ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ребенок дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего мира. Он с раннего возраста знакомится с предметами, их особенностями путем обследования своих игрушек, а также пространства своей комнаты. В дошкольном возрасте у ребенка накапливаются знания и опыт о свойствах предметов, какой предмет по размеру, какой формы, сколько таких предметов находится возле него самого, из чего они состоят, можно ли производить какие-либо действия с ним: разделить, уменьшить, прибавить, посчитать, измерить и т.д. Таким образом, у ребенка складывается интеллектуальный опыт об окружающей действительности, несмотря на его объёмы, который не упорядочен и не организован. Таким образом, ребенка необходимо направить в нужно русло в процессе обучения, как в дошкольной образовательной организации, так и в домашнем обучении родителями. Актуальность темы обусловлена тем, что в основу математической подготовки должна быть положена познавательная, коммуникативная и организационная компетенции, которые для дошкольников является одними из важнейших в развитии.

Как считает И.М. Новикова, обучение ребенка в раннем возрасте очень полезно, поскольку оно способствует развитию ребенка в познавательной сфере, можно немного забегать вперед, чтобы дошкольники смогли приложить усилия для овладения математическим материалом. Когда дошкольника впервые знакомят со счетом, то ребенок старается механически запомнить этот процесс, поскольку он еще не знает и не понимает, для чего его обучают; знакомство с изображениями чисел проходит длительный этап, поскольку нужно познакомить ребенка не только с самой цифрой, но и тем, что же она обозначает.

К примеру, программа В.А. Позиной и И.А. Помораевой «От рождения до школы» включает разделы «Геометрические фигуры», «Пространственные отношения», «Величина», «Части суток» с учетом современных исследований. Основные направления работы, связанные с формированием элементарных математических представлений у детей дошкольников, следующие: работа с натуральным числом и формирование умения действовать с этими числами, далее важнейшая вещь, которой педагоги занимаются – это формирование первичных представлений о величинах и способах измерения объектов окружающего мира (в том числе и знакомство с некоторыми единицами измерения времени). Естественно, определения детям давать не нужно, дети знакомятся с операциями, которые можно совершать со временем. Пропедевтика работы с текстовой задачей подразумевает исключительно работу со счетными объектами, но никак не с текстом: знакомство с элементарными абстрактными моделями, которые описывают мир вокруг нас, в том числе с математическими понятиями и отношениями. Дети в процессе решения текстовых задач также знакомятся с плоскими и объемными фигурами, получают знания о причинах и следствиях явлений, логике этих явлений, формируют последовательность действий.

Рассмотрим описанные в литературе методы работы с натуральным числом. По мнению Т.И. Ерофеевой натуральные числа – это характеристика равномощных предметных множеств. Например, пять мишек, пять звездочек, пять цветочков, все описывается одним и тем же абстрактным понятием, что представляет абстрактную характеристику числа «5». На дошкольном этапе это понятие формируется через наглядное знакомство детей с максимально большим числом таких совокупностей через необходимое для запоминания состава натурального числа реальных манипуляций с предметными множествами. Именно такие действия являются основой быстрого и верного счета. Необходимо знать, что представления о членимости натурального числа выращивается постепенно из представлений о составе любого натурального числа, начиная с двух, из единиц, а далее – из любого набора меньших чисел. Необходимо детям объяснить, что любое много состоит из «единичек». У ребенка знания о мире складываются из своеобразных и множества картинок, россыпи единичек, эти единички можно складывать в любые кучки, и эти кучки можно еще объединять. Знакомство с натуральными числами дошкольников необходимо для наблюдения, изучения, самостоятельного исследования детей. З.Д. Коваленко считает изучение натуральных чисел тем важнейшим базисом работы с составом числа и пропедевтикой быстрого, верного счета, которыми должен владеть абсолютно каждый человек, это очень важное умение.

Обратимся к величине, тому - почему, зачем и как мы измеряем? Не так просто объяснить ребенку, что такое величина, а некоторых случаях это просто невозможно, и педагоги ДОУ не говорят о величине, а именно говорят о признаках и свойствах, качествах, которые можно измерить, когда мы говорим о длине, ширине, высоте. Мерка, по мнению А.А. Грибовской– единичная величина, или опять и снова «единичка», которую можно увидеть, подержать в руках, манипулировать с этой примеркой, переставляя ее, формируя внутри себя представления о том, что любое число может быть собрано из единичек. Далее можно говорить с детьми о том, что величины можно сравнивать, можно говорить о том, что какая-то величина больше, какая-то меньше, это такой «задел», при дальнейшем изучении математики, когда ребенок узнает о том, что с величинами можно совершать те же операции, что и с натуральными числами. С дошкольниками мы можем говорить только о сравнении величин. Измерение величин в методике преподавания математики на начальных этапах традиционно служило иллюстрацией к составу натурального числа из единиц.

Ознакомимся с работой педагога по моделям простых арифметических задач. Почему мы говорим не о задаче, а о модели? Очевидно, программа ДОУ не обязывает ребенка читать, безусловно, с ребенком занимаются какими-то вещами. Почему бы не прочитать педагогу условие задачи и попросить ребенка решить задачу на основе этого текста? Во-первых, текст большинству детей воспринимается довольно-таки плохо, фиксировать текст трудно для нечитающих детей. Как подвести к разумному анализу условия этой задачи, если она никаким образом она не зафиксирована. Таким образом, специфика дошкольного возраста говорит нам о том, что если мы хотим заниматься задачей, то единственный способ это делать – делать разумно, давать в руки детям некоторые модели: вещественные, наглядные, наглядно-схематические, рассматривая, ощупывая которые, исследуя их, дети осваивают те действия, которые и формируются при работе с текстовой задачей – операции анализа и синтеза, при этом нужно сказать сразу, что безусловно самые маленькие дети не могут получить в руки самый наглядный рисунок, они могут работать только с вещественными моделями. Далее, мы переходим к наглядным рисункам, серьезная работа, которая должна быть произведена педагогом ДОУ – переход от наглядного рисунка к наглядно – схематическому, где сущность самой задачи отражена в полном минимуме, очень корректно.

Решение задач по моделям развивает абстрактное и логическое мышление. Необходимо сделать так, чтобы ребенок видел за схематическим изображением точки реальные объекты окружающего мира. В пособиях, на страницах книг модели числе заменяются «точками», подводится внимание детей к тому, что в данном случае нам важна только одна характеристика, которая называется «количеством». С 4 до 5 лет дети могут составлять рассказ о предметах и вместе ввоспитателем учатся выделять качественные и количественные признаки предметных множеств, таким образом, формируется первичное представление детей о натуральном числе. Развитие умения проводить аналоги и работать по образцу тоже крайне важно. В возрасте от 5 до 6 лет формируется универсальная математическая модель «целое» и «часть», как описывает Т.М Бондаренко в своей исследовательской работе. На основе этой модели можно продемонстрировать любую арифметическую задачу, на сложение и вычитание она иллюстрируется очень точно, полно, и с ее помощью можно объяснить, что же сейчас происходит, почему такой результат был получен. Движение происходит от наглядных рисунков к рисункам схематическим.

При работе с абстрактными моделями, адекватными восприятию ребенка, в то же время позволяют производить серьезный точный и самостоятельный анализ условия этой математической задачи.

Следующим направлением работы является работа с геометрическими фигурами. Развитие ребенка дошкольника заключается в том, что знакомя его с различными геометрическими фигурами, взрослые учат узнавать и называть и находить черты сходства и отличия с реальными объектами, которые его окружают. Геометрические фигуры, о которых идет речь – это модели реального мира, которые со временем были придуманы выдающимися математиками, идеальные модели объектов идеального мира.

Чтобы познакомить ребенка с элементарными пространственными представлениями, необходимо организовать практическую деятельность детей дошкольников так, чтобы они смогли познакомиться с расположением предметов в пространстве и на плоскости, в том числе и на плане. Данные практические действия неразрывно связаны с формированием лексического запаса детей: владение конструкциями языка, отражающими такое расположение. На, под, за, спереди, сзади, справа, слева, между, вокруг – с этими предлогами связано описание пространственного положения предметов относительно ребенка.

Т.И. Ерофеева считает нужным формировать элементарные логические представления и представления о причинах и следствиях, для этого необходимо осуществлять работу педагога ДОУ по формированию представлений о мире, причинах и следствиях произведенных действий. Такие действия тесно связаны с развитием логического мышления, столь важного для математики. При этом необходимо помнить, что при выполнении любых действий, связанных с вычислениями, решение простых арифметических задач требует элементарных логических действий, но есть и специальные задачи, связанные только с логикой. Чаще всего это некоторые последовательности, которые нужно достроить после элементарного анализа. «Я уронил чашку – она разбилась, я уронил мячик - он не разбился». Почему это происходит? Исследование мира через представления причин и следствий есть исследовательский, поисковый подход, который описан в ФГОС дошкольного образования и он близок педагогам ДОУ. Если не формировать логическое мышление, то ребенок не научится анализировать действия свои и ближнего окружения, явления в окружающем мире. Наиболее распространены задачи на нахождение и поиск предметов, которых не хватает на картинке, при этом ребенок учится объяснять свой выбор, формируя свою речь.

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста создает фундамент для дальнейшего математического образования и это возможно при применении в ДОУ следующих видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной деятельностях, конструировании. Поэтому ребенку необходимо создавать возможности для формирования математического представления о натуральном числе, величине, моделях арифметических задач, логических задач на причины и следствия, абстрактных моделях как важных частях формирования мировоззрения ребенка.

Библиография

  1. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»/ Режим доступа: http://nsportal.ru/fgos-do-6 (дата обращения 17.11.2016)

  1. Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы»/Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - СПб.: ООО «Издательство Мозаика-Синтез», 2011. - 208 с.

  1. Грибовская А. А.Задания по формированию знаний о величине в детском саду. Конспекты занятий для детей 5-6 лет/ А.А. Грибовская. - М.: ТЦ Сфера, 201ܲ3. - 80 с.

  1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Формирование элементарных математических представлений в детском саду/ под ред.Г.М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. - М.: Дошкольник, 201ܲ3. - 208 с.

  1. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа/И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика Синтез, 2014. - 80 с.

 
Просмотров работы: 1297