IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ВВЕДЕНИЕ В БАЗЫ ДАННЫХ»)
Савчук В.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Согласно проведенным исследованиям, я пришла к выводу, что в современном обществе процесс обучения должен строиться с помощью методов и средств, обеспечивающих его максимальную наглядность.

Важнейшим каналом восприятия информации служит зрительный канал, поэтому повышение уровня понимания учебного материала осуществляется с помощью методов и приемов визуализации информации и знаний.

Доказано что, чем глубже человек проникает в суть изучаемого процесса или явления, чем больше у него возможностей наглядно манипулировать полученными данными, тем глубже и полнее его понимание. Таким методом в обучении может выступать визуализация [1].

Применение различных методов визуализации знаний и информации улучшает процесс усвоения учебного материала, стимулирует когнитивные процессы студентов, а также позволяет повысить эффективность восприятия материала, обработка которого занимает минимум времени.

Проведенный анализ работ Д.А. Рукосуевой, позволил выделить следующие приемы и методы визуализации учебного материала.

К таким методам и приемам автор относит:

  • Дизайнерские приемы оформления текста.

  • Структурирование информации.

  • «Сворачивание» информации.

  • Графические изображения

Рассмотрим примеры их применения на дисциплине « Основы построения баз данных».

  1. Дизайнерские приемы оформления текста. Акцентирование внимания на ключевых моментах текста с помощью рамок, различных шрифтов, цветового выделения и т.д.

 

Система управления передачей данных

 

Запрос конечного пользователя к базе данных передается от рабочей станции пользователя к некоторому интерактивному приложению, а от него – к СУБД в форме коммуникационных сообщений.

Ответы пользователю также передаются в форме подобных сообщений.

 

Передача таких сообщений происходит под управлением еще одного программного компонентадиспетчера передачи данных.

 

  1. Структурирование информации. Графическое представление информации в виде элементов рассматриваемой предметной области и связей между ними.

 

Классификация баз данных

 

 

По структуре организации данных

По способу хранения данных

По характеру хранимой информации

 

 

Централизованные

Сетевые

Иерархические

Табличные

Документальные

Фактографические

 

 

Распределенные

 

Рисунок 1 - Классификация баз данных

  1. «Сворачивание» информации. Методы «сворачивания» информации позволяют не только скрыть (сжать) часть информации, но и развернуть ее по мере необходимости. Таким образом, тексты, представленные с помощью методов сворачивания информации, являются динамическими и в зависимости от требований пользователя могут менять объем, что позволяет подстраивать учебный материал под каждого читателя. Сворачивание информации можно реализовать с помощью «трехмерного текста», «контекстных подсказок», «всплывающих окон».

Классификация баз данных.

иерархические сетевые реляционные

Рисунок 2 - Применение метода сворачивания информации при изучении классификации баз данных

  1. Графические изображения (графики, рисунки, диаграммы и т.д.). Представление изучаемых процессов и явлений в виде графического изображения делает процесс их изучения наглядным [4].

Рисунок 3 - Графическое представление информации по базам данных

Использование методов визуализации знаний и информации в представлении материалов представляет одну из основополагающих платформ для эффективного восприятия и понимания. [3]

Методы визуализации помогают не только улучшить понимание и восприятие нового учебного материала, но и составлять практические задания и осуществлять контроль.

Таблица 1 - Методы и приемы визуализации информации и их применение при изучении темы «Введение в базы данных»

Методы и приемы визуализации информации

Применение методов и приемов визуализации информации при изучении темы «Введение в базы данных»

1) Дизайнерские приемы оформления текста

Дайте определение выделенным понятиям по технологии обработки данных в базах данных

2) Структурирование информации

Составьте схему «Классификация баз данных»

3) «Сворачивание» информации

Создайте всплывающую подсказку для данных определений: иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных

  1. Графические изображения

Изобразите графически любую вам известную базу данных

Применение средств визуализированного обучения позволяет ориентировать студентов на глубокое и осмысленное восприятие получаемых знаний, т.е. на их понимание.

Таковы некоторые примеры применения методов и приемов визуализации информации при изучении темы «Введение в базы данных».

Список литературы

  1. http://research.sfu-kras.ru/sites/research.sfu-kras.ru/files/Barkhotova_Barhatova_16.pdf

  2. Рукосуева, Д.А. Визуализация знаний в курсе «Уравнения математической физики» / Д.А. Рукосуева // Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2009. – C. 206–208.

  3. Рукосуева, Д.А. Использование локального гипертекстового сворачивания информации при разработке УМК по дисциплине «Уравнения математической физики» / А.В. Пиняев, Д.А. Рукосуева // Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2009. – C. 298-300 (авт. 50%).

  4. Рукосуева, Д.А. Особенности визуализации знаний и информации в курсе математической физики / Д.А. Рукосуева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2010(1)/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010. – С. 61-68

  5. Рукосуева, Д.А. Особенности восприятия математических знаний с использованием методов визуализации / Д.А. Рукосуева // Молодежь и наука: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. Т. 1/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010. – С. 225-227.