ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ВОЗРАСТЕ 14-18 ЛЕТ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ВОЗРАСТЕ 14-18 ЛЕТ

Малхозова Т.А. 1
1Московский Педагогический Государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, социальные нормы общества активно влияют на процесс становления материальных и духовных ценностей людей, а также регулируют все общественные отношения.

В современном мире люди все чаще сталкиваются с различными проявлениями негативного поведения – агрессией, аморальными поступками, противозаконными действиями, вредными привычками и т.д. В последние годы в связи с таким проявлением негативных действий, возник огромный интерес к изучению проблемы отклоняющегося поведения. Такое поведение принято считать девиантным. Изучение проблемы девиантного поведения необходимо не только для выяснения причин негативного поведения, но и для регуляции данного явления в обществе.

На сегодняшний день стоит важная задача в объяснении причин, условий и факторов, вызывающее это социальное явление.

Девиантное поведение молодежи ведет к разрушительным тенденциям в обществе. Такая возрастная группа является самым активным психологическим субъектом, молодежь довольно часто поддаётся внешнему влиянию.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются противоправными [1].

Известный американский социолог Н.Дж. Смелзер дал следующее понятие: «девиация» - это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида [2].

Другие ученые находят причину девиантного поведения в разнице между целями общества и социально одобряемыми средствами существования и функционирования этих целей.

Это негативное поведение рассматривается учеными как поступки людей, социальных групп, которые противоречат общепринятым нормам. Тем не менее, все без исключения считают, что девиантное поведение характеризуется поступками и действиями индивида, нарушающего социальные нормы общества.

"Таким образом, отклоняющееся поведение – собирательный термин, охватывающий три формы – девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм" [3.]

Девиантное поведение стандартно делится на три вида:

1. Деструктивное поведение;

2. Асоциальное поведение;

3. Противоправное поведение.

При деструктивном поведении вред причиняется только самому индивиду и не соответствует таким общепринятым социально-нравственным нормам как накопительство, конформизм, мазохизм и др.

При асоциальном поведении вред причиняется как личности, так и социальным группам, например семье, друзьям, соседям. В основном такое поведение проявляется в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

Противоправное поведение представляет собой нарушение моральных и правовых норм и выражается в более серьезных формах, например в грабежах, убийствах и иных преступлениях.

Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека.

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов девиантного поведения можно выделить:

1) Биологический, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.

2) Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в молодежном коллективе.

3) Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения.

4) Социальный, определяющийся социально – культурными и экономическими условиями.

5) Социально – педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения человека. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.[4.]

Биологический выражается в физиологических особенностях молодого человека, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический заключается в особенностях темперамента акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, т.е. большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры. [5].

Существует гипотеза, что следствием девиантного поведения молодежи в возрасте от 14-ти до 18-ти лет является повышенное влияние на них со стороны окружающих.

Для раскрытия данной задачи, среди молодых людей был проведен опрос на тему девиантного поведения молодежи.

Вопросы анкеты можно посмотреть в таблице (Приложение 1).

В данном опросе приняли участие 83 человека. Вопросы были выбраны самые простые, для того, чтобы каждый участник мог ответить на них без затруднений.

Среди участников опроса: 34,9% - мужчины, 65,1% - представители женской половины общества, 62,7% - лица в возрасте 14-18 лет. На основе данного исследования было выявлено следующее:

83,1% знают точное определение понятия «Девиантное поведение» (Приложение 2).

Приложение 2.

- 49,4% опрошенных первый раз употребили спиртные напитки в возрасте 14-18 лет. Это говорит о том, что большинство молодых людей употребляли алкоголь еще до наступления совершеннолетия, что говорит об «обходных путях» получения данных напитков.

- 14,5% употребляли хоть раз в жизни наркотики (а это 12 человек из 83 участников опроса);

- 30,1 % думали о самостоятельном прекращении жизни;

- 49,1 % считают, что проявление негативного поведения возникает из-за ссор в семье.

Только 42,2 % опрошенных участников знают о последствиях, которые их ждут при явном проявлении девиантного поведения.

На основе опроса можно сделать вывод о том, что молодые люди, в возрасте от 14-ти до 18-ти лет, максимально подвержены внешнему влиянию по отношению к ним.

Более того, недостаточное освещение этой темы в семье и в школах способствует развитию отклоняющегося поведения у подростков.

Решению такой задачи будет привлечение специалистов по работе с молодежью с целью профилактики девиантного поведения. В данной ситуации следует отойти от привычной формы преподнесения материала (например: в виде лекции) и организовать более эффективное общение. В этом могут помочь коуч-технологии, которые позволят подростку самостоятельно определить проблему и разработать план действий для решения задачи. Более того, в результате применения такого метода, школьники смогут выбрать альтернативу действиям, отклоняющихся от нормы, и начать предпринимать действия для достижения определенной цели, поставленной с помощью коуча.

В завершении статьи хочется добавить, что проявление девиантности свойственно каждому человеку на всех жизненных этапах и полностью устранить такую проблему полностью невозможно, а это значит, что нужно искать эффективные современные методы профилактики девиантного поведения.

Список литературы:

  1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.

  2. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  3. Кравченко А. И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 536 с.

  4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.

  5. Афанасьев В.С., Гилинский Я.И. Девиантное поведение в условиях тотального кризиса: особенности, тенденции, перспективы//Образ мыслей и образ жизни. - М.,1996. - С.147 - 162.

Приложения:

  1. Вы - ....

- Мужчина

- Женщина

2 Ваш возраст:

- Менее 14-ти

- 14-18 лет

- 19-30 лет

- 31 и старше

3 Кем вы являетесь на данный момент?

- Ученик школы

- Студент

- Работающий

- Не учитесь, не работаете

4 Девиантное поведение - это...

- Поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития

- Поведение, принятое в обществе

- Типичное поведение для молодежи, не вызывающее сомнений у окружающих

5 Каковы последствия девиантного поведения?

- Проблемы в семье

- Болезни: рак, СПИД и др.

- Деградация личности

- Все вышеперечисленное

6. Употребляли ли вы спиртные напитки? Когда Вы первый раз употребили спиртные напитки?

- Да, еще до 14-лет

- Да, в возрасте от 14-ти до 18-ти лет

- После 18-ти лет

- Не употреблял(а)

7 Употребляли ли вы наркотики?

- Да

- Нет

8 Были ли у вас мысли о суициде?

- Да

- Нет

9 Оцените по 5-ти бальной шкале уровень Вашего девиантного поведения (1 - не было предпосылок к негативному поведению, 5 - явное отклоняющееся поведение)

1 2 3 4 5

Приложение 1.

Приложение 2.

Просмотров работы: 592