РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В БЕЗОПАСНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В БЕЗОПАСНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблему формирования и развития личности ребенка в любом обществе можно отнести к задаче первостепенной важности. В последнее время вызывает озабоченность рост числа нарушений поведения у детей, нежелание и неспособность к обучению, особенно детей младшего школьного и подросткового возраста. За последнее время зафиксировано много случаев побегов из дома, воровства, жестокости по отношению к людям и животным, суицидального поведения и т.п. На процесс образования поведенческих нарушений может оказывать влияние достаточно большоеколичество социальных, психологических, культурных, педагогических факторов. Чтобы ребенок вырос полноценной, состоявшейся личностью, необходимо приложить большие усилия. Личностные качества илежащие в их основе типичные черты нервной системы человека не остаются постоянными в течение его жизни, а изменяются под влиянием социальных воздействий. Решающее значение в формировании и развитии личности имеет дошкольное и младшее школьное детство,так как именно в этот период происходит формирование всех компонентов личности. Именно в этом возрасте у ребенка формируется представление о самом себе, которое включает в себя эмоциональные, когнитивные, рефлексивные, волевые компоненты.

Одним из важнейших процессов, влияющим на становление личности ребенка, является воображения. Личность в основе своей имеет три сферы: потребностно-мотивационную, эмоциональную и когнитивную. Каждая из этих сфер определенным образом связана с развитием личности ребенка и с психическим познавательным процессом – воображением. В потребностно-мотивационной сфере у ребенка формируются начальные навыки общения с другими людьми. Благодаря когнитивной сфере ребенок начинает овладевать различными знаниями, навыками и умениями, которые формируются у него путем обучения. А эмоциональная сфера личности постепенно формирует у него чувства и эмоции. Следует отметить, что воображение тесно связано с эмоциями, а эмоции связаны со всеми сферами жизни человека.

Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью.Благодаря этому компоненту психической деятельности, мы можем позволить себе планировать что-либо, представлять какие-то образы, вспоминать картины прошлого, творить и создавать что-то новое на протяжении всей нашей жизни. Особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда, как справедливо указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития этого процесса. Значение воображения, фантазии в жизни детей отмечали практически все психологи, изучавшие психическое развитие в онтогенезе. К.Д. Ушинский писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организовавшейся душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» [4, 434]. Эта способность развивается особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10-12 лет. Именно в этот период нужно приложить усилия, чтобы развить у ребенка воображение, если же этого не делать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. У него уменьшается способность фантазировать, а, следовательно, обедняется личность, пропадает интерес к творческой деятельности, искусству, снижаются возможности творческого мышления и т.д.

Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. В игре формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя; расширяется, обогащается и углубляется сама личность [5, 122]. Воображая игровые ситуации и реализуя их, малыш формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты [6].

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и др. воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у них знаний, способствует саморазвитию личности [2, 96].

Начиная с трех лет, ребенок может одновременно сосуществовать в двух разных реальностях – в привычном мире окружающих предметов, где распоряжаются и оберегают взрослые, и в мире воображаемом. Он тоже реален для ребенка, но невидим для других людей. Одни и те же предметы присутствуют в обоих мирах сразу, имея в них разные сущности [1, 1]. Удивительным свойством детского мироощущения в данный период оказывается то, что большинство значимых предметов, окружающих его в обыденной жизни, представляются в фантазиях героями множества событий. Вокруг них разыгрываются драматические ситуации, они становятся участниками «сериалов», изо дня в день создаваемых ребенком. Мама даже не подозревает, что, рассматривая суп в тарелке, ее малыш видит подводный мир с водорослями и затонувшими кораблями, а проделывая ложкой бороздки в каше, представляет, что это ущелья среди гор, по которым пробиваются герои его сюжета. Способность к воображению дает дошкольнику совершенно новые степени свободы, ощущение собственной силы, дееспособности, хозяйского отношения к воображаемым ситуациям. Это резко контрастирует с невысокой до поры до времени способностью управляться с предметами и событиями реального мира, где вещи его мало слушаются [1, 1].

Сейчас, к сожалению, родители очень мало времени уделяют развитию этого важнейшего процесса, не подозревая, насколько он важен в развитии ребенка. Развитию детского воображения на протяжении веков способствовали игры и прикладное творчество. Ребенок, играя с предметами окружающего быта, формировал образы, моделировал реальность, планировал деятельность (например, представлял их в виде животных, людей и пр.). Сегодня родители стремятся, чтобы у детей были «идеальные» игрушки полностью идентичные настоящим предметам в реальном мире. За последние 20 лет, в следствии стремительного развития технологий, индустрия игрушек изменилась до неузнаваемости. Массовое производство и потребление привело к детализации и натурализации игрушки, в следствие чего детям все меньше приходиться воображать образ и поведение героя.

Самые яркие воспоминания детства – сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные зачастую, сказочным воображением. Сказка способствует развитию воображения ребенка. Сказка – незаменимый инструмент формирования его личности. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его воображение [3, 245].Вместе с тем другой негативной тенденцией современного информационного общества стало замена устного рассказа сказок и чтения книг, способствующих развитию воображения (посредством представления персонажей, интерьера, природыи пр.)разнообразными аудиовизуальными гаджетами (планшетный компьютер, смартфон и пр.).

Нарастающее преобладание мультимедийных вариантов информации (мультфильмы, «3D»-анимация, компьютерные игры и пр.) над речевыми можно назвать серьезной угрозой безопасному развитию ребенка. При просмотре современных мультфильмов, особенно западных, ребенку, глядя на красивые картинки, где прорисованы даже самые незначительные и мелкие детали, не хочется ничего додумывать или дорисовывать в воображении, потому что и так все идеально. Другими словами, ребенку и его воображению в современных мультфильмах делать нечего.Можно утверждать, что сегодня под влиянием примата образных вариантов информационного воздействия подрастающее поколение невольно уходит от сложных и высоких возможностей психики, приобретенных на эволюционном пути, к более простым, примитивным.В результате, как показали исследования японских нейрофизиологов, у завзятых «телеманов» невостребованными оказываются некоторые участки мозга, а у любителей компьютерных игр тренируются только реакции, практически не применимые в реальной жизни.Подрастающее поколение все хуже владеет родной речью: дети затрудняются объединять слова в предложения, правильно строить фразы и выражать свои мысли. Причина в том, что их главным «собеседником» становятся телевизор и компьютер[7].

Для того чтобы предупредить подобные негативные тенденции родителям нужно предложить ребенку альтернативу. Очень хорошо развивает воображение – рисование. Предложите ребенку порисовать вместе, например, начните рисовать какую-то фигуру, а он пускай продолжит так, как ему хочется и что собственно он видит в вашем фрагменте. Не мешайте ему, пусть немного пофантазирует. Так же можно идя по улице спросить у ребенка, как ему кажется, на что похожи окружающая природа: дерево, куст, облако и пр. Поиграйте с ним в ассоциации. Придумайте какую-то историю, а он пусть ее закончит. Вы сами удивитесь, как много способен рассказать ваш ребенок и сколько у него интересных мыслей и идей. Главное, чтобы все эти упражнения или занятия проводились в виде увлекательной и веселой игры, чтобы это доставляло удовольствие и вам и вашему ребенку.

Воображение является непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе, т.е. самооценку и отношение к другим людям. Оно программирует в соответствии со сложившейся самооценкой поведение человека в новых условиях. Следует заметить, чтоэмпатия, чуткость в отношении к людям, такт в подходе к ним невозможны без воображения. Чтобы быть чутким, нужно на основе знаний о жизни и характере человека вообразить (представить себе) его душевное состояние в данный момент. Таким образом, воображение имеет большое значение в формировании социально-психологических качеств личности.

Таким образом, воображение играет очень важную роль и тесно связано с безопасным развитием личности ребенка. Оно расширяет человеческое познание с самого раннего детства, а также, оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств. С помощью воображения ребенок осваивает новый жизненный опыт. Именно этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка и его поведения в целом.

Список литературы

  1. Данилкина И.И. Онтология визуального воображения // Аналитика культурологи. 2009. № 15

  2. Жирикова Д.А., АпшеваС.Ю. Развитие воображения детей

дошкольного возраста с помощью сказки // Проблемы и перспективы развития образования в России. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.– С. 95-100.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 310 с.

  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 09. Человек как предмет воспитания. 1950г.

  3. Шорникова О.В. Роль игры в развитии ребенка // Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the V international scientific conference on May 15–16. – Prague: Vědeckovydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. – С. 121-124

  4. МарцинковскаяТ. История детской психологии. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marc_ist/07.php (30.03.15)

  5. Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность. Учебное пособие. – М., 2011.

Просмотров работы: 1096