РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЖОРДЖА СТИГЛЕРА В СТАНОВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЖОРДЖА СТИГЛЕРА В СТАНОВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Шарыпова А.С. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наш век стремительного интенсивного развития информационных технологий и резкого повышения их значимости абсолютно во всех сферах жизни общества такой раздел экономической теории как информационная экономика все больше и больше привлекает внимание экономистов; отвоевываемая ею ниша становится все обширнее с каждым годом. Информация стала ключевым фактором производства, возросла потребность в ней. Происходит трансформация модели экономического развития за счет всеобъемлющей информатизации всех составляющих хозяйственной жизни [2]. Поэтому рассмотрение проблем, связанных с информационной экономикой, безусловно, является крайне актуальным. Однако стоит отметить, что быстрые темпы ее развития нисколько не преумаляют важности подходов, изучающих проблематику информационной экономики с точки зрения истории экономической мысли.

Множество известных ученых посвятило свою жизнь исследованиям в области различных отдельных аспектов и частностей этой многогранной науки. В длинном списке имен самыми цитируемыми являются Джозеф Стиглиц, Джордж Акерман, Якоб Маршак, Кеннет Эрроу, Пол Дэвид и другие. Однако, чтобы рассмотреть информационную экономику досконально и полномасштабно, необходимо изучить ее зарождение и становление. Это также поможет оценить, насколько данная сфера экономических знаний прогрессировала с момента своего появления.

У истоков формирования информационной парадигмы стоял американский экономист Джордж Стиглер. Ярчайший представитель неоинституционализма, по сути, являлся основателем экономической теории информации. Поэтому проблема, поставленная в данной статье, включает в себя изучение научной деятельности Стиглера в данной сфере. Руководствуясь обозначенной выше целью, необходимо рассмотреть его теоретический опус магнум – «Экономическую теорию информации» и исследовать области практического применения теории Стиглера, широту и эффективность ее использования.

Проблемы, возникающие в связи с недостаточным использованием понятия информации, будоражили умы экономистов еще задолго до появления работ Стиглера. Однако трактовка данного вопроса была достаточно примитивной и сводилась к описанию действий агентов в условиях совершенной информации. Осознание недостатка данной трактовки в связи с ее несоответствием экономическим реалиям привело к появлению разнообразных теорий касательно несовершенства информации и теории ограниченной рациональности.

В тупик экономическую теорию поставили исследования относительно проблемы совершенства информации. Выяснилось, что информация имеет гораздо большее значение, чем предполагалось. Результатом дальнейших изысканий в этой области стало появление экономической теории информации, пытающейся разрешить спорные вопросы. Многостороннее направление в свою очередь разделилось на несколько школ (сама экономическая теория информации, экономика знаний, теория принципала и агента).

Стиглер был одним из пионеров развивающегося направления. В своей монографии «Экономическая теория информации» он задал вектор в сторону исследования в сфере зависимости цен и принятия решений от информации, появляющейся в моделях посредством математических ограничений.

Главная цель работы, как утверждал Стиглер, состояла в систематическом анализе проблемы установления рыночных цен, а также установление важности роли информации в экономике.

Гомогенность и гетерогеннось товара, влияние рекламы как механизма создания узнаваемости товара покупателем, понятие уникального товара – такие модели использует Стиглер в своей статье. Он указывает на то, что информация является ценнейшим ресурсом и игнорирование ее значения – большая ошибка. Стиглер с сожалением говорит, что «в граде, представляющем собой экономическую теорию, информация ютится в трущобах» [4]. К рекламе – к одной из областей, порождающих информацию, экономисты относятся не менее враждебно, чем к монополистам и тарифам. Стиглер концентрирует внимание на том аспекте, что пренебрежение к неосведомленности неверно и иногда даже недопустимо.

Статья Стиглера начинается с изложения «природы поиска». При этом поиск дефинируется как явление обнаружения на рынке наиболее оптимальной цены путем опроса разных продавцов. Учитывая то, что Стиглер пишет о не полностью централизованном рынке, можно сделать вывод: рынок понимается не совершенно конкурентным, а лишь в качестве области, региона, где покупатели могут отыскать продавцов. Являясь ярым приверженцем использования в экономической теории математического аппарата, Стиглер рассматривает зависимость цен от информации через их дисперсию на рынке (дисперсия – взвешенная степень безразличия на рынке по отношению к цене товара). Экономист рассуждает о том, что такое безразличие порождается не просто безразличием покупателей к цене товара (с точки зрения рационального потребительского поведения это было бы не логично), но вызывается невозможностью подсчета, является ли некая цена наилучшей на рынке или нет. В свою очередь, проблема подсчета возникает вследствие недостатка информации о ситуации на рынке. Покупателю не известны все возможные предложения продавцов на рынке, а чтобы ознакомиться с ними, приходится нести ряд определенных издержек. Поэтому может сложиться ситуация, в которой покупателю выгоднее приобрести товар по определенной цене (к примеру, первой предложенной), чем терпеть убытки. Эту мысль Стиглер формулирует, прибегая к помощи математического аппарата.

Издержки поиска задаются пропорционально количеству продавцов на рынке и отличаются для разных покупателей. Решение относительно совершения сделки купли-продажи принимается потребителем в момент, когда ожидаемая предельная полезность поиска (выражаемая относительно увеличения сбережений) будет равна поисковым издержкам.

Стиглер подчеркивает, насколько мала продуктивность личного поиска уникального товара, так как сложно найти определенного продавца – обладателя искомого уникального товара. Поисковые издержки в данной ситуации чрезвычайно велики и вызывают локализацию рынка.

Можно заметить, что отказаться от предпосылки полной информации у Стиглера так и не вышло - экономический субъект теперь сталкивается с проблемой оптимизации затрат на поиск информации, что опять же сводится к модели с полной информацией [1].

Стиглер понимал под поиском информации не только установление идентификации продавцов и покупателей, этот процесс он трактовал гораздо шире, не ограничиваясь рамками единственного примера функционирования информации в экономической жизни. Именно поэтому он ссылался на такие практические области применения своей теории, как аспекты поиска информации в сфере выгодных направлений инвестирования, поиска желаемой заработной платы, отрасли, предприятия и занятия.

Кроме того, Стиглер обратил свое внимание и на проблему получения информации о качестве товара. Это цель, которая бесспорно практически важна для каждого рационального потребителя. Экономист справедливо отметил, что проблема поиска достоверной информации касательно качества недостаточно исследована в экономической теории. Он связывал это с тем, что экономисты пока что не нашли хорошей дефиниции понятия качества, и эта неопределенность затрагивает целый ряд смежных проблем. Пока верная дефниция не найдена, индикатором качества, по мнению Стиглера, может служить репутация. Репутация позволяет экономить на поиске, поэтому репутация может увеличить цену. Рассуждая об этом, Стиглер задает вектор для дальнейших эмпирических научных исследований.

Подход Стиглера оказал колоссальное влияние на экономический анализ и стал использоваться в различных областях: в изучении потребительского поведения, в теории ценообразования, в рекламном деле, при поиске предпочитаемого рабочего места. Безусловно, справедливости ради необходимо принять во внимание, что разработанная Стиглером и описанная в статье модель «рутинного» сбора информации, будучи довольно ограниченной и упрощенной, не всегда подходила для решения реальных экономических проблем, являясь своего рода научной абстракцией. Но последователи и оппоненты ученого сумели развить его теорию, чтобы она была практически применима в социально-экономических реалиях. Неполнота теории Стиглера стала исходным пунктом исследований авторов, которые изначально намеревались действовать в рамках предложенной парадигмы, однако перешагнули ее границы [3].

Несмотря на некоторые недоработки, теория Стиглера была революционной для своего времени, оказала колоссальный эффект на развитие экономической мысли, дала начало совершенно новому перспективному направлению экономической теории потребительского поведения, разработки в сфере которого не теряют своей значимости и по сей день.

Список литературы:

1. Буряк О. В. Теоретические подходы к рассмотрению роли доступной субъектам экономических отношений информации // Актуальные вопросы экономических наук — № 12-1 / 2010 — С. 24-28.

2. Зусев Г. Ю. Информационная экономика и ее влияние на формирование и развитие нового типа социально-экономических отношений // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов — № 5 / 2011— С. 68-70.

3. Сапир Ж. Экономика информации: новая парадигма и ее границы. // Вопросы экономики. №10, 2005 [Интернет ресурс] Режим доступа: http://www.vopreco.ru/rus/archive.files/n10_2005.html (дата доступа 12.03.16)

4. Стиглер Джордж Дж. Экономическая теория информации. // Экономика образования — № 2 / 2012 — С. 54-62.

Просмотров работы: 1324