ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Бутова Н.А. 1, Столяренко О.В. 1
1Старооскольский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Решение проблем, возникающих в ходе становления местного самоуправления и развития муниципального управления, обеспечения устойчивого развития муниципальных образований требует их глубокой научно-методической проработки, в связи с этим необходимо наличие научно-методического обеспечения местного самоуправления и муниципального управления.

Согласно Конституции местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в границах соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Первая их них включает формы непосредственной демократии.

Следующей формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправления (ТОС).

Отдельную группу организационных форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению муниципального управления на территории муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляютмуниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В ГК РФ установлено, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципального образования возлагаются только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей ни в Конституции РФ ни в ГК РФ не предусмотрено.

Из перечисленного следует, что муниципальное управление - это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета. А также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.

Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:

а) муниципальное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;

б) муниципальное управление - это прерогатива только органов муниципального управления (местного самоуправления);

в) муниципальное управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление - подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

В связи с тем, что муниципальное управление осуществляют только органы местного самоуправления, наделенные на это соответствующими полномочиями, следует, что понятие “муниципальное управление” не тождественно понятию “местное самоуправление”. Понятие “местное самоуправление” гораздо шире, т.к. включает в себя все формы реализации местного самоуправления (непосредственной демократии, ТОС, органы местного самоуправления), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами местного самоуправления.

Для муниципального управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение, оттого, что понимается под системой муниципального управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и реально взаимодействуют, следует, что является муниципальным управлением.

Прежде всего, имеется в виду, взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов местного самоуправления) с управляемой системой (муниципальным образованием). Однозначно можно сказать, что субъект муниципального образования не может существовать без соответствующих управляемых объектов (просто теряется смысл их существования вообще) и только в совокупности они могут образовывать систему муниципального управления. Последняя, призвана, обязательно охватывать:

А) организацию и функционирование субъекта управления – органов местного самоуправления (управляющую подсистему);

Б) структуру взаимосвязей управляющей системы с управляемым объектом – муниципальным образованием (управляемой подсистемой);

В) компоненты управляемой подсистемы и их отдельные элементы, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой подсистемы и непосредственно воспринимают управленческие воздействия либо участвуют в их формировании.

Теория муниципального управления выявляет объективные закономерности функционирования и развития системы муниципального управления, т.е. ее существенные, необходимые, устойчивые связи, обуславливающие характер, качество, результативность воздействия на развитие муниципального образования. Это - закономерности, принципы и методы построения управленческих отношений, осуществления управленческой деятельности, пути реализации функций управления, кадрового обеспечения, информационного обеспечения и др.

В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципального управления субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).

Субъект муниципального управления имеет сложную организационную структуру, представляет собой совокупность организационно-оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями.

В соответствии с Уставом муниципального образования могут образовываться следующие органы местного самоуправления:

- представительный орган местного самоуправления;

- главное должностное лицо муниципального образования;

- исполнительный орган местного самоуправления.

Представительный орган является ведущим в системе всех органов местного самоуправления, он именуется думой, муниципальным собранием, муниципальным комитетом или советом и т.п.

Главное должностное лицо муниципального образования, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Исполнительный орган местного самоуправления выполняет функции оперативно-распорядительного характера, т.е. исполняет законы и решения представительного органа местного самоуправления. В системе местного самоуправления одни органы должны принимать решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы как раз и являются тем звеном цепи, на которое возложена задача по обеспечению выполнения принятых решений.

Объектом муниципального управления является муниципальное образование.

Муниципальное образование - это сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие самого муниципального образования

Население муниципального образования образует местное сообщество. Членом сообщества является гражданин Российской Федерации, проживающий на данной территории.

Географическая среда – это земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории.

Градообразующая база в основном состоит из крупных промышленных предприятий находящихся на территории муниципального образования.

Жизнеобеспечивающая система составляет муниципальное хозяйство. Под ним понимается комплекс, расположенных на территории муниципального образования предприятий, учреждений и организаций, призванных удовлетворять социально-бытовые потребности проживающего в нем населения, а также потребности промышленных предприятий. Она включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), предприятия бытового обслуживания, строительную промышленность, предприятия торговли и общественного питания, здравоохранения, культуры и т.д.

Теория муниципального управления рассматривает муниципальное образование, составляющие его общности – в целом, как сложные самоуправляющие системы, в основе существования которых лежит многообразие интересов. Сама система муниципального управления анализируется как определенные способы совместной деятельности людей, реализующих управленческие функции в целях самоорганизации, обеспечения саморазвития муниципального образования.

В раскрытии понятия “муниципальное управление” важное значение принадлежит толкованию обеих его составных частей - “муниципальное” и “управление”.

Появление термина “муниципалитет” относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.

Согласно федерального закона термины “муниципальный” и “местный” и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Что касается термина “управления” то с точки зрения кибернетики - науки об управлении:

· управление – это функция различных организованных систем (в нашем случае - муниципального образования), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач сохранения их структуры и деятельности (как самоуправляющейся территориальной целостности);

· управление служит интересам взаимодействия элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое (муниципальное образование), с общими для этих элементов целями и задачами;

· управление – это внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления);

· управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему, обеспечивает ее функционирование в соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления;

Таковы общие черты управления. Они полностью приемлемы для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения, в нашем случае территориальное - муниципальное образование.

Следовательно,муниципальное управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В целом можно утверждать, что муниципальное управление - это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

Вот как трактуют термин “муниципальное управление” авторы некоторых изданий.

Авторы “ Основ управления муниципальным хозяйством” утверждают, что “Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.” В этом определении объект муниципального управления незаслуженно сведен только к муниципальному хозяйству.

В учебном пособии “Муниципальное управление” авторы утверждают, что: “ Для муниципального управления, так же как и для местного самоуправления, в “чистом виде” характерно самостоятельное формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д., но в данном случае все это делается в рамках законодательной базы государства и общегосударственного устройства. Если так понимать самоуправление, то оно равнозначно понятию “муниципальное управление”. Следует отметить, что при устранении в муниципальном управлении возможности самостоятельного целеполагания, выбора органов власти и управления и т.д. такое муниципальное управление преобразуется в элемент государственного управления в рамках конкретной территории.”. В этом определении смешиваются два разных по содержанию понятия.

К сожалению, в хорошем справочнике “Государственное и муниципальное управление” вторая часть его наименования, напрочь отсутствует в перечисленных понятиях и терминах и совершенно непонятно, какое содержание вкладывают авторы в термин “муниципальное управление”.

Кроме термина “муниципальное управление” ныне стал широко использоваться также модный термин “муниципальный менеджмент” с приданием ему аналогичного содержания. Вот как он трактуется авторами учебника “Муниципальный менеджмент”: “Муниципальный менеджмент тождественен местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью.

Особенно тесно связан муниципальный менеджмент с экономической географией и регионалистикой. Он дополняет и углубляет знания экономической географии и регионалистики.” Данное утверждение даже не требует своего комментария

В “Основах менеджмента” утверждается, что “Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Возникает вопрос - можно ли считать, что английское понятие “менеджмент” и русское “управление” и, соответственно, “менеджер” и “руководитель” - это одно и то же. Есть отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о “менеджменте”, американцы почти всегда подразумевают фигуру “менеджера” - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термины “администрация”, “администрирование” (administration), которые в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят “менеджер”, то по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии.

Термин “менеджмент” применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня (а в нашем случае органы местного самоуправления выполняют делегированные им государственные полномочия), более правильно использовать термин public administration - “государственное управление” (или, в нашем случае, municipal administration -“муниципальное управление”).”

Атаманчук Г.В. указывает в “Теории государственного управления”, что “ основанием видов управления является природа и субстанционначя специфика субъектов управления, исходя из чего, разграничивается государственное управление (субъект управляющих воздействий - государство), менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник, хозяин дела), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры). В качестве своеобразной подсистемы управления рассматривается также местное самоуправление (муниципальное управление). Существует членение и общественного управления, в котором наряду с управлением со стороны общественных объединений указывают общественное самоуправление, посредством которого, люди сами формируют и практически реализовывают управляющие воздействия.”

Наука управления утверждает, что в “менеджменте” субъектом является “менеджер” (собственник), объектом - персонал фирмы или процесс, а целью является получение прибыли и соответственно существует своя правовая база.

В муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления, объектом - муниципальное образование, а главной целью - повышение уровня и качества жизни населения, в местном самоуправлении субъект и объект - население муниципального образования, цель - самостоятельное решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права.

Исходя из всего перечисленного, напрашивается вывод, что “муниципальный менеджмент” отнюдь не тождественен “муниципальному управлению” и тем более “местному самоуправлению”. Под “муниципальным менеджментом” можно понимать только лишь использование принципов и методов, средств и форм менеджмента в муниципальном управлении, таких как маркетинг, стратегическое планирование и управление, управление по результатам и другие. В большей степени “муниципальный менеджмент” может относиться к управлению муниципальным и государственным предприятиями, а не к муниципальному образованию в целом или сферам общественной жизни.

Сегодня теория муниципального управления есть складывающаяся и развивающаяся система знаний о закономерностях, принципах и методах, механизме управления муниципальным образованием и их структурами в целях преобразования общественных отношений, активизации человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития.

Итак, Муниципальное управление – это административная и экономическая деятельность местных органов власти, направленная на поддержание и развитие социальной и промышленной инфраструктуры города или другого поселения, а также управление учреждениями, которые находятся в собственности городской/поселковой общины. Такая деятельность осуществляется в рамках муниципальных границ согласно принятому и утвержденному депутатским корпусом Генеральному плану развития территории.

В процессе муниципального управления органы муниципального образования (например, отдел образования, отдел промышленности и т.д.) взаимодействуют с различными субъектами (например, образовательные организации, торговые предприятия и т.д.), находящиеся на территории муниципального образования.

Муниципальное управление во многом сходно с государственным управлением, например, здесь также применяется принцип разделения властей: исполнительная ветвь — мэр, законодательная — горсовет, судебная — городской суд.

При этом управление муниципалитетом имеет принципиальные отличия от управления государством в целом:

  • Муниципалитет не имеет права издавать законы;

  • Муниципалитет управляет главным образом не гражданами, живущими на его территории, а собственными службами и предприятиями;

  • В основе муниципального управления лежит проектный подход к управлению.

В плане управления муниципалитет во многом сходен с частным предприятием, единственное серьёзное отличие — бюджетное финансирование: основным источником поступлений в администрации муниципального образования являются налоги и сборы.

К функциям муниципального управления относятся:

  • Утверждение и исполнение муниципального бюджета;

  • Установка местных налогов и сборов;

  • Формирования программ развития муниципалитета;

  • Контроль над деятельностью главы муниципального образования.

Муниципальное управление играет большую роль в обеспечении эффективной социальной политики государства, поддержании высокого качества жизни населения. Дело в том, что с точки зрения властной вертикали, муниципальный уровень управления является самым базисным — он ближе всего к народу, лучше всего может знать и учитывать его потребности. Поэтому грамотное муниципальное управление это залог стабильности государства, опирающейся на учёт интересов всех его граждан.

Муниципальное управление напрямую не является формой политического администрирования. Однако согласно действующей российской конституции, местные власти включены в единую систему государственной власти. Поэтому принимаемые муниципальными образованиями экономические, социальные и административные решения исполняются в рамках правовых норм, установленных федеральными органами власти.

Система государственного и муниципального управления отличается как по функциональным, так и по правовым критериям. Для государственного управления в большей мере характерна миссия общего контроля соблюдения федерального законодательства на конкретной территории. В то же время муниципальное управление занято экономическим развитием поселения. В частности, речь идет о поддержке и модернизации транспортной инфраструктуры, социальной сферы (медицина, образование, местные социальные программы), сборе и перераспределении местных налогов. Особое место в этом списке занимают региональные программы развития, которые обычно направлены на технологическую специализацию экономики муниципального образования.

Иначе говоря, муниципальное управление – это целый комплекс экономических, социальных и правовых воздействий на местную общину, ориентированных на повышение ее экономического благосостояния. Местные администрации вправе самостоятельно определять цели и задачи развития территории, не противоречащие федеральному законодательству. В общей сложности муниципальное управление располагает такими функциональными возможностями, как:

- принятие местного бюджета и администрирование региональных налогов;

- выстраивание удобной, автономной по отношению к федеральной власти модели экономического развития, в частности, право создавать административно-бюрократические структуры по управлению муниципальной собственностью;

- привлечение населения к решению наиболее важных вопросов, в частности, путем проведения местных референдумов.

Кроме того, в функции муниципалитета входит и управление муниципальной собственностью. Наиболее проблемными вопросами являются поддержка и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры и физического состояния жилого фонда. Дело в том, что большинство предприятий, отвечающих за развитие ЖКХ, либо приватизированы, либо проданы частным владельцам. Однако коммунальные сети по-прежнему находятся в муниципальной собственности, а потому возникает проблема совмещения интересов местной общины, администрации поселения и собственников энергокомпаний.

Аналогичная ситуация и в отношении транспортной инфраструктуры. Получается, что дороги и развязки в основном государственные или муниципальные, тогда как транспорт – частный. Соответственно, возникает вопрос о том, как управлять собственностью, которая принадлежит административно, но не в экономическом отношении. И это при том, что региональные экономические программы и администрирование местных налогов - основа муниципального управления.

Законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливается особенность правового регулирования муниципальной службы в Белгородской области.

Должности муниципальной службы в Белгородской области (далее также - должности муниципальной службы) - должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, расположенного на территории Белгородской области, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Белгородской области (приложение 1 к настоящему закону).

Допускается двойное наименование должностей муниципальной службы в случаях, если в соответствии с муниципальными правовыми актами:

1) заместитель (первый заместитель) главы администрации муниципального образования является начальником отраслевого (функционального) или территориального органа администрации муниципального образования;

2) заместитель (первый заместитель) начальника отраслевого (функционального) органа администрации муниципального образования является начальником структурного подразделения отраслевого (функционального) органа администрации муниципального образования;

3) заместитель начальника структурного подразделения органа местного самоуправления является начальником подразделения в структурном подразделении этого органа.

Двойное наименование должностей муниципальной службы допускается также в целях отражения в наименовании должности специфики либо сферы деятельности муниципального служащего.

Список лиц, включенных в резерв муниципальной службы администрации Старооскольского городского округа

№ п/п

Ф.И.О.

Год рождения

Дата включения в резерв

Должность, на которую сформирован резерв

1

Алексеева Наталья Андреевна

1989

14 марта 2012 года

Ведущий специалист правового управления департамента по организационно-аналитической и кадровой работе

2

Павлова Людмила Викторовна

1989

19 сентября 2012 года

Ведущий специалиста-юрисконсульта правового управления департамента по организационно-аналитической и кадровой работе

3

Зинкина Арина Эдуардовна

1973

05 апреля 2013 года

Начальник управления по организации и эксплуатации рекреационных зон департамента по жилищно-коммунальному хозяйству

4

Лоптев Евгений Олегович

1986

05 апреля 2013 года

Начальник управления по организации и эксплуатации рекреационных зон департамента по жилищно-коммунальному хозяйству

5

Рындина Анастасия Сергеевна

1988

17 мая 2013 года

Ведущий специалист отдела документационного и материального обеспечения департамента по организационно-аналитической и кадровой работе

6

Беспарточная Эльвира Валерьевна

1986

17 мая 2013 года

Ведущий специалист отдела документационного и материального обеспечения департамента по организационно-аналитической и кадровой работе

7

Шлыкова Кристина Николаевна

1990

21 мая 2013 года

Специалист 1 категории управления ЗАГС

8

Меркулова Олеся Сергеевна

1989

21 мая 2013 года

Специалист 1 категории управления ЗАГС

9

Медведева Елена Андреевна

1990

14 июня 2013 года

Ведущий специалист отдела анализа и прогнозирования управления анализа и прогнозирования департамента по экономическому развитию

Реализуя положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» принят Федеральный закон №176-ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в статьи 7 и 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данным законом вводится обязательное внедрение процедур оценки регулирующего воздействия проектов, нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов для: - субъектов Российской Федерации с 1 января 2014 года; - городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, с 1 января 2015 года;- муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения с 1 января 2016 года;- иных муниципальных образований с 1 января 2017 года. Старооскольский городской округ с 2015 года вошел в число пилотных муниципальных образований, внедривших процедуру ОРВ. В марте 2015 года администрацией Старооскольского городского округа подписано соглашение о сотрудничестве с департаментом экономического развития Белгородской области при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов, целью которого является взаимодействие по вопросам, связанным с созданием и развитием в Старооскольском городском округе института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. В соответствии с решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 03.07.2015 №324 «Об определении уполномоченного органа» уполномоченным органом по оценке регулирующего воздействия является администрация Старооскольского городского округа.

Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области

Просмотров работы: 2900