IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКОМ САМОВЫРАЖЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тухфатуллина Р.Х.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Гуманизация современного образования направлена на развитие общекультурных компонентов, ориентированных на саморазвитие, самоактуализацию, самовыражение личности, воспитание человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца». Это необходимо для становления успешной личности, способной активно и конструктивно выражать себя в деятельности и общении, проектировании своей жизненной траектории. Человек является главной ценностью образования, центром культуры, а система образования, направленная на развитие личности, требует создания соответствующих условий способствующих раскрытию творческого потенциала личности, становлению эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, воспитанию нравственных и эстетических чувств (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, СВ. Кульневич, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, В.В. Сериков и др.).

В современном мире, когда поток информации увеличивается и обогащается, реальной возможностью успеть за множественными изменениями становится творческая адаптация человека. «…жить в постоянно меняющемся, незавершенном мире может только творческая личность, ... готовая к риску развития, построения себя в мире и способная к творческому самовыражению» - отмечает Ю.А. Грибов.[5]

Данная проблема отразилась в статьях федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования».

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одной из центральных идей является развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.[9]

Основная образовательная программа начального общего образования ориентирована на «…формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование…». [9]

В федеральном законе «Об образовании в РФ» одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип «… создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей…».[10]

Большая роль в развитии человека как творческой личности отводится школе. Психологи (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина и др.) установили, что развитие творческой составляющей личности происходит именно в младшем школьном возрасте.

Л.С. Выготский считает, что в младшем школьном возрасте формируется собственное представлений о себе, ребенок начинает регулировать свое поведения через самопознание.

По мнению В.С. Мухиной, ребенок семи-одиннадцати лет понимает, что он отличается от других, является индивидуальностью, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников. Он понимает, что обязан учиться и в процессе учения изменяться, присваивать коллективные знаки, понятия и идеи, существующие в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации.

У детей младшего школьного возраста происходит развитие эмоционально-ценностной сферы личности, именно этот период является сензитивным для творческого развития. Художественная творческая деятельность для младшего школьника является эффективным способом развития у него позитивной самооценки, мировосприятия, эмоционально-ценностного отношения к самому себе и окружающему миру. Под творческой деятельностью Л.С. Выготский понимает получение «нового» продукта, в процессе создания которого развиваются способности ребенка на основе воображения, наблюдательности, неординарности мышления. В такой деятельности ребенок проявляет самостоятельность, оригинальность, индивидуальность, свой творческий стиль, но только в условиях личностно-значимого смыслового действия. Самовыражаясь в творчестве, младший школьник «присваивает» осознанные им в ходе деятельности представления о мире, о других людях и себе. (Л. К. Божович, Л А. Венгер, Л. С. Выготский, Я. Л. Коломинский, Н. С. Лейтес, А. И. Леонтьев, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, Б. П. Теплов, Б. Л. Эльконин и др.).

В связи с этим представляется актуальным определение методологических основ исследо­вания феномена творческого самовыражения детей младшего школьного возраста посредством искусства, определение оптимальных педагогических условий для развития творческого самовыражения. Результаты данного исследования позволят уточнить смысло­вые аспекты понятия «творческое самовыражение детей младшего школьного возраста», разработать образовательную программу факультатива «Учусь искусству».

Проблема развития творческого самовыражения детей на основе восприятия искусства мало изучена. Она входит лишь небольшой частью в те исследования, в которых авторы говорят о творческих способностях, творческом воображении ребенка в целом (Г.В. Лабунская, Н.А. Сакулина, В.С. Щербаков). Данное понятие широко употребляется наряду с понятиями «самореализация», «самоопределение», «Я» и «самосознание». (К.А. Абульханова-Славская, О.С. Коровина, Т.А. Ольховая).

Проанализировав сущностные характеристики самовыражения личности в различных видах деятельности, мы можем судить о многообразии сфер самовыражения человека и их применении. Ученые выделяют индивидуальное, личностное (Н. Г. Чанилова, В. Ф. Шкель), творческое (С. С. Брикунова), эмоциональное самовыражение (Е. А. Шиндяева), самовыражение в общении (И. П. Шкуратова), в изобразительной деятельности (В. И. Салютнова), в процессе музыкального обучения (М. В. Деньгина), научно-исследовательской деятельности (Е. А. Омельченко), историко-ролевом движении (М. С. Горбулёва).

Особенности развития самовыражения детей младшего школьного возраста затронуты в работах С.С. Брикуновой в контексте изучения искусства и М.В.Деньгиной в контексте изучения музыки.

М. В.Деньгина анализируя сущность понятия «самовыражение» указывает, что данный термин используется в научной литературе для обозначения особенного и единичного в человеке, а также для указания на целостность качеств личности, делающих её уникальной.[6]

С. С. Брикунова считает, что творческое са­мовыражение человека – это один из важнейших компонентов «строительства человека», что гово­рит о его несводимости только к результатам твор­ческой деятельности. Творческое самовыражение – это, прежде всего самопознание как «самооткро­вение самому себе».[3]

Аль-Рикаби А. М. в своей работе рассматривает творческое самовыражение как активный процесс преобразования и создания новых художественных продуктов с целью совершенствования себя и реализации своего «Я» посредством развития личностных возможностей и индивидуальных способностей в конкретной творческой деятельности.[2]

Ю.А. Грибов понимает творческое самовыражение как «способность человека к построению своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, музыке, действии и т.д.) и самого себя в этом мире». Он считает, что для развития творческого самовыражения у младших школьников на уроках необходимо систематически поощрять детскую фантазию, воображение (в рисунках, живописи, музыкальных импровизациях, сочинении стихов, сказок, песен). Ю. А. Грибов предлагает строить занятия, основываясь на следующих принципах: «добровольность, намеренно сниженная критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей, проявляющаяся в их высоких оценках, показе в других классах и поощрении домашних творческих заготовок, а также непременное соединение репродуктивных моментов урока с импровизацией, элементами творческого самовыражения».[5]

Л.П. Печко считает, что для оптимального развития творческого самовыражения необходимо соблюдение следующих условий [8]:

1) формирование способности рефлексии, выработка представлений о самом себе;

2) развития сознания личности, выбор и осознание своих идеалов, чувств, увлечений;

3) развитие творческого «Я» через общение с искусством как первую ступень творчества;

4) создание педагогами культурно-эстетической среды.

В современной начальной школе, несмотря на существующие предметы художественно-эстетического цикла, недостаточно сформированы условия, способствующие развитию творческого самовыражения у детей младшего школьного возраста.

Предметы художественно-эстетического цикла ставят перед собой различные цели, поэтому изучаются обособлено друг от друга, что не способствует динамичному целостно-интегративному развитию творческой индивидуальности обучающихся. Частично решают проблемы творчества программы по искусствам Д. Б. Кабалевского, Б. М. Йеменского, А. А. Мелик-Пашаева, Б. П. Юсова и др. Педагоги художественно-эстетического цикла из-за минимального количества учебного времени «оторваны» от ребенка. Это приводит к тому, что специфические возрастные задачи, связанные как с общим развитием ребенка, так и с развитием его эмоционально-творческой сферы, активной целостной личности остаются невыполненными.

Основной задачей реализации содержания предметной области «Искусство» является «развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру» [9].

Художественная творческая деятельность детей младшего школьного возраста является синкретичной, т.е. младший школьник может одновременно осваивать, совмещать различные виды деятельности. По Б.П. Юсову, у первоклассников самовыражение носит процессуально-деятельный характер и проявляется в танце, театральных постановках. У 2-х и 3-х классов доминирующим становится изобразительное искусство, изобразительная деятельность. С 4 класса актуальными для самовыражения являются изобразительность в литературе, интонационность в музыке [12].

Для развития творческого самовыражения у детей младшего школьного возраста необходимо создать благоприятные педагогические условия, способствующие целостно-интегративному восприятию различных видов искусств. Слушание музыкальных классических произведений, беседа по литературным и изобразительным произведениям будут способствовать развитию у детей воображения, мышления, речи, умения анализировать, следовательно, и развитию творческого самовыражения. В начальной школе на уроках искусства необходимо давать задания, где обучающийся будет выступать в роли художника, писателя, актера, режиссера, редактора. Благодаря этому дети поймут, что значит быть автором художественного произведения. Проведение выставок детских работ, использование их в качестве наглядного материала на последующих уроках, театрализованные постановки, концерты также способствуют эффективному развитию творческого самовыражения обучающихся.

Интеграцию разных видов художественной деятельности и творчества детей следует сознательно планировать по любому виду искусства. Поэтому мы считаем, что необходимо разработать образовательную программу факультатива «Учусь искусству» для начальной школы по искусству, соединяющую в себе уроки музыки, изобразительного искусства, литературы и другие виды художественной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что для оптимального развития творческого самовыражения у детей младшего школьного возраста значительную роль играет художественная творческая деятельность. Содействовать развитию творческой, уникальной, инициативной, целеустремленной, активной, свободной, самостоятельной личности обучающегося может тот педагог, который сам обладает вышеперечисленными качествами.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию предметов художественно-эстетического цикла, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития эмоционально-ценностного отношения к самому себе и окружающему миру, способствующих раскрытию творческого потенциала, к самосовершенствованию, самовыражению личности посредством восприятия искусства.

Список литературы:

  1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения психологии личности // Психологический журнал. Т. 4. 1983. № 1. – С. 24

  2. Аль-Рикаби A.M. Творческое самовыражение личности студента в процессе художественного образования / A.M. Аль-Рикаби, А.С. Петелин // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: сборник научных трудов. Вып. 29 / Науч. ред. А.С. Петелин, Л.Г. Лобова. - Воронеж: ВГПУ, 2009. - С. 3-26.

  3. Брикунова С. С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования. Дисс.... кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. - Ростов-на-Дону, 2005.- 310с.

  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. – 96 с.

  5. Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей / / Вопросы психологии. - 1989. - № 2. - С. 57-62.

  6. Деньгина М. В. Принцип самовыражения младших школьников на уроках музыки: философско-педагогический аспект // Педагогическое образование в России. – 2010. – № 2. – С. 112-118.

  7. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с. 2006

  8. Рогова P.M., Филонов Г.Н., Волков Г.Н., Печко Л.П. Становление самосознания личности школьника / Под общ. Ред. Р.М.Роговой.-М.: ГосНИИ семьи и воспитания,- 2003.- 112 с.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) Web-сайт: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Текст / Серия «Законы РФ». М.: омега – Л, 2016. – 142 с.

  11. Эльконин Б. Д. Психология обучения младшего школьника.- М., «Знание»,- 1974.-63с.

  12. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избр. труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М., 2004. – 252 с.