ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ И ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ И ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Постников С.В. 1, Данилин Н.Д. 1, Амелин И.А. 1
1Вольский Военный Институт Материального Обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
До сих пор историю философии изучали только по историческим эпохам. Авторами данного исследования была предпринята попытка рассмотреть вопрос происхождения философии, ее главных представителей и основных школ с точки зрения географии.

Распространение философской мысли на Земле позволяет показать, что не только западноевропейская культура была колыбелью науки наук, значимые философские идеи высказывали мыслители Азии, Африки, Америки.

Из 100 выдающихся мыслителей-философов, чье творчество проанализировано в данной исследовательской работе, уроженцами Европы было лишь 67, 22 были уроженцами Азии, 8 – уроженцами Африки, 3 – Северной Америки (см. диаграмму на рис. 1). И это далеко не полный перечень выдающихся мыслителей народов мира.

Рис. 1 – Соотношение числа мыслителей по континенту их происхождения

Поэтому на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВВИМО в 2016/17 учебном году было проведено «Историко-географическое исследование происхождения философии, ее главных представителей и основных школ» Оно имело цель: изучить научные и образовательные ресурсы по истории философии, раскрывающие биографическую информацию о выдающихся мыслителях; провести географический анализ их происхождения.

Задача исследования: проанализировать историко-географический материал о жизни и деятельности 100 наиболее известных мыслителей; создать на этой основе обучающий комплекс для использования историко-географического материала на занятиях по дисциплине «Философия».

Объектом исследования географический компонент истории философской науки.

Предмет исследования: происхождение философии, ее главных представителей и основных школ.

Источниковая база: основная и дополнительная учебная литература по дисциплине «Философия», словари и справочники по истории философии, биографические справки о выдающихся мыслителях мира.

В качестве основы исследования использована информация из учебной литературы, имеющейся в учебной библиотеке ВВИМО (учебник «Философия» под ред. В.Н. Лавриненко и учебник «Философия» А.Г. Спиркина). Изучение особенностей географии западноевропейской философии осуществлялось по материалам изданий И.А. Мусского («100 великих мыслителей») и В.В. Буряка («Античная философия»). История и география философии Востока анализировалась по трудам М.Т. Степанянца («Восточная философия») и С.В. Постникова («Философия Средней Азии и Закавказья»). Анализ географии африканской философии проводился в соответствии с исследованиями, проведенными А.Г. Наумлюком, С.В. Постниковым, В.И. Лубяным, Р.Г. Хабибулиным и др. («Философия: Проблемы мира, войны, армии и национальной безопасности:»). Особенности географии русской философии удалось найти в трудах А.Г. Спиркина, В.Н. Лавриненко, И.А. Мусского, А. Сухова, А.Г. Наумлюка, С.В. Постникова, В.И. Лубяного, Р.Г. Хабибулина и др.

Кроме того, для полноты исследования, были проанализированы вопросы географии философской науки в Америке, Австралии и Океании. Методологической основой для этого послужили работы А.С. Колесникова, Н.И. Петякшевой, Н.С. Юлиной и др.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые на научном уровне анализируется географический аспект истории философии, проводится историко-географическое исследование происхождения философии, ее главных представителей и основных школ.

Практическая значимость. По результатам данной работы ее авторами был изготовлен обучающий комплекс по дисциплине «Философия» в помощь преподавателям ведущим обучение по данной дисциплине в ВВИМО, составлены рекомендации по его использованию.

***

Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности. В Китае, ещё в VI в. до н.э. были известны два мыслителя, влияние которых чувствуется и в наше время: Конфуций и Лао-цзы. В Индии в VI–V вв. до н.э. жил Сиддхартха Гаутама (Будда), основатель одного из самых влиятельных религиозных учений. Впоследствии буддийская философия дала миру таких крупных мыслителей, как Шанкара, М. Ганди и Дж. Неру, Б. Исида [см.: 7].

Особенности китайской философии и уникальность китайских мыслителей как нельзя лучше показана в высказывании Конфуция: «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».

Первым европейским философом принято считать Фалеса из Милета (VII–VI веках до н.э.). Он родился в Малой Азии – ныне территория Турции. Фалес и другие милетцы, не веря мифам, обращались к поискам первоначала мироздания. Мыслитель считал, что всё происходит из воды.

Центральная фигура древнегреческой науки – уроженец греческого острова Самос Пифагор, основатель мистико-научного и религиозно-философского братства. Одна из легенд, возможно, являющаяся истиной, приписывает ему изобретение понятия «философия» («любовь к мудрости»). Пифагорейцы подразумевали под философствованием поиски в сфере мудрости, открытие тайн природы, установление её законов.

Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля. Выше Аристотеля во времена античности философия уже не поднималась.

Упадок Эллады обозначился ещё при жизни Аристотеля. С ростом могущества Рима в средиземноморской цивилизации появился новый эпицентр культурных притяжений. Римский стоицизм – особенный памятник философии нравственности античных времен. Его представители (Марк Аврелий, Цицерон и др.) провозглашали идеи социальной справедливости и свободы для всех [см.: 1].

Понимание патриотизма, принадлежности родине начинается именно у стоиков. Среди высказываний Цицерона можно прочитать: «Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем».

Культура средневековой Европы подпитывалась византийскими и арабскими традициями. Арабский аристотелизм IX–XIII вв. (Аверроэс, Авиценна, Аль-Фараби, Ибн Хальдун) стимулировал еще бедную западную мысль и способствовал возникновению философско-религиозной схоластики в центре европейской католическо-теологической учености.

Связь восточной и западной философий четко оформилась в мистицизме уроженца Сев. Африки Аврелия Августина. Своей деятельностью он продолжил традиции Платона и Аристотеля и заложил основы новой христианской философии.

Отцом схоластики принято считать шотландца Иоанна Дунс Скотта Эриугену, жившего в IX в. Само слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась преимущественно в монастырях. «Схоластика» означает «школьная». Ее виднейшими представителями были Фома Аквинский, Уильям Оккам и др. [см.: 3].

XIV–XVI вв. в истории Европы – начало нового периода ее развития – гуманизма. Появляются все более значительные концепции и учения в сфере социальной философии. Выдающиеся мыслители той поры – Николай Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский и др. «титаны мысли и действия». В это же время Никколо Макиавелли развил национально-государственную версию политического антиморализма. Макиавелли фактически является родоначальником моральной политической философии не только Возрождения, но и Нового времени [см.: 3].

В начале XVII в. лицо эпохи постепенно начинает определять наука, и с этого периода ее авторитет вытесняет на периферию культурного пространства авторитет и притязание религии.

Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим и идеалистическо-метафизическим философствованием. Символы этого разрыва – Френсис Бэкон и Рене Декарт. Философия должна была ответить на лавину новых знаний. Властители дум новой эпохи – эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта, пантеизм Б. Спинозы и сенсуализм Дж. Локка. Не случайны и слова Ф. Бэкона о родине, происхождении: «Любовь к родине начинается с семьи».

В XVIII в. появилось идейное, литературное, а также философское и научное направление – «Просвещение». Именно тогда была поставлена задача просветить народные массы и таким образом очистить сознание людей от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков. Политический мыслитель этой эпохи Томас Гоббс уделил внимание теории государства, построенного на идее естественного права и общественного договора. Если не ограничить власть и не контролировать ее систему, она способна в исторической перспективе привести человечество к деградации Спасение – в законодательном обеспечении естественных прав человека. Не один Гоббс, но и Локк, Вольтер, Дидро и др. выдающиеся просветители XVIII в. выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения естественного права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье [см.: 3]. Вольтеру принадлежат слова, отражающие его отношение к своей родине: «Отчизна – это край, где пленница душа».

Еще один выдающийся мыслитель европейского Просвещения Жан Жак Руссо – философский романтик и революционный демократ, отец многих философских, политических и поэтических романтиков. Руссо пытался доказать, что вместе с прогрессом культуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философски-научную форму, заглушают голос природы и разума. О родине он пишет: «Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к отечеству».

С сер. XVIII в. происходит смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Например, у Имануила Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу, а с другой – человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенного нетелесной душой. Представители немецкой классики – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах – впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры.

Век XIX – век философов и революционеров. На философском небосклоне сияет целое созвездие. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Наиболее влиятельные среди них – Карл Маркс и Фридрих Энгельс, чье учение остается актуальным и по сей день.

В этом же веке появились первые философские произведения, повествующие о «метафизическом страхе» Европейские иррационалисты XIX в. – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон отвергают разумность бытия. Но если мир неразумен, то в нем никакого положительного начала – истины, добра, справедливости. Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей в XX в. [см.: 3].

Другим влиятельным направлением философии этого времени был позитивизм. Его основатель Огюст Конт призывал исключить из науки все метафизическое, мистическое, мифическое. Его учение развил впоследствии Герберт Спенсер.

В философию XX в. прочно вошло представление, что человеческое сознание не является свободным, способным познать истину мира. Сознание управляется подсознательными, гораздо более мощными, чем сознание, силами биологического или социально-биологического порядка. Такова известная теория австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, его многочисленных последователей (К. Юнг и др.).

Наконец в XX в. среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.). Исходным пунктом экзистенциализма является философия, которая освобождает человека от всякой целостности, обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного Бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом» [см.: 3]. Крупнейшим представителем философии экзистенциализма является Альбер Камю, уроженец Северной Африки.

ХХ век положил начало расцвету африканской философии, пропитанной идеями антропологизма и социоцентризма. Первым африканским философом был ганец Антон Вильгельм Амо (XVIII в.), воспитанный в традициях немецкого гуманизма, он долгое время оставался единственным чернокожим представителем философии. С ростом национального самосознания в странах Африки появляется целая плеяда самобытных философов, положивших начало таким направлениям, как африканский социализм, афроцентризм, теория негритюда, африканская культурософия и антропология. Среди них наибольшей известностью пользуются конголезец П. Лумумба, анголец А. Нето, ганец Ф. Н’Крума, сенегалец Л. Сенгор и др. [9, с. 72-82].

Американская философия – это, по сути, попытка американцами интерпретировать западноевропейские идеи. Однако в ХХ в. она все более становится самостоятельной, появляются целые школы и научные направления. В первую очередь, американцы пытаются осмысливать социально-философские и политические проблемы, вопросы функционирования научного знания, сущности человека. Этими проблемами увлечены социологи Дж. Мид и Ф. Фукуяма, позитивист Т. Кун и др. [см.: 12].

Русская оригинальная философия, по мнению Н.А. Бердяева, начинается с философских писем П.Я. Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев прошел через И. Канта к оправданию мистического христианства. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов уроженец Украины Н. Бердяев продолжил мистически-утопическую линию Вл. Соловьева. Эти идеи нашли свое отражение в философии русских классиков 1-й пол. ХХ в. (А.С. Хомяков и др.) [см.: 3].

Среди идей русских мыслителей, понимание своей Родины: «Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков», – пишет Н. Бердяев.

Однако истоки русской самобытной философии нужно искать и в творчестве русско-украинского просветителя Г.С. Сковороды, русско-белорусского поэта Симеона Полоцкого, первого русского материалиста М.В. Ломоносова и др.

Не стоит забывать о мощнейшем всплеске политической философии в России XIX – 1-й пол. XX в. Идеи французских просветителей нашли свое отражение в философии русского радикализма, декабризма (А.Н. Радищев, П.И. Пестель), были осмысленны и приобрели национальные черты в философии разночинства, народничества, анархизма, русского марксизма (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.).

В ХХ в. оригинальностью отличались «Философия войны» русского военного мыслителя А.Е. Снесарева и социально-философские идеи русско-американского социолога П.А. Сорокина [см.: 8].

Русские мыслители как никто другой понимали важность связи человека с Родиной. Вот какое высказывание об этом можно прочитать у Н.Г. Чернышевского: «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма».

С историей России тесно связаны истории бывших республик СССР.

На их территории еще в глубокой древности сложились философские традиции. Среди арабо-, персо- и тюркоязычных мыслителей Центральной Азии можно назвать аль-Фараби, Ибн-Сину, Омар Хайяма, Рудаки, Алишера Навои. Они развивали идеи классиков Античной философии на Востоке и заложили основы национальных философий казахов, узбеков, таджиков. Крупнейшими средневековыми философами Армении – положившими начало армянской философии были Мовсес Хоренаци и Анания Ширакаци, у истоков грузинской социально-политической философии стоял писатель Шота Руставели.

Дальнейшее развитие философских идей в Средней Азии и на Кавказе было связано с распространением российских просветительских традиций казахами Чоканом Валихановым и Абаем Кунанбаев, кыргызом Токтагулом Сатылгановым, туркменом Махтумкули, азербайджанцем Мирзой Фатали Ахундовым, осетином Афанасием Гассиевым. Благодаря их труду сегодня существуют национальные философии Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Осетии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана [см.: 5].

Обойденными вниманием остаются только Южноамериканский (Латиноамериканская философия) и Австралийский континенты. Тому есть несколько причин.

Латиноамериканская философия – философия испано- и португалоязычных стран Америки. Главнейшими ее представителями можно считать аргентинцев А. Корна, Х. Инхеньероса, бразильцев Л. Басбаума, Ж. Гинзбурга, Д. Гонсалвис ди Магальяинса, Д. Кабрала, Л. Перейру, П. Фрейре, венесуэльца А. Бельо, колумбийцев М. Каро Тобара, А. Моккуса, мексиканцев Х. Васконселоса, А. Касо, Э. О’Гормана, П. Родоканакиса, А. Санчес Васкеса, Л. Сеа, Б. Эчеверриа и др. Особенностью латиноамериканской философии является её периферийный характер. Особый интерес она проявляет к политической проблематике, обосновывая особый некапиталистический путь развития, где идеалы социализма сочетаются с традиционными духовными ценностями Южной Америки [см.: 4].

Философия Австралии может быть представлена такими именами как Артур Приор, Дэвид Армстронг, Дж. Смарт, Фрэнк Джексон, Пассмор, Джон, Питер Сингер, Женевьева Ллойд, Фута Хелу и др. Сферы их интересов – аналитическая философия, этика, религиоведение [см.: 2].

Понятно, что эти имена далеко несопоставимы с перечисленными выше мыслителями. Их значимость, можно предположить, будет очевидна уже во 2-й пол. XXI в.

Идеи латиноамериканских и австралийских мыслителей далеко не оригинальны, а сама их философия вторична по отношению к западноевропейской. Австралийцы тиражируют англосаксонские ценности, а мыслители Южной Америки на основе традиционной латинской философии Западной Европы пытаются отыскать самобытные национальные идеи.

Влияние этих идей на развитие мировой философии незначительно.

Уже эти аргументы позволяют исключить имена австралийских и латиноамериканских мыслителей из числа 100 великих философов мира.

Таким образом, одним из важных вопросов философии наравне с историей является изучение ее географии. Как видно из проведенного теоретического исследования, эта область уже рассматривалась, но как часть историко-философского знания. Обращение к географии философии позволяет более точно определить ее значение для разных стран и народов, выявить закономерности распространения философского знания на Земле. Пользуясь такой логикой, авторы данной исследовательской работы попытались практически воплотить собранную информацию в виде обучающего макета «100 великих философов» и информационного комплекса к нему.

***

В заключение следует отметить, что поставленная в данной военно-научной работе задача проанализировать историко-географический материал о жизни и деятельности 100 наиболее известных мыслителей и создать на этой основе обучающий комплекс для использования его на занятиях по дисциплине «Философия» реализована полностью.

Проведенный историко-философский и историко-географический анализ проблемы происхождения философии показал, что данный аспект истории философии имеет далеко идущие перспективы. Он позволил выявить 100 наиболее значимых мыслителей – уроженцев разных материков, частей света, стран, представителей разных народов.

Использование результатов проведенного историко-географического исследования о происхождении философии позволило подготовить специализированный обучающий комплекс «100 философов» и применить его образовательный потенциал при подготовке к промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Философия».

В ходе апробации специализированного обучающего комплекса стало ясно, насколько он полезен и удобен в образовательном процессе военного вуза.

Научная новизна и практическая значимость проведенного исследования очевидны. Данная работа показала, что анализ географического аспекта истории философии, историко-географическое исследование происхождения философии, ее главных представителей и основных школ на уровне курсантов проводится впервые. Изготовленный авторами обучающий комплекс и составленные по его использованию рекомендации, могут использоваться в ВВИМО как курсантами, так и преподавателями, ведущими обучение по дисциплине «Философия».

Список использованных источников
  1. Буряк В.В. Античная философия: Учебник [Текст]. – Симферополь: ДИАЙПИ, 2009. – 256 с.

  2. Колесников А.С. Философия в Австралии: история, мыслители, проблемы [Текст] // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. – 2007. – № 1/2. – С. 5-33.

  3. Мусский И.А. 100 великих мыслителей [Текст]. – М.: Вече, 2009. – 477 с.

  4. Петякшева Н.И. Латиноамериканская «философия освобождения» в контексте компаративистики [Текст]. – М.: Уникум-центр, 2000. – 232 с.

  5. Постников С.В. Философия Средней Азии и Закавказья: монография [Текст]. – Саратов: Научная книга, 2005.

  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник [Текст]. – М.: Гардарики, 2001. – 736 с.

  7. Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс и избранные тексты [Текст]. – М.: Восточная литература, 2001. – 511 с.

  8. Сухов А. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы [Текст]. – М.: ИФ РАН, 1995.

  9. Философия: Проблемы мира, войны, армии и национальной безопасности: учеб. / А.Г. Наумлюк [и др.]; под общ. ред. канд. пед. наук, доц. Немчининова А.В. [Текст]. – Саратов: ООО «Амирит», 2015. – 202 с.

  10. Философия: Проблемы мира, войны, армии и национальной безопасности: электрон. учеб. [Эл. ресурс]. – Вольск: ВВИМО // http://10.32.32.13/ru-RU/content/about.

  11. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко [Текст]. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 575 с.

  12. Юлина Н.С. Очерки по философии в США. ХХ век [Текст]. – М., Эдиториал УРСС, 1999.

Просмотров работы: 541