ЭКСТЕРНАЛИИ – ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ «МЕРТВОГО ГРУЗА» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭКСТЕРНАЛИИ – ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ «МЕРТВОГО ГРУЗА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях залогом успешного развития государства становится социальная стабильность и социальное благополучие всего общества. Ведущая роль в решение этой задачи принадлежит социальной политике.

Под социальной политикой можно понимать систему мер, которые направлены на разработку и осуществление социальных программ развития общества, на поддержание уровня доходов и уровня жизни населения, на регулирование уровня занятости, отслеживание и предотвращение социальных конфликтов.

Деятельность государства экономистами достаточно часто рассматривается с точки зрения экстерналий, т.е. выгод или издержек, создаваемых в результате экономической деятельности, но на прямую с ней не связанными. Гордон Таллок утверждает, что правительство само может производить экстерналии. Монархические правительства первыми стали заниматься для блага монарха, а вовсе не для устранения экстерналий -строительством дорог, содержанием войск и обеспечением правопорядка [1].

Исследование проблемы экстерналий является достаточно затруднительной. С точки зрения многих экономистов считается, что главной задачей правительства должно быть, в первую очередь, устранение возникших экстерналий. На практике, достаточно часто, происходит так, что государство само создает или провоцирует создание некоторых из экстерналий. Такие экстерналии могут воздействовать, например, на иностранных граждан, т.е. людей, находящихся за пределами юрисдикции данного правительства. Правительство может причинять ущерб или приносит выгоду своим собственным гражданам, но понятие экстерналии, в этом случае зачастую не используется.

При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мертвый груз», нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка [2].

Подходы к определению понятия «экстерналии», рассматриваемые разными авторами приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Подходы к определению «экстерналии» [1,2,3]

Автор

Определение

Комментарий

Артур Пигу

Воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком

Определение неполное,сжатое, непонятно кто такие третьи лица

Стэнли Фишер

«Внешний эффект имеет место всегда, когда действия некоторого домашнего хозяйства или фирмы непосредственно влияют на издержки или выгоды каких-либо других домашних хозяйств или фирм и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах»

Определение расскрывает только взаимодествие домашних хозяйств.

Р.Коузу

Решение проблемы внешних эффектов состоит в расширении, дополнительном формировании прав собственности. Реально это выражается в приватизации ресурсов. В условиях обмена правами собственности на ресурсы внешние эффекты будут носить внутренний характер и легко устраняться путем переговоров

Коуз больше высказавался по решению данной проблемы, а определения как такового не дал.

Милтона Фридмана

Существование в сообществе неимущих людей само по себе порождало нечто подобное экстерналии

Узконаправленное определение

Гордон Таллок

Являются причиной необходимости существования правительств и во многих случаях ведут к обсуждению определенных видов деятельности правительства, которые генерируют дальнейшие экстерналии и тем самым требуют намеченной правительственной деятельности

Полное определение.

В ходе рассмотрения этой проблемы экстерналии были классифицированы, это было необходимо сделать, для того, чтобы четко понимать разницу между положительной и отрицательной экстерналией, ведь для ее ругулированрия необходимо прибегать к помощи определенных структур и организаций.

Для того, чтобы сложилась наиболее полная картина насчет экстерналий, необходимо понять причины ее возниконовения, это связанно с отсутствие установленных прав собственности на ресурсы.

Положительная экстерналия возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Например, получение высшего образования человеком, прежде всего, благоприятно сказывается на развитие и самореализации личности, а также открывает больше возможностей у человека в трудоустройстве, а для государства происходит увеличение доли отчислений в виде налогов и т.д.

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.

Отрицательная экстерналия возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Например, загрязнение металлургическим предприятием окружающей среды неблагоприятно сказывается на здоровье человека.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.

На основе этих процессов в государства образовывается так называемый «мертвый груз». Все это говорит о том, что необходимо создание механизма, который будет регулировать это явления, но сможет ли таких механизмом быть государство.

Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.

Г. Таллок в своей книге «Общественные блага, перераспределение и поиск ренты» проанализировал данную проблему и пришел к выводу[1]: «Артур Пигу считал, что для решения проблемы внешних эффектов необходимо вмешательство государства. Напротив, Рональд Коуз считает, что государство не способно решить проблему внешних эффектов, проблема может быть решена путем соглашения между заинтересованными сторонами, если четко определены права собственности (обеспечивает государство) и стоимость заключаемого соглашения относительно невысока (этот вывод получил название Теорема Коуза). При условии, что размеры негативных внешних эффектов значительны, целесообразно вмешательство государства».

Государственная политика управления, достаточно часто затрагивает, такие сферы деятельности, которые могли бы эффективно функционировать и без его вмешательства, и не очень активно, воздействует на другие. Вот в чем заключается основная проблема возникновения «мертвого груза».

Рассмотрим меры государственного регулирования внешних эффектов, которые представлены на рисунках 1 и 2.

 

Меры регулирования отрицательных внешних эффектов

 

 

Задачарегулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем предложения блага в сторону оптимального.

 

 

Налоги как платежи за наносимый ущерб

Стандарты по вредным выбросам

 

Рисунок 1 – Меры регулирования отрицательных внешних эффектов

 

Меры регулирования положительных внешних эффектов

 

 

Задачарегулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального.

 

 

Субсидии, направленные на стимулирование спроса

Субсидии, направленные на стимулирование предложения

 

Рисунок 2 – Меры регулирования положительных внешних эффектов

Четкая разработка государственного механизмов воздействия на возникающие в процессе управления экстерналии, позволят уменьшить «мертвый груз», ложащийся как на государство, так и на общество в целом.

Список литературы:

1. Г. Таллок Общественные блага, перераспределение и поиск ренты [Текст] / пер. с англ. Л.Гончароваой. М.: Изд. Института Гайдара, 2011. – 224с. [Интернет ресурс] Режим доступа: http://velib.com/read_book/tallok_gordon/obshhestvennye_blaga_pereraspredelenie_i_poisk_renty/ (дата доступа 12.03.16)

2. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика: учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др.; под общ. ред. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 232 с. [Интернет ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/787/64787/files/gerasimov1-l.pdf (дата доступа 12.03.16)

3. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М.. 50 ЛЕКЦИЙ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ. «Экономическая школа», 2000 - перейти к содержанию учебника [Интернет ресурс] Режим доступа: http://knigi.link/knigi-mikroekonomika/razdel-poisk-rentyi-ekonomike-4045.html (дата доступа 12.03.16)

5

Просмотров работы: 1027