"ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕДВЕДЬ" ФОРМИРУЕТ ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

"ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕДВЕДЬ" ФОРМИРУЕТ ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Условия неопределенности современного мира ставят вопрос актуальности создания и эффективности существования многих интеграционных объединений. Поэтому привлекают внимание новые интеграционные объединения, особенно, с участием РФ, например такие как ЕАЭС (Евразийский экономический союз). Западные конкуренты ответили в 2016г. подписанием документов о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. Каждый из интеграционных проектов способен стать общим или единым экономическим пространством. Однако, на наш взгляд, идеальным вариантом предстает единое экономическое пространство. В этой связи возникает вопрос: каким критериям должно соответствовать существующее экономическое пространство ЕАЭС чтобы обрести такую «идеальную» форму функционирования?

Исходя из Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве пространство, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, применяются гармонизированные правовые нормы, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно–кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика это и есть единое экономическое пространство [6].

Евразийский экономический союз с участием России, Белоруссии и Казахстана демонстрирует мощнейший потенциал для создания конкретного ЕЭП. ЕАЭС является одним из самых амбициозных проектов в XXI веке. Кроме экономической интеграции ЕАЭС предполагает формирование единого оборонного пространства. Примерно сорок стран проявили заинтересованность в готовности сотрудничать с Союзом посредством формирования зоны свободной торговли [3].

Россию можно назвать спонсором постсоветского пространства. Наибольшую выгоду извлекут только что присоединившиеся страны, т.к. они получат льготные цены на энергоресурсы, незатрудненный режим миграции рабочих. Использование национальных валют при взаимных расчетах стран ЕАЭС по газу, которое прописано в «Концепции формирования общего рынка газа стран Евразийского экономического союза до 2025 г.», можно расценивать как характеристику ЕЭП [2].

Опыт показывает, что экономических пространств, которые отвечают требованиям ЕЭП, не так много. К ним относятся Европейский Союз и НАФТА. Северо-Американское соглашение о свободной торговле не предполагает создания таможенного союза или общего центрального банка и не нацелено на интеграцию рынков. НАФТА развивается без «серьезных» институциональных начал, при этом решение конкретных проблем и разногласий происходит путём переговоров и поиска компромиссов. Однако НАФТА доказало свою состоятельность по привлечению инвестиций в слабейшую из стран-участниц данного объединения – Мексику, а также нашла подходящие стимулы для экономического роста в регионе [1]. Но модель функционирования НАФТА предполагала лишь приближение к формированию зоны свободной торговли. Другим примером является становление и функционирование ЕС: здесь наблюдается глубокая интеграция во всех сферах и стремление к политической общности. ЕС является примером не столь динамичного развития, как НАФТА, однако результатом явилась интеграция разноскоростных и разноуровневых экономик. Процесс формирования ЕЭП европейской части мира имеет свои особенности: инициирование формирования ЕС началось в деловых кругах, ранний период институционализации, создание валютного союза [5].

Опыт НАФТА и ЕС вызывает интерес и с точки зрения оптимального количества участников подобного рода союзов. НАФТА – включает 3 страны, ЕС – 28 стран. Однако очевидно, что разный уровень развития экономик повлиял на возможность пересмотра оптимального количества стран [4].

Таким образом, на наш взгляд, ЕАЭС находится на правильном пути формирования ЕЭП, создав и законодательно закрепив полномочия наднациональных органов. В части институционализации показателен пример ЕС, который хоть и довольно медленно, но качественно наделил наднациональные органы нужной силой и авторитетом для реального взаимодействия между странами-участницами. С другой стороны, пример НАФТА по количеству стран-участниц и по уровню экономического развития каждой из стран иллюстрирует возможность весьма эффективного взаимодействия. ЕАЭС обладает социокультурной общностью, что должно способствовать более качественной интеграции во всех сферах сотрудничества, чтобы достичь цели создания ЕЭП.

Список использованной литературы:

  1. Атаев, М. Р. НАФТА: проблемы и перспективы сотрудничества США, Канады и Мексики // Власть. - 2011. - №7. - С.160

  2. Быков, А. Н. Евразийская интеграция, ее перспективы и возможности // Российский экономический журнал. – 2014. - № 1. – С. 27

  3. Официальный сайт ЕАЭС. [Электронный ресурс] // http://www.eaeunion.org/#info/: Дата обращения: 02. 02. 2016

  4. Пономарева, Е. Г. Евразийская интеграция и цивилизационное пространство России // Е. Г. Пономарева, Г. А. Рудов // Обозреватель - Observer. - 2013. - № 9. - С. 24

  5. Пхалагова, Т. Э. Будущее Европейского Союза // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - №31. - С.29

  6. Юргенс, А. А. Особенности перехода от Таможенного союза к Единому экономическому пространству [Текст] / А. А. Юргенс // Международная экономика. - 2014. - № 2. - С. 71-72

Просмотров работы: 659