ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА

Теручаева А.Н. 1
1Художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического университета. Махачкала, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении веков у разных народов мира менялись представления об идеале женской красоты, обусловленном не только рациональными требованиями, но и духовно-эстетическими запросами общества.

«Палеолитическими Венерами» называют небольшие женские статуэтки, датируемые каменным веком. Возможно именно подобные гипертрофировано-пышные формы, - большие выдающиеся груди, крутые бедра, нависающий живот, - являлись в древности идеалом женственности, выносливости и плодовитости, обеспечивающей продолжение рода. Возможно, первобытный художник, несомненно, знакомый с некоторыми особенностями жизнеустройства в животном мире (пр., популяций пчел, муравьев и др.), создал аллегорический образ Богини-матери - «Царицы», являвшейся средоточием жизнедеятельности матрицентрического общества.

Судя по дошедшим до нас образцам произведений искусства, основополагающими аспектами эталона женской красоты в Древнем Египте считались длинные плетеные волосы, ярко выраженная контурная подводка глаз, усиливающая выразительность взгляда, удлиненная форма черепа, стройный стан, статная осанка.

Эталонные черты египетской красавицы воплощены, в частности, в бюсте царицы Нефертити: утонченные идеально симметричные черты лица, высокие скулы, грациозная шея, миндалевидные глаза, не слишком полные губы - по силе женственности и выразительности изображение не только отвечает идеалу красоты современности, но и придаёт образу Нефертити божественную индивидуальность.

В Древней Греции в основе идеала красоты лежит единство возвышенного духа и натренированного тела, гармония пропорций, природная красота молодого полуобнаженного торса: пример яркого воплощение совершенных идеалов античности - это статуя Артемиды.

Чтобы выглядеть привлекательней, женщины племени Майя наносили татуировки, втирая в кожу мастику, подкрашивали лица красной краской. Верхом женственности считалось быть обладательницей приплюснутого носа на округлом лице (девочке в раннем возрасте крепили к голове специальную доску, деформировавшую мягкий хрящ), косоглазия (так же преднамеренно развивалось с помощью различных приспособлений), спиленных зубов, инкрустированных драгоценными камнями, так же расценивавшихся в качестве признака женской красоты.

В Индии, во все эпохи, к женщине относились с особым уважением. Такое отношение началось ещё со времён матриархата, когда в лице каждой женщины почиталась богиня плодородия. Испокон веков повелось, что с женщиной следует обращаться нежно, заботиться о ней, украшать её драгоценностями и окружать роскошью. С глубокой древности в Индии женщину отождествляли с растением, сравнивая ее торс с лианой. Красивой в Индии считалась женщина с черными как смоль ресницами и бровями и выкрашенными в красный цвет ногтями. Модницы накладывали на лицо макияж, золотили губы и красили зубы в коричневый цвет.

В Китае периода Тан (VIII в.) красавицами считались полные, круглолицые девушки, позднее, наоборот, в китаянках ценились женственность, изящество, сдержанность движений, жестов, походки, маленькие размеры рук и ног: к XII в. распространился обычай бинтовать девочкам ступни ног, чтобы приостановить их рост),

Во время эпохи Ренессанса в Италии женщины были символом добродетели, как в общественной жизни, так и дома. Ценность женщины зависела от её отношений с мужчинами, будь это отец, сын, брат, муж, чей статус она обязана была поддержать. Красивыми в те времена считались округлые формы тела, большая грудь и полные бёдра, бледная кожа, светлые волосы с рыжеватым оттенком, высокие лбы.

Мастерам эпохи Возрождения близки античные эстетические традиции: целомудренная Богиня красоты и любви Боттичелли в «Рождении Венеры» обладает изящной, несколько вытянутой фигурой, длинными волосами, струящимися вдоль гибкого стана. У «Титанов Возрождения» - да Винчи, Микеланджело, Рафаэля - идеальная женская фигура преображается: статная, полнокровная, «телесная» женщина высокого роста с широкими плечами, крутыми бедрами. Мощные мужеподобные торсы женщин Микеланджело переосмыслены в картинах Тициана и Рубенса в символизирующие жизненную силу сочные формы.

Идеалы женской красоты на Руси воплотили в себе специфику общественного устройства, истории и самобытной культуры народа. Как было сказано, выше понятие красоты включает в себя гармоничное сочетание многих аспектов, которые условно делятся на две большие группы: внешние (косметика, одежда, конституция тела) и внутренние (манера поведения, характер, место в обществе, в семье). Во внешности привлекательными считались выбеленная кожа и румянец во всю щеку: в фольклоре данный признак сохранился в виде идиоматического оборота «кровь с молоком», которое прослеживается у большей части сказочных красавиц. Именно поэтому длительное время на Руси широко использовались белила и румяна, в качестве которых использовалась обычная свекла, высоко ценились густые «собольи» брови и ясные очи (см. картину А. Рябушкина «Семья купца в 17 веке»).

В картине В. Васнецова «Три царевны подземного царства», олицетворяющих по замыслу автора богатства недр, - золото, медь, уголь (или, в другой интерпретации – рассвет, день, ночь), - отображены собирательные образы современниц, одну из которых он наделил ярко выраженными восточными чертами (восточные женщины так же являются полноправными представителями России).

Примечательно, что в высокогорном и равнинном Дагестане в селениях, расположенных географически недалеко друг от друга, идеалы женской красоты значительно разнились: высоко ценилась и большая стопа, способная намесить больше глины, и изящная ножка в восточной туфельке; желая похвалить цвет и выражение светлых глаз, их называли «волчьими», воспевали очарованье черноглазой красавицы; просторные платья скрывали женские формы, другие, наоборот, – подчеркивали тонкую талию; приветствовалась подвижность, легкость, ловкость в движениях, а в других селениях – восхвалялась плавность скользящей походки и др. К женскому образу горянки обращаются в своём творчестве многие художники, и тематика возвышенного женского образа всегда была востребована в творчестве как молодых, так и корифеев отечественного изобразительного искусства.

Просмотров работы: 1306