IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

ТРЕНИНГ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Коркина В.В., Войк Ю.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Тре́нинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Эффективность уроков-тренингов зависит от ряда факторов

1. Высокая организация урока (продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся). Пары (четверки) должны формироваться:

  • из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный);

  • с учетом их активности.

2. Мастерство учителя.

Схема-модель урока-тренинга

  1. Постановка цели.

  2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

  3. Работа в паре (четверке). Поочередное высказывание мнений. Обсуждение. Принятие общего решения.

  4. Выслушивание классом различных мнений и доказательств.

  5. Экспертная оценка учителя.

  6. Самооценка.

  7. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.

Структура урока-тренинга

1. Постановка цели

Учитель вместе с учащимся определяет основные цели урока, включая и социокультурную позицию, которая неразрывно связана с раскрытием “тайны слов”. Каждый урок имеет эпиграф, смысл которого раскрывается в конце урока. Чтобы понять его, нужно “прожить” урок.

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.

2. Самостоятельная работа

Принятие собственного решения. Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и несколько вариантов ответов (обычно 3). Правильным может быть 1, 2, а то и все 3 ВАРИАНТА. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся. Перед тем как приступить к работе, дети проговаривают “правила”, которые помогут им организовать диалог. Проговаривание их в громкой речи создает установку на участие всех детей.

3. Работа в парах (четверках)

При работе в группах каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал почему. Работа в парах (четверках) требует от каждого ученика активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают, учащиеся удерживают в памяти 90% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.

Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы.

4. Выслушивание классом различных мнений

Предоставляя слово для высказывания различным группам, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли в свою речь.

Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами могли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи.

5. Экспертная оценка

После обсуждения учитель и учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

6. Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности

Этому способствует система вопросов:

  • Внимательно ли ты слушал товарища?

  • Смог ли доказать правильность своего выбора?

  • Если нет, то почему?

  • Что получилось, что было трудно? Почему?

  • Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Затем открывается новая карточка. Работа идет по этапам - от 2 к 6.

Тренинги могут включать от 4 до 7 заданий.

7. Подведение итогов

Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. Происходит раскрытие “тайны слов”. Этот прием помогает учителю выйти на проблемы нравственности взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринимать учебную деятельность как свой социальный опыт.

Нужно четко разграничивать:

1) уроки-тренинги

2)уроки-практикумы

3)уроки-тестирования.

  • На уроках-практикумах за счет множества тренировочных упражнений происходит формирование прочных умений и навыков.

  • Уроки-тестирования, которые тоже предусматривают выбор ответа. Однако не исключено, что выбор может быть сделан наугад, т.к. рассуждения учеников остаются на уровне внутренней речи.

  • Суть уроков-тренингов в выработке единого понятийного аппарата, в осознании учащимися своих достижений и проблем.