НАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Кундухова З.З. 1
1ЧОУ ВО Владикавказский институт управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях уменьшения возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Актуальность рассмотрения темы налоговой политики государства является то, что налоги являются основным источником доходов в бюджете государства. Насколько грамотно государство выстроит налоговую систему, настолько эффективна будет налоговая политика государства, а следовательно, и степень собираемости налогов.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную, и др.), требующую средств. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств. На долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах). Государство может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога».

Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса:1

  • - физическими лицами (домашними хозяйствами), получающими доход;

  • - юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.(Принцип соразмерности)

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).(Принцип определенности)

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.(Принцип удобности)

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Принцип дешевости)2

Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования, включающий:

Применение налоговых льгот не несет избирательного характера;

Инвестиционные льготы представляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;3

Применение льгот не должно наносить ущерба государственным экономическим интересам;

Порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.

Сегодня налоговая политика в рассматриваемой сфере стала опять меняться – начался постепенный возврат к «смешанной» форме налогового стимулирования инвестиционной активности.

Таким образом, экономическое стимулирование в результате все предусмотренных мер осуществляется сегодня как в форме пониженной налоговой ставки и освобождения от налога, так и в форме целевых налоговых льгот. Однако государство не имеет никаких гарантий, что высвободившиеся в результате предоставления льгот средства будут использованы налогоплательщиком на развитие производства или на научные исследования.

Выше были рассмотрен вопрос о налогах как инструменте государственного регулирования. Исходя из выше изложенного видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки.

Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше.

Современная Россия находится на переломном, переходном этапе развития экономики, в ходе которого особенно необходима регулирующая роль государства. Это прежде всего диктуется спецификой переходной экономики, масштабом и сложностью задач по трансформации социально-экономической системы. Положение сильно осложняется экономическим кризисом, тем, что не решены многие актуальные социальные проблемы.

В необходимо отметить, что за более чем десятилетие от начала становления налоговых органов, они еще не приобрели того опыта, чтобы можно было говорить о полном контроле экономики налоговыми органами. Российская экономика начала-середины 90-х годов особенно и отличалась тем, что большинство финансовых операций проводилось "мимо кассы". Государство несло из-за этого огромные потери. В бюджет были недополучены многие миллиарды рублей. Но постепенно все же отслеживается улучшения в законодательной налоговой базе, в работе самих налоговых органов, да и большинство граждан приходят к выводу, что надо заплатить налоги и "жить спокойно". Наше налоговое законодательство во многих случаях можно обойти, заплатить меньше чем надо или не заплатить вовсе.

Таким образом, целью развитием налоговой системы должно быть построение устойчивой налоговой системы в России, развитие налогов при обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговая система должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.

Список литературы

  1. Журнал « Финансы» №12-2015

  2. Журнал «Финансы и Кредит» № 46(670) - 2015 декабрь

  3. Всероссийский экономический журнал- № 122015

  4. Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. профессора Г.Б. Поляка – М.: Юрайт-Издат – М., 2012 –

  5. Анисимов С. А.История налогообложения / С. А. Анисимов, М. А. Данилькевич, Н. И. Малис. М.: Магистр ; ИНФРА-М, 2012.

1 Анисимов С. А.История налогообложения / С. А. Анисимов, М. А. Данилькевич, Н. И. Малис. М.: Магистр ; ИНФРА-М, 2012.

2 Журнал « Финансы» №12-2015

3 Всероссийский экономический журнал- № 122015

Просмотров работы: 1502