакты с инвалидами по психическому заболеванию, что и является одним из источников профессионального стресса, основой возникновения личностных деформаций и следствием профессионального выгорания сотрудника.

Меньшую степень изученности также следует подчеркнуть и исследование проблемы практического применения, описания системы реализации профилактических мер, направленных на минимизацию проявления эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников социального учреждения.

Заключение

Анализ научных исследований в понимании тождественности терминов «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» позволяет привести, объединить в единое понятие «эмоциональное выгорание в процессе профессиональной деятельности» Структура эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности состоит из трех элементов: эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм) и редукция личных достижений. Для каждого из элемента структуры свойственны определенные факторы, которые вызывают к возникновению признаков выгорания. Но, несмотря на набранные и проанализированные исследования, связанные с эмоциональным выгоранием в профессиональной деятельности требуют большего изучения и обработки «внешние» факторы, появляющиеся в условиях времени модернизации социального обслуживания. Исследования по данной проблеме позволят спроектировать эффективные модели и меры профилактики в практическом применении для снижения уровня профессионального выгорания.

Литература:

  1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.

  2. Водопьянова Н.Е., Стариченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е издание. СПб.: Питер, 2008. - 338 с.

  3. Орёл В.Е.Синдром психического выгорания личности. М., 2005. - 450 с.

  4. Саблина Т.А., Бутенко Т.А. Профессиональное выгорание и трудовая мотивация медицинских сестер. //Журнал Педагогика и психология образования, 2010, №3. – С.86-92.

  5. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента): Автореф. Дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2002. – 20 с.

  6. Maslach C. The measurement of experienced burnout /C. Maslach C., S.E. Jachson //Journal of Occupational Behaviour. – 1981. – V2. – P.99-113.

Просмотров работы: 573