IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПРИЯТИИ СХЕМЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ
Костенкова Н.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Ориентировка в схеме тела – это первое и значимое звено в ориентировании в пространстве в целом. Вне зависимости от того, имеются у человека нарушения в развитии или нет, ориентировка в пространстве – это важная жизненная потребность [7]. Как следует из трудов Л.А. Дружининой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, нарушение зрения не может лишить ребенка возможности различать пространство (за счет сохранных анализаторов). Несмотря на это, происходит существенное ограничение и затруднение его ориентировки и передвижения [1; 3; 4]. По причине монокулярного характера зрения у большинства обучающихся специализированных образовательных учреждений отмечаются трудности установления частей тела в пространстве, неумение дифференцировать правую и левую стороны тела, сложность фиксации истинного положения объектов в пространстве. Проблема ориентировки в схеме собственного тела наиболее выражена у детей с косоглазием и амблиопией.

Взаимодействия ребенка с внешним пространством происходят благодаря совместной работе зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов, интегрирующих полученную информацию в единый образ [6]. По мнению А.В.Семенович, Н.Я.Семаго, освоение внешнего опто-мануального пространства невозможно без сформированности схемы тела, именно «схема тела является той моделью», которая организует внутреннее взаимодействие различных сенсомоторных систем и формирует пространственно-временную матрицу психологической актуализации человека [6; 7]. Следовательно, пространственные представления об окружающем мире формируются на основе представлений о собственном теле.

Так как дети с косоглазием и амблиопией плохо ориентируются в схеме собственного тела, возникают трудности пространственного анализа и синтеза, кинестетического, зрительного, слухового, тактильного восприятия движений,нарушается прямолинейность движения, согласованность движений рук и ног, походка и осанка. Характер трудностей, с которым сталкиваются дошкольники и младшие школьники с нарушенным зрением при ориентировании в схеме тела, свидетельствует об актуальности проблемы, рассматриваемой в данной статье.

Схема тела, по наблюдениям разных исследователей, формируется в период от 3-х до 9-10 лет. Она является условием успешной самоидентификации и средством интерпретации перцептивных образов, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма [4].По данным исследователей Б.Г. Ананьева, Б.М. Величковского, В.Л. Зинченко, А.Р. Лурия, Е.Ф. Рыбалко, схема тела рассматривается как образ взаимного положения частей тела, возникающий на основе проприоцепции [1, 3]. Г.Хэд и Г.Холмс рассматривают схему тела как процесс синтеза различных ощущений и формирующихся на этой основе представлений не только о величине, положении и взаимосвязи частей тела, но и о теле как структурном целом. Овладение ребенком схемы тела способствует практическому освоению свойств и направлений пространства[1].

Нейропсихологическое исследование развития психических функций у детей младшего школьного возраста в динамике от I до IV класса, проведенное Н.Н.Полонской, показало, что процесс развития зрительно-пространственных функций в сфере праксиса происходит в течение всего периода обучения в начальной школе и не завершается к ее окончанию[1]. Отсюда, с целью изучения особенностей пространственных представлений и соответствие их возрастным нормам у детей с косоглазием и амблиопией младшего школьного возраста, было организовано и проведено нейропсихологическое исследование.

Методы и организация исследования.

Участниками нашего исследования стали дети с косоглазием и амблиопией младшего школьного возраста: 10 человек в возрасте 7- 8 лет и 10 человек 9-10 лет. Для оценки пространственного праксиса использовали наглядный и речевой варианты пробы Хэда.

Учащиеся 7-8 лет выполняли речевой вариант, где действовали по речевой инструкции в простой ориентировке «лево-право» (Р: «Покажи правый глаз») и перекрестной ориентировке (Р: «Возьмись левой рукой за правое ухо»).

Учащиеся 9-10 лет выполняли наглядный вариант пробы Хэда. Каждому ребенку предлагалось воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив взрослым. Задание требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Для выполнения предлагались только одноручные пробы.

Результаты исследования и их обсуждение.

Исследование выявило высокий и средний уровень выполнения простой ориентировки в схеме тела у детей 7-8 лет. 60% учеников выполнили оба задания речевого варианта пробы Хэда, показали хорошее владение понятиями «право-лево» по речевой инструкции. В схеме собственного тела ориентировались правильно, но неуверенно 30% обследуемых. 10% выполнили задания с ошибками.

Анализируя результаты проведенного исследования у учащихся 9-10 лет(табл.), можно отметить, что выполнение задания вызвало затруднения у большинства младших школьников. Из 5 предложенных вариантов проб количество ошибок варьировалось от 1-ой до 5-ти. Часть испытуемых долго думали, проговаривали задание вслух, прежде чем выполнить. 40% детей выполнили задание в зеркальном воспроизведении. Причем возраст не имел определяющего значения в правильности выполнения задания.

Таблица.

Уровень развития праксиса у детей с косоглазием и амблиопией младшего школьного возраста

Обследуемый

Возраст, лет

Количество проб

Количество

ошибок

Качество

выполнения

1.

Мальчик 1

9

5

2

неуверенно

2.

Девочка 1

9

5

3

быстро

3.

Девочка 2

9

5

4

зеркально

4.

Девочка 3

9

5

2

проговаривала

вслух

5.

Девочка 4

9

5

0

уверенно

6.

Мальчик 2

9

5

4

зеркально

7.

Девочка 5

10

5

4

зеркально

8.

Мальчик 3

10

5

2

проговаривал

вслух

9.

Девочка 6

10

5

5

неуверенно

зеркально

10.

Мальчик 4

10

5

1

долго думал

Выводы.

Сравнивая результаты нейропсихологического исследования пространственной организации движений учащихся с косоглазием и амблиопией и среднестатистические результаты обследования здоровых детей, можно сделать вывод, что у детей с нарушением зрения динамический и пространственный праксис сформирован на более низком уровне, чем у здоровых детей младшего школьного возраста. Это свидетельствует о запаздывании в развитии сенсомоторных областей, а также об относительной дефицитарности межполушарного взаимодействия. Реабилитация этой категории детей должна быть направлена в первую очередь на формирование адекватной схемы тела, коррекцию динамического праксиса, развитие пространственных представлений.

Список литературы.

  1. Войтик Т.Н. Специфика ориентировки в схеме собственного тела дошкольников с задержкой психического развития //Российский психологический журнал.- 2010.- Т. 7, № 4. – С.27-33.

  2. Дружинина Л. А. Коррекционная помощь ребенку с нарушениями зрения в общеобразовательном детском саду// Дошкольное воспитание.- 2009. - №6. – С. 89.

  3. Кравцова Н.А., Катасонова А.В. Нейропсихология формирования двигательных функций и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование www.psyedu.ru . 2011 - № 2. С. 91 – 100.

  4. Нагорная А. В. Схема и образ тела как релевантные объекты лингвистического описания//Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2010.- Вып. 48. - № 32 (213). - С. 98.

  5. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1/Ч. Ньокиктьен; перевод с англ. Д.В.Ермолаев, Н.Н.Заваденко, Н.Н.Полонская/под ред. Н.Н.Заваденко. – М.: Теревинф, 2009.- 288 с.

  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 232с.

  7. Якубенко О.В. Развитие у младших дошкольников со сниженным зрением ориентировки в схеме тела как фактор успешной социализации// Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста. Материалы 1-ой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- Якутия, 2015. - С. 769