IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Евтехов В.А., Ипполитов Д.К.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В воинских коллективах кроме официальных взаимоотношений складываются и развиваются самые разнообразные отношения, которые возникают стихийно и официально ничем не регламентируются. Взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и войсковом товариществе, являются одним из важных условий, влияющих на уровень боевой готовности воинских частей (подразделений) [2; 3].

Следует отметить, что характер взаимоотношений влияет на уровень морально-психологического состояния личного состава подразделения и проявляется в таких показателях, как уровень удовлетворенности отношениями в коллективе, отсутствие конфликтов среди различных категорий военнослужащих, уверенность в своих сослуживцах.

Войсковая практика требует от командиров подразделений широких знаний социально-психологических явлений воинских коллективов, в числе которых особенности взаимоотношений между людьми занимает важное место.

Так как в процессе совместной жизнедеятельности военнослужащие постоянно взаимодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки, но и в столовой, у телевизора, на спортивной площадке, при совместном проведении досуга и т.д., в рамках указанных проблем особое место занимает изучение конфликтов в военной среде.

В психологии конфликт рассматривается как отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок) [1].

Причины возникновения конфликтов могут быть объективные и субъективные. По мнению, А.И. Шипиловой к объективным причинам воинских коллективах следует отнести такие, как: недостаточная обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач; нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ; субординационный тип отношений военнослужащих, продиктованный укладом воинской службы; сложность и динамичность воинской деятельности [1] .

К психологическим, субъективным причинам межличностных конфликтов относятся следующие причины: существование в некоторых подразделениях противоречащих уставным требованиям традиций и обычаев; низкая культура общения, грубость и нетактичность, нетерпимость к чужому мнению; стремление командира утвердить свой авторитет любой ценой; отрицательная установка на подчиненного, на начальника; напряженные, сложные взаимоотношения между военнослужащими; предвзятое отношение некоторых начальников к своим подчиненным; завышенная самооценка военнослужащего; стремление нечестным путем добиться лидерства в коллективе; негативизм в поведении отдельных военнослужащих; повышенная агрессивность и раздражительность; эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение; ярко выраженные акцентуации характера [4]

Исследуя проблему межличностных конфликтов в воинском коллективе, их конструктивного разрешения важно знать стратегии поведения выхода из конфликта.

Цель данной работы заключается в изучении различных стратегий поведения военнослужащих в конфликтных ситуациях.

Материалы и методы исследования.

Испытуемые. В исследовании приняли участие 50 курсантов Филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске.

Методики. Для изучения стратегий поведения в конфликтных ситуациях мы использовали личностный опросник, разработанный К. Томасом для изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтов. К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Вместе с Р. Килманном он предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой ‒ поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

  1. Соревнование (конкуренция) ‒ стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

  2. Приспособление ‒ принесение в жертву собственных интересов ради другого.

  3. Компромисс ‒ соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

  4. Избегание ‒ отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

  5. Сотрудничество ‒ участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем «Опроснике» по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Тест К. Томаса не только показывает типичную реакцию человека на конфликт, но и объясняет насколько данная поведенческая реакция эффективна для его разрешения.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа результатов экспериментальной работы было выявлено, что более 35% респондентов используют стратегию выходы из конфликта «Соперничество». Достаточно высокий процент курсантов придерживается данной позиции объясняется особенностями военной службы, с одной стороны, и действиями, регламентированными в уставах РФ ‒ с другой.

Для курсантов это является негативным фактором т.к. это вызывает разногласия в учебной группе.

Для снижения напряжённости, курсантам следует придерживаться позиций сотрудничества или компромисса, что способствует образованию воинского коллектива. К числу принципов взаимоотношений военнослужащих относится принцип единоначалия и строгой субординации. Вместе с тем большое значение воинские уставы отводят принципу коллективизма во взаимоотношениях военнослужащих. Уставы обязывают военнослужащих дорожить войсковым товариществом, помогать товарищам словом и делом, удерживать их от недостойных поступков, не щадя своей жизни, выручать их из опасности. В интересах успешного формирования воинских коллективов, повышения боеготовности подразделений офицеры должны постоянно заботиться об укреплении авторитета сержантов (старшин), повышении их педагогической подготовки, обучать их работе с подчиненными.

Еще одним направлением формирования воинского коллектива является деятельность командиров по формированию отношений между рядовыми военнослужащими, поскольку особенности этих отношений оказывают непосредственное влияние на их поступки, поведение, отношение к воинской службе и в конечном итоге на боевую готовность подразделения.

Часть курсантов поддерживает позицию избегания (15%), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению своих интересов. 10% курсантов предпочитают позицию приспособления, когда собственные интересы приносятся в жертву. 20% курсантов - компромисс, как соглашение между конфликтующими курсантами, достигнутое путем взаимных уступок. Выбранные стратегии поведения способствуют погашению конфликта, но вопросы, вызвавшие разногласия, остаются не решенными и впоследствии могут вызвать негативные последствия в служебной деятельности.

Следует отметить, что 20% курсантов все-таки выбирают стратегию сотрудничества, поиска взаимовыгодных вариантов, выхода из конфликта, приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Также можно отметить парные позиции: сотрудничество-компромисс; компромисс-избегание; компромисс-приспособление, которые характерны для некоторых курсантов. В зависимости от обстоятельств служебной деятельности они могут использовать разные стратегии выхода из конфликтной ситуации.

Таким образом, в конфликтных ситуациях у курсантов могут проявляться разные стратегии поведения, обусловленные, во-первых психологическими особенностями личности (тип темперамента, уровнем эмоциональной устойчивости), а, во-вторых, особенностями военно-профессиональной подготовки в вузе. В целом, в группе, принявшей участие в исследование можно отметить повышенную напряженность во взаимоотношениях, следствием которой может быть угроза возникновения конфликтной ситуации.

Список литературы:

1. Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2008

2 Давыдов Д. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. ‒ 2009. ‒№ 6. ‒ С. 33-41.

3. Дмитриков С. Психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления. // Ориентир. ‒ 2007. ‒ № 3. ‒ С. 28-34.

4. Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2007.

5