ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юрлова О.А. 1, Колобова О.Л. 1
1МГТУ им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – дистанционному обучению. В статье рассматриваются исследования российских и зарубежных ученых, обосновывается введение дистанционного обучения в практику вузовского преподавания. В статье приведены основные направления развития дистанционного обучения в России и за рубежом, показаны основные отличия дистанционного обучения.

Ключевые слова: e-learning, дистанционное обучение, обучение, образование, студент.

The abstract. The article is devoted an actual problem of modern education – distance learning. The article discusses the research of Russian and foreign scientists, justified the introduction of distance learning into the practice of University teaching. The article presents the main directions of development of remote education in Russia and abroad, shows the major differences of distance learning.

Keywords: e-learning, learning, education, student.

Введение

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении [3].

И.М. Ибрагимов говорит о том, что в контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса в профессиональном образовании существенно возрастает роль ректора ВУЗа, деканов и преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других – реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями [2].

Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и М.В. Моисеева повествуют в своем учебном пособии для студентов высших педагогических учебных заведений о том, что с внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, т.к. в профессиональной деятельности педагога реализуются не только специальные, предметные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций [5].

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.

Е.С. Полат и А.В. Хуторской в своем докладе акцентируют внимание на то, что в последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам происходит быстрее на 40-60%, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний, поэтому стало модно сокращать сроки обучения в ВУЗах) [6].

С. Кэтрин Ньютон в своей статье поясняет, что учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого вуза таковы, что они вообще не зависят от того, дневная ли это форма обучения, или заочная, или удаленная. Если знания, весь учебный материал, вся его дидактическая составляющая оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию (соответственно оснащенную), то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю [12].

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения, которое мне и хотелось бы проанализировать в своей работе.

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.

Система дистанционного обучения

А.А. Андреев дает понятие дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это форма обучения на расстоянии, которая не требует физического одномоментного присутствия в одном месте преподавателя и студента, организованная преимущественно в сети Интернет и использующая современные способы коммуникации – аудио-, видеотехнику и спутниковые каналы связи [1].

Тони О'Делл в совей статье выявляет особенности дистанционного обучения. Система дистанционного обучения имеет довольно большое количество преимуществ по сравнению со стационарным способом обучения, среди которых:

  • возможность обучения в привычной комфортной обстановке, не выходя из дома или офиса;

  • установление индивидуальных сроков и темпов обучения с учетом особенностей студента;

  • развитие способности к самоорганизации и самостоятельности, необходимой для обучения, при этом есть возможность связаться с преподавателем и получить необходимую консультацию;

  • существенная экономия денежных средств, поскольку дистанционное образование стоит дешевле, чем очное в университете;

  • дистанционное обучение экономит время и силы, необходимые для преодоления расстояний, например, когда студент постоянно проживает в другом городе и вынужден либо переезжать в город, в котором располагается университет, либо ездить на консультации и сессии при заочной форме обучения [13].

Л. Мюриэль Баллоу утверждает, что современная технология дистанционного обучения предполагает самостоятельное освоение студентом в интерактивном режиме необходимых учебно-методических материалов на протяжении определенного промежутка времени, при этом обучающийся может самостоятельно выбирать последовательность и темп изучения материала [7].

Н. Дажани Низар cчитает, то имеет значение лишь то, чтобы к моменту сдачи теста студент был ознакомлен со всеми необходимыми пособиями и выполнил все поставленные перед ним задачи. Когда процесс изучения материала завершен, обучающийся сдает тест, выполняет проверочные работы при помощи методистов-организаторов, после чего получает оценку и переходит к следующему этапу обучения [10].

Т. Фрэнк Клементс рассказывает в своей статье о сайте для студентов. На протяжении всего времени учебы слушатель взаимодействует с другими студентами виртуальной группы при помощи электронной почты, форумов. Также любой вуз, на базе которого возможно дистанционное обучение, имеет специально разработанный сайт дистанционного обучения. При поступлении на дистанционную форму обучения студент получает свои логин и пароль, с помощью которых он может входить на сайт, пользоваться учебными материалами, пособиями, а также общаться со студентами и преподавателями виртуального курса [8].

Николс Энтони рассказал о взаимодействии преподавателя и студента. Понятно, что основная часть учебных материалов размещается на сайте дистанционного обучения в электронном виде или пересылается напрямую по электронной почте от преподавателя к студентам. В процессе обучения человека сопровождают: преподаватели соответствующих дисциплин, с которыми можно взаимодействовать посредством консультаций по видеосвязи, а также в формате индивидуального общения с помощью чата и электронной почты, методист ресурсного центра, ответственный за свободный доступ к библиотеке дистанционного образования, а также специалист службы технической поддержки [11].

В.И. Овсянников вывел основные этапы дистанционного обучения. Любой процесс дистанционного обучения состоит из следующих этапов:

  • собственно дистанционное обучение с использованием современных информационных технологий и средств связи;

  • аудиторное обучение на ежегодной сессии, в процессе которой сдаются зачеты и экзамены, требующие физического присутствия студента и преподавателя, составляются планы занятий на будущий учебный период и т.д.;

  • самостоятельная работа по поиску необходимой информации, выполнению проверочных заданий и других контрольных работ, необходимых для успешной сдачи экзамена[4].

Уорд Шерил Линн утверждает, что «дистанционное обучение называют Интернет-обучением». Современная технология дистанционного обучения предполагает самостоятельное освоение студентом в интерактивном режиме необходимых учебно-методических материалов на протяжении определенного промежутка времени. «Электронное обучение может включать в себя компьютерную основу обучения, цифровые технологии, виртуальное обучение, с доставкой контента по Интернет» [16].

Тай Лютер считает, что имеет значение лишь то, чтобы к моменту сдачи теста студент был ознакомлен со всеми необходимыми пособиями и выполнил все поставленные перед ним задачи. Когда процесс изучения материала завершен, обучающийся сдает тест, выполняет проверочные работы при помощи учителей, после чего получает оценку и переходит к следующему этапу обучения. «Традиционно, учителей в классе научили использовать учебник в качестве руководства для обучения. Обучение на основе стандартов призывает учителей придерживаться учебной программы в соответствие с национальными и государственными стандартами, чтобы обеспечить дифференцированное обучение для студентов» [14].

Заключение

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что использование дистанционного образования в профессиональном образовании можно успешно использовать, учащиеся получающие знания индивидуально, становятся более самостоятельными и ответственными.

Однако Т. Давид утверждает, что недостатком дистанционного обучения является отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения [9].

Ван Зеинг считает главным принципом обучения по дистанционной форме — самодисциплину. Конечно, для дистанционного обучения необходима самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Но учащиеся в начальном профессиональном образовании не всегда могут самостоятельно выполнять работы, поэтому необходимо к этому процессу приучать и контролировать их [15].

Таким образом, дистанционное образование — современная педагогическая технология, позволяющая организовать учебный процесс удаленно, на расстоянии. Она позволяет охватить большие территории и получать знания в интерактивной форме. За дистанционными технологиями — будущее профессионального образования.

Список использованных источников:

  1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html

  2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.Н. Ковшова. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  3. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Открытое образование. Термины и определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info.mesi.ru/program/ glossaryOO.html

  4. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа»; МГОПУ им. Шолохова, 2001.

  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издатель-ский центр «Академия», 2004.

  6. Полат Е.С. Хуторской А.В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm

  7. Ballou Muriel L. Characteristics of successful e-learning units that are not-for-profit subsidiaries and for-profit subsidiaries within public higher education institutions. – Ann Arbor: Ohio University, 2005. – 201 p. URL: http://search.proquest.com/pqdt/docview/3053

96743/abstract/44E670BE3F3B43E2PQ/4?accountid=164707

  1. Clements Frank T. Improving e-Learning at a Community College Through Program Evaluation. – Ann Arbor: Nova Southeastern University, 2010. – 104 p. URL: http://search.proquest.com/pqdt/docview/1286792020/abstract/44E

670BE3F3B43E2PQ/7?accountid=164707

  1. David T. Influence of e-learning on sales productivity; Livingston. – Ann Arbor: Capella University, 2012. – 197 p. URL: http://search.proquest.com/pqdt/docview/1013836907/abst

ract/44E670BE3F3B43E2PQ/5?accountid=164707

  1. Dajani Nizar N. Perceptions of Arab students, faculty members, and administrators at the American University in Cairo towards e-learning: An exploratory case study. – Ann Arbor: Capella University, 2009. – 145 p. URL:http://search.proquest.com/pqdt/docview/30516031

9/abstract/44E670BE3F3B43E2PQ/6?accountid=164707

  1. Nichols Anthony J. An empirical assessment of attitude toward computers, motivation, perceived satisfaction from the e-learning system, and previous academic performance and their contribution to persistence of college student athletes enrolled in e-learning courses. – Ann Arbor: Nova Southeastern University, 2008. – 144 p. URL: http://search.proquest.com/

pqdt/docview/230715347/abstract/44E670BE3F3B43E2PQ/3?accountid=164707

  1. Newton Kathryn S. Course conversion from an instructor-led to a self-paced e-learning format: An exploration of factors related to learner completion rate. – Ann Arbor: Capella University, 2011. – 165 p. URL: http://search.proquest.com/pqdt/docview/873570044/abstract/44E670BE

3F3B43E2PQ/9?accountid=164707

  1. O'Dell Toni. Generational differences in satisfaction with e-learning in a corporate-learning environment. – Ann Arbor: University of Houston, 2009. – 135 p.URL: http://search.proquest.com/pqdt/docview/304894761/abstract/

44E670BE3F3B43E2PQ/11?accountid=164707

  1. Tai Luther. Corporate e-learning: How e-learning is created in three large corporations. – Ann Arbor: University of Pennsylvania, 2015. – 307 p. URL: http://search.proquest.com/pqdt/docview/305412344/abstract/44E670BE3F3

B43E2PQ/2?accountid=164707

  1. Wan Zeying. E-learning inputs, processes, and outcomes: Theoretical development and empirical investigations. – Ann Arbor: The University of Western Ontario (Canada), 2010. – 229 p. URL: http://search.proquest.com/pqdt/docview/869517930/abstract/44E670BE3F3B4

3E2PQ/10?accountid=16477

  1. Ward Cheryl Lynn. E-learning for advanced learners in multi-ability classrooms. – Ann Arbor: Nova Southeastern University, 2006. – 229 p. URL:http://search.proquest.com/pqdt/docview/304911828/abstract

/A5996F342F5748E3PQ/8?accountid=164707.

 

9

 

Просмотров работы: 1672