IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

СОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТУДЕНТАМ ПЕРВОГО КУРСА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Соколова А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Преподавание какого-либо предмета в школе кардинально отличается от преподавания в ВУЗе. Студенты-первокурсники, только что окончившие школу, не сразу могут адаптироваться к новому стилю получения знаний. Более того, в начале обучения студент должен войти в новую социальную среду и новую систему взаимоотношений между сокурсниками, старшекурсниками и преподавателями. Преподавателю следует понимать, что только начавшие свое обучение студенты имеют ряд сопутствующих трудностей, таких как: неумение оптимально и правильно организовывать свою учебную деятельность, отсутствие некоторых знаний (пробелы в школьном обучении), резкая смена местожительства, быта (в случае иногородних студентов) и т.д. Поэтому нужно уделять особое внимание подаче знаний в первом семестре.

Рассмотрим преподавание математического анализа студентам первого курса математического факультета. Данный предмет является основным для этой специализации, поэтому каждый студент должен иметь достаточное количество знаний для успешного продолжения дальнейшего обучения. Сложность заключается в том, что основы анализа преподаются, естественно, в самом начале обучения, и, следовательно, ряд особенностей, описанных в начале работы, как никогда актуален. Но не только это вызывает трудности в усвоении данного предмета. Зачастую наблюдается такой парадокс: материал читает грамотный профессор, доктор наук, человек, хорошо разбирающийся в преподаваемом предмете; потенциально он может передать много качественных знаний, но…бОльшая часть студентов, выходя из аудитории, осознает, что ничего из лекции профессора не поняли. Ведь недостаточно просто хорошо знать материал для того, чтобы обучить группу людей, нужно еще уметь объяснять. Объяснять так, чтобы это мог понять не только доктор наук, но и тот, кто впервые знакомится с этим материалом. Математический анализ является не только сложным сам по себе, но он еще имеет сложную систему обозначений. К примеру, так выглядит простое определение «предела последовательности»:

. Вряд ли человек, только что окончивший школу, с первого раза поймет эту запись. А ведь нужно не просто расшифровать значения этих символов, а оперировать этим определением при доказательстве теорем и решении примеров.

Преподавателю важно осознавать, что обсуждать материал на равных с новоиспеченным первокурсником не совсем правильно. Студент может даже впасть в панику, решить, что это не его, что выбрал не ту специальность, раз ничего не понимает с первого раза. Ведь в школе, на уроках математики, все было понятно сразу. Тут необходимо дать понять человеку, что эти трудности - норма, что они решаемы путем самостоятельных занятий после пар, дополнительных вопросов преподавателю, изучения литературы. Некоторые преподаватели специально запугивают студентов сложными определениями и обозначениями с первых минут лекции, дабы показать всю серьезность предмета и простимулировать их дополнительно заниматься самостоятельно. На некоторых это действительно может повлиять так, как задумано. Однако есть люди с низкой самооценкой, считающие, что они ничего не смогут, тем более, когда на доске написаны такие страшные и непонятные вещи. Совершенно нет необходимости облегчать программу или упрощать понятия. Предмет нужно преподносить не с пафосом, основанном на его сложности, а с разъяснением того, что эти трудности легко преодолимы. Достаточно только добросовестно и ответственно подойти к процессу обучения.

В математическом анализе, как и в других дисциплинах, невозможно изучать новые темы в случае, если предыдущие были не поняты. Поэтому необходимо достаточно часто проводить проверочные работы теоретических и практических знаний. Это позволит на ранних стадиях обучения выявить проблемы в понимании у студентов, а также будет служить стимулом постоянно работать с материалом, дабы хорошо подготовиться к контрольной, коллоквиуму, экзамену.

Многие студенты, особенно первокурсники, не столько испытывают сложности с решением примеров из задачника, сколько с доказательством теорем. Все дело в том, что преподаватель зачастую просто пишет доказательство на доске, как будто он его просто выучил наизусть, вместо того, чтобы уделить больше времени на объяснение самой логики этого доказательства, почему именно такие приемы он выбрал, что нам дано, и к чему нужно прийти. Ясно, что просто вызубрить доказательства для сотни теорем невозможно. Без труда доказать любую пройденную теорему можно только в случае, если понятна логика доказательства. Если студент в ней не разобрался, то все действия, использованные в доказательстве, являются для него просто набором операций, которые непонятно зачем производятся.

Справедливости ради, нужно отметить, что все предыдущие рассуждения актуальны только в случае наличия желания обучаться у самого студента. В настоящее время большая часть студентов учится на коммерческой основе. И ни для кого не секрет, что поступить «на коммерцию» не составляет особого труда, а страх отчисления за несданные экзамены обходит стороной. Большинство таких студентов могут не иметь ни хорошей школьной базы по математике, ни желания добывать себе новые знания. Преподаватель не может тратить много времени на прививание желания обучаться, либо на повтор одного и того же материала много раз. Поэтому невозможно «угодить всем». Приходится приходить к среднему. А среднее в данном случае – номинально рассказать материал, не заморачиваясь о том, понятно он изложен или нет, и идти дальше. Кто захотел понять, тот пытается это сделать самостоятельно. Кто не захотел – так и будет переписывать непонятные символы в тетрадь, не имея никакого понимания о том, что он вообще делает. В таком случае, преподавателю стоит хотя бы объяснить студентам то, что они могут свободно подходить к нему с вопросами по предмету, и, естественно, отвечать на них.

Литература:

  1. Огородник С. И., Масолова М. И. Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 649-651

  2. Бочарникова Я. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса. // http://festival.1september.ru/articles/582626/