IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     








Андреянов Дмитрий Евгеньевич
1. На мой взгляд, вопрос «Могут ли машины делать то, что можем делать мы как мыслящие создания?» всё же идентичен вопросу «Могут ли машины думать?», поскольку делать что-либо как мыслящее создание подразумевает вначале подумать, а потом сделать что-то, основываясь на своих мыслях. Разве не так? 2. Наличие свойства аутопоэзиса, на мой взгляд является необходимым, но не достаточным свойством, что бы судить о системах ИИ на базе генетических алгоритмов, как об организованных живых сущностях. Это всё же "имитация" жизни. 3. Разве наличие мутаций в генетических алгоритмах не является проявлением своего рода "спонтанности" поведения машинного алгоритма?



АРХИВ "Студенческий научный форум"

ОБУЧЕНИЕ СХЕМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Тучинская М.П.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В настоящее время существует великое множество схем, предназначенных для решения определенных задач. Актуальность проблемы данного исследования состоит в том, что на данный момент очень сложно заставить человека схематизировать и отучить его пользоваться исключительно существующими схемами для объяснения уже существующей деятельности. Исправить эту проблему можно путём обучения учеников умению самостоятельно составлять схемы и формирования их навыков в этой сфере.

1. Понятие процесса схематизации.

Что же представляет собой сам процесс схематизации? Схематизация - уникальное искусство, направленное на формирование мышления.

Прежде всего, это обучение обучающихся:

  • Способности видеть в схемах содержание материала;

  • Созданию самих схем, работая с содержанием;

  • Применению схем в соответствии с их задачами.

Построение схем, как отмечает Н.Г.Салмина [5], в традиционном обучении встречается редко. По её мнению, схематизация играет в познании вспомогательную функцию, способствуя ориентированию в окружающей действительности.

Е.Е.Сапогова рассматривает схематизацию как разновидность моделирования, подчеркивая, что при создании схемы действует тот же механизм вычленения существенного в объекте или действии, что и при создании модели [6].

За процедурой схематизации лежат способности к анализированию, понимание, рассуждение и выделение главного смысла - обобщая, можно сказать, что невозможно обучить схематизировать человека, который не умеет элементарно рассуждать.

Результатом процесса "схематизации" первичного материала (текста, изображения) является схема. Её пример представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема по теме “Комплексное учебно-методическое обеспечение производственного обучения”

2. Алгоритм схематизации.

Схематизация реализуется при выполнении шести процедур:

1. Сбор материала для будущей схемы

В качестве материалов могут выступать интернет-источники, библиотечные издания, картинки и видеозаписи (для дальнейшего анализирования). Когда материал окончательно собран, его необходимо прочитать и попытаться понять смысл, выделить ключевые слова и построить первоначальный вариант схемы.

2. Выявление значимых частей

Текст читается ещё раз для того, чтобы скорректировать изначальную трактовку (с первого раза возможно ошибочное понимание определенных смысловых частей). Осуществляется поиск частей текста, обладающих целостностью. Находятся некоторые связи и соединяются стрелками.

3. Разъединение значимых частей.

На этом этапе осуществляется корректирование схемы и её основных элементов. Части схемы объединяются по значимости, появляются несколько частей, отделенных рамками или границами.

4. Выделение значимых частей.

Корректирование схемы. Выделение определенных критериев значимости, где одни элементы будут являться значимыми, а другие, соответственно, нет. Значимые части будут занимать центральное место в схеме, остальные элементы просто выделяются цветом.

5. Синтезирование частей.

Схема снова корректируется. Части объединяются в одно целое. К этому этапу осуществляется переход в том случае, если значимые элементы текста соответствуют представлением схематизатора. Если этого не происходит, то либо повторно выделяются значимые части (исправляются ошибки), либо дополнительно собирается материал.

6. Появление конструкции схемы.

Заключительный этап построения. Здесь осуществляется окончательное корректирование схемы.

Более полный перечень процедур в алгоритме схематизации можно пронаблюдать на рисунке 2.

Рисунок 2. Алгоритм схематизации (как извлечь смысл из текста)

3. Формирование способности к схематизации

Формирование и развитие способности к схематизации происходит в три этапа, а именно путём:

  1. Мыслекоммуникации;

  2. Мышления;

  3. Мыследействования.

1. В мыслекоммуникации схематизация выступает инструментом более глубокого усвоения содержания, оценки материала, представленного преподавателем в устной форме и выбора вариантов создания схемы.

2. В мышлении схематизация способствует формированию и совершенствованию мыслительных процессов:

  • Анализ (примерное разделение схемы на смысловые элементы в голове);

  • Сравнение (установление логических соответствий с предположениями, уже имеющимися в сознании);

  • Синтез (восстановление фрагментов схемы в цельную картину с заострением внимания на значимые связи);

  • Обобщение (соединение идентичных элементов по единым свойствам);

  • Классификация (распределение основных элементов схемы на маленькие группы с учетом их сходств и различий);

  • Абстрагирование (отделение значимых частей от незначимых);

  • Конкретизация (сосредоточение на конкретных смысловых частях).

В мыследействовании формирование способности к схематизации осуществляется в последовательности, о поэтапном формировании умственных действий, созданной на основе теории П. Я. Гальперина.

Первый этап — это схема примерной основы выполняемых действий. Ученики наблюдают и постепенно осознают принцип выполняемых действий, продумывают возможности их осуществления.

Второй этап — это этап формирования действий в материальном виде. На этом этапе подразумевается воспроизведение оригинала, представленного преподавателем, с устным сопровождением своих действий.

Третий этап — это внешнеречевые действия. На данном этапе все части действий предложены в виде внешней речи, далее действия обобщаются, но не сокращаются и не становятся автоматизированными.

Четвертый этап — это формирование действий в нескрытой речи. Здесь речь будет идти именно о внешней речи — постепенно речь преобразуется, звуковая сторона речи сокращается, главное её содержание переносится в скрытую речь. Все действия осуществляются без произнесения и прописывания звуков.

Последний этап — это этап формирования действий в скрытой речи. Проговаривание "про себя", корректирование. Уклон во внутреннюю речь.

Если ученик пройдет все этапы формирования и поймёт не только значимость и эффективность схемы, но и сам её построит – тогда можно с твердой уверенностью утверждать о полной сформированности способности схематизации.

4. Обучение схематизации.

Процесс схематизации – это сугубо персональный процесс, поэтому он подразумевает под собой совершенно различный алгоритм построения действий.

Способность к схематизации вырабатывается в деятельности при выполнении множества различных упражнений. Этими упражнениями могут выступать как действия по представленному примеру, так и создание собственных уникальных конструкций.

Обучение схематизации состоит из трех этапов:

1 этап. Ученики ищут отличительные признаки схем;

2 этап. Ученики овладевают вариантами создания конструкций в графике;

3 этап. Ученики сами создают схемы, работая с текстом, при помощи алгоритма.

Заканчиваются все этапы обязательной рефлексией.

Правила конструирования схем:

  1. В содержании схемы должны присутствовать элементы, отображающие ключевое содержание объекта (например, геометрические фигуры, стрелки и рамки, линии связи, какие-либо специальные обозначения).

  2. На каждую часть текста, логически завершенную, приходится своя схема.

  3. В схеме должен отображаться процесс перехода из одного состояния в другое (объекты расположены рядом друг с другом – параллельно).

  4. Объекты с разными качествами выделяются отличительными условными обозначениями (цифровыми, буквенными или словесными).

Только при понимании данных правил возможно научиться создавать схемы и использовать их на разных этапах обучения. Для превращения схематизации в умение, а затем в навык и способность ученика, необходимо при прохождении всех предметов на этапах обучения предполагать работу со схемами.

Список литературы:

1. А.А. Тюков "Схемы и схематизация".

2. Анисимов О.С. Схемы и схематизация: путь в культуру мышления. - М.. 2007.

3. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

4. Громыко Н.В.. Обучение схематизации. 2005.

5. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.

6. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Тула, 1993.

7. Усова А. В. Методика формирования у учащихся учебных умений и навыков: методические рекомендации. Челябинск, 1982. 26 с.