IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     







Кычкин Петр Петрович
Здравствуйте! Спасибо за комментарий и вопрос! В этой работе мы сравнивали личностные особенности представителей субкультуры хип-хоп и обычных студентов СВФУ. Результаты показали, что существует отличие между этими выборками в личностных качествах. В данной работе представителей хип-хоп культуры с другими неформальными группами не сравнивали. Однако, в данное время проводится исследование, в котором идет сравнение социально-психологических особенностей представителей различных неформальных групп, в том числе и хип-хоп культура.




АРХИВ "Студенческий научный форум"

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
Вражнова А.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Классное руководство – одна из сложнейших обязанностей учителя в его профессиональной деятельности. Оно включает в себя такое неотъемлемое направление, как работа с родителями. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» [1], родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, наряду с самими обучающимися, педагогическими работниками и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, признаются полноправными участниками образовательных отношений.

Действительно, результаты обучения и воспитания ребёнка во многом зависят от успешных взаимоотношений между его родителями и классным руководителем. Чтобы добиться успеха в таких взаимоотношениях, педагогу необходимо установить начальный контакт с родителями ребёнка. Однако, в силу различных причин, не все родители спешат сотрудничать. Одни родители слишком пассивны и не проявляют должного участия в образовательной и воспитательной судьбе своего ребенка. Другие, «конфликтные» родители, бывают часто с чем-то не согласны и демонстрируют агрессивное поведение, если классный руководитель предлагает им принять участие в решении каких-либо проблем, связанных с воспитанием и обучением как их собственного ребёнка, так и других детей в классе. Встречаются и совершенно другие родители, которые очень активно вторгаются в работу классного руководителя своего ребёнка и пытаются научить его, как, по их мнению, необходимо правильно исполнять его профессиональные обязанности, а также «тревожные» родители, беспокойно реагирующие на любые высказывания и замечания педагога. Классный руководитель обязан найти подход и наладить взаимодействие с любыми родителями. Для этого ему необходимо обладать такими профессиональными качествами, как психологическая гибкость, интуиция, стрессоустойчивость, а также демократическим стилем общения.

Во взаимодействии с родителями классный руководитель должен уметь ставить цели, знать принципы, формы и методы такой работы. Главной целью усилий педагога является повышение их заинтересованности и ответственности за процесс воспитания и обучения своих детей. Чтобы успешно добиться этой цели, классный руководитель ставит перед собой ряд задач, например, изучить семьи учащихся, условия, в которых воспитываются дети, создать подходящую атмосферу для взаимодействия родителей, детей и педагогов в учебно-воспитательном процессе, а также привлечь родителей к внеурочной работе. Данные задачи достигаются путём сотрудничества классного руководителя с родителями с использованием различных форм: индивидуальных, групповых и коллективных. Индивидуальными формами являются педагогические беседы с родителями в школе или посещение учащихся на дому. К групповым формам относится работа с родительским активом. Коллективные формы взаимодействия подразумевают проведение классных и общешкольных родительских собраний, вечеров вопросов — ответов, конференций.

Из чего же конкретно складывается сотрудничество классного руководителя с родителями? Во-первых, классный руководитель должен организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей, работать над повышением их педагогической культуры. Грамотная организация работы в этом направлении способствует развитию их педагогических навыков, а также может помочь родителям изменить отношение к собственному ребёнку. Во-вторых, классному руководителю необходимо периодически информировать родителей о процессе воспитания, личных достижениях и успехах их ребёнка, а также привлекать родителей к совместной с детьми внеурочной деятельности. И, наконец, должно иметь место непосредственное участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом, что может быть обеспечено созданием родительского комитета.

Психолого-педагогическое просвещение родителей может осуществляться при помощи специальных форм работы. К традиционным формам относят родительские собрания, конференции, лекции, диспуты, вечера вопросов-ответов, дни открытых дверей, а к нетрадиционным — деловые игры, регламентированные дискуссии. Родительское собрание – одна из самых распространенных форм сотрудничества педагога с родителями. На родительских собраниях, которые могут быть классными и общешкольными, обсуждаются задачи учебно-воспитательной деятельности, определяются линии сотрудничества школы с родителями, а также обычно подводятся итоги работы за определённый период и демонстрируются достижения учащихся. На классных родительских собраниях педагогу нельзя при всех собравшихся указывать на ошибки или неуспехи того или иного учащегося. Лучше рассказать об усилиях и стараниях, которые прикладывает школьник для достижения результатов не только в учебной, но и во внеурочной деятельности. Ещё один важный момент состоит в том, что родительское собрание не должно быть монологом классного руководителя. Оно, прежде всего, должно предоставлять возможность обмениваться мнениями, идеями и предложениями. Родительские собрания могут также проводиться в форме круглого стола или тематической дискуссии. Ещё один путь психолого-педагогического просвещения родителей – проведение конференций, во время которых происходит обмен опытом в воспитании детей. Для организации такого серьёзного мероприятия, как конференция, требуется тщательная подготовка не только со стороны классного руководителя, но и со стороны родителей учащихся, которые могут выступить с докладом о своём педагогическом опыте в воспитании детей. Родительские конференции необходимо организовывать с участием психологов и социальных педагогов. Практикум – ещё одна форма психолого-педагогического просвещения родителей. Цель практикума – выработать у родителей педагогические умения в воспитании детей. На практикуме родители решают какую-либо педагогическую задачу, которую перед ними ставит педагог. Например, можно научиться находить выход из различного рода конфликтных ситуаций, возникающих дома между родителями и их детьми. Родительские тренинги – ещё одна форма работы с родителями учащихся, проводимая под контролем психолога. Во время такого тренинга оба родителя могут поставить себя на место своего ребёнка и испытать те же эмоции и чувства, которые испытывает он. Это позволяет родителям лучше понять своих детей.

Также классному руководителю необходимо вовлекать родителей учащихся в учебно-воспитательную деятельность. Это также возможно осуществить при помощи различных форм, к которым относятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, родительское общественное патрулирование и др. Так, родительское общественное патрулирование предполагает оказание родителями помощи при проведении школьных праздников и дискотек. Они следят за поведением детей, а позже делятся на собрании своими впечатлениями. Родители могут и должны принимать непосредственное участие в организации и проведении школьных праздников, выступая, например, в качестве членов жюри или участвуя вместе с детьми в различных конкурсах или спортивных соревнованиях. Помощь в организации школьных вечеров и праздников и участие в них позволяет родителям почерпнуть для себя что-то новое и полезное, поделиться с другими родителями своим собственным опытом. Также это способствует улучшению отношения родителей к педагогическому коллективу и школе. Взаимодействие классного руководителя с родителями также может проявляться в такой форме, как организуемый родителями классный час. Например, с помощью педагога они могут подготовить для своих детей урок по профориентации, рассказав об особенностях своих профессий или о своих увлечениях.

Помимо психолого-педагогического просвещения и вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, классному руководителю необходимо приобщать родителей учащихся к управлению самим учебно-воспитательным процессом, что достигается при помощи работы родительского комитета.

Таким образом, эффективность обучения и воспитания ребёнка не в последнюю очередь зависит от того, сможет ли классный руководитель наладить должный контакт с родителями учащегося и сделать их своими союзниками в деле воспитания подрастающего поколения. Существует большой выбор форм взаимодействия классного руководителя с родителями, из которых он использует те, которые наиболее соответствуют его педагогическому мастерству и опыту. Но в любом случае родители должны быть частью той среды, в которую погрузился их ребёнок после поступления в школу.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Кодекс». — URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 23.12.2016) 2. Батеева, О. А. Сотрудничество классного руководителя с родителями [Электронный ресурс] // Образовательный портал «PRODLENKA». — URL: http://www.prodlenka.org/klassnomu-rukovoditelju/1434-sotrudnichestvo-klassnogo-rukovoditelja-s-rod.html (дата обращения 23.12.2016) 3. Демидова, Е. В. Работа классного руководителя с родителями учащихся [Электронный ресурс] / Демидова Е.В. // Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА». — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rabota-klassnogo-rukovoditelya-s-roditelyami-uchaschihsya (дата обращения 23.12.2016)