Определяющим условием обновления системы образования является эффективная мотивационная политика, позволяющая повысить общую результативность и профессиональную компетентность педагогов.
Повышение роли личности работника, знание его мотивационных установок, способность их формировать и направлять в соответствии с поставленными задачами, стоящими перед образовательным учреждением, обуславливает необходимость совершенствования и разработки эффективных способов мотивации, обеспечивающей повышение социальной и творческой активности конкретного работника. Повышение профессиональной компетентности невозможно обеспечить без повышения мотивации к труду, личной заинтересованности в нём педагогов, потому как, только заинтересованный человек может эффективно реализовать свой потенциал.
Решение этих вопросов зависит от компетентности руководителя по созданию эффективной системы способов мотивации труда в организации путем целенаправленной деятельности в реализации новых подходов к управлению в части усиления мотивации деятельности, наиболее эффективного использования потенциала каждого педагога.
Затруднения практического использования методов мотивации в системе управления дошкольным образовательным учреждением определяется слабой изученностью сущности и особенностей мотивации педагогических коллективов, что определяет необходимость повышения профессиональной компетентности руководителей в управлении персоналом, в том числе и в создании условий эффективной внутрифирменной мотивации педагогов.
Анализ современных научных исследований дает основание полагать, что ученые всё внимание акцентируют на проблемах мотивации основного и профессионального образования и недостаточно уделяют внимание развитию профессиональной компетентности дошкольных работников.
Мотивации и мотивам посвящено большое количество исследований, как отечественных (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон, так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Мы согласны с позицией В. П. Сергеевой, которая рассматривает мотивацию как процесс побуждения к деятельности для достижения личностных целей и целей организации [4, с.124].
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы под мотивацией деятельности педагогов мы будем понимать совокупность управленческих действий руководителя, направленных на формирование устойчивых внутренних мотивов профессиональной деятельности педагогов, на удовлетворение их потребностей в самореализации и способствующих достижению как личных целей педагогов, так и целей образовательной организации.
Особенности мотивации педагогов ДОО рассматриваются в исследованиях И. Н. Асаевой, А. К. Байметова, Р. Х. Гильмеевой, К. Замфир, Л. Н. Захаровой, И. Е. Пискаревой, Л. С. Подымовой, А. А. Реана, С. Г. Молчанова, В. А. Сластенина и др.
Важную роль в формировании мотивации к повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО играет руководитель, задача которого – создать благоприятные организационные условия, способствующие становлению внутренних мотивов воспитателей.
Понятие «профессиональная компетентность» вводится только с 1992 года, и такие отечественные ученые, как Ю.В. Варданян, И.В. Ильина, исследовавшие проблематику профессионального образования, рассматривают его с различных сторон. Это и сложная единица системы внутренних психических состояний и свойств личности педагога и его готовность к осуществлению профессиональной деятельности и способности производить необходимые для этого действия[3, с.54].
По мнению Б.С. Гершунского, профессиональная компетентность представляет собой некий уровень, степень, качественный и результативный показатель сформированности профессиональных знаний, навыков владения предметом и умения их реализовывать в деятельности.
В 2007 году проходило всероссийское совещание по дошкольному образованию, в работе которого должны были принять участие профессионально-подготовленные педагогические сотрудники, поэтому возникла необходимость:
-направить усилия на повышение мотивации для повышения профессиональной компетентности педагога, способного работать в условиях личностно- ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми с учетом особенностей различных моделей дошкольного образования;
- гарантировать обстоятельства для креативного подъема, увеличения квалификации, аттестации педагогических сотрудников [1, с.23].
Современные требования к профессиональной компетентности педагога определяют пути её развития через активное участие педагога в методической работе, творческих и рабочих группах, исследовательской и инновационной деятельности, педагогических конкурсах, мастер-классах, распространение и обобщение своего педагогического опыта. Педагог должен осознавать необходимость повышения своей профессиональной компетентности, для этого руководитель ДОО создаёт соответствующие условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализируя свой педагогический опыт, педагог активизирует своё профессиональное саморазвитие, вследствие чего развиваются навыки исследовательской деятельности.
В целях достижения современного качества дошкольного образования необходимо создать технологии, нацеленные на перемену внутренней
позиции педагога, его ценностно-смыслового определения как важного обстоятельства, для принятия и становления свежих педагогических мыслей. Надобность обновления и увеличения свойства дошкольного образования неизбежно приводит к обновлению перечня возможностей педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
В связи с этим в теории, а также в практике дошкольного образования вопрос о современных технологиях развития профессиональной компетентности является одним из самых неразработанных и трудоемких, что объясняется:
во-первых, тем, что в исторических шагах развития дошкольного образования преобладали разнообразные и нередко прямо противоположные методологические подходы и концепции становления развития дошкольников, а значит и к профессиональному развитию воспитателей;
во-вторых, практические работники имеют представление о том, что развитие дошкольников должно строиться на основе предметно- информационной модели обучения [2, с.11].
Таким образом, прогрессивная образовательная стратегия направила сотрудников дошкольных организаций на повышение личной профессиональной комтентности, нужной в современной педагогической работе.
Список литературы
Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А.С. Белкин. – Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во, 2004. – 171 с.
Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: защищена 13.10.2003. / И.Б.Бичева. – Н. Новгород, 2003. – 196с.
Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность: учеб. пособие [Текст] / В.В. Нестеров, А.С. Белкин. – Екатеринбург: Учебная книга, 2003. – 186 с.
Сергеев, Г.А. Компетентность и компетенции в образовании [Текст] учеб. пособие / Г.А. Сергеев. – Владимир :Изд-во Владимирского гос. Университета, 2010.