КОНФЛИКТ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОНФЛИКТ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В течении многолетней, без преувеличения, истории психологической науки как перед древними мыслителями, так и перед современными учёными вставала проблема семьи и развития семейных ценностей.

Ценность – понятие, означающее признаваемые отдельными людьми или группами эталоны или концепции, с которыми соотносятся взгляды и поступки [6].

Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель утверждали о связи семьи и государства, говоря о необходимости наличия семьи в нём. Это были первые попытки обоснования социальной значимости семьи в государстве, а также зачатки самостоятельности этого ныне социального института. Платон утверждал, у женатого человека ум, уверенность в себе, спокойствие наиболее развиты ("с семейной жизнью приходит мудрость мужа"), он "рассудителен, чтит законы и ему есть что терять и во имя чего жить" [4].

Более поздние замечания немецких философов о вопросе важности и значимости семьи выражались в необходимости создания определённой системы правил, которая должна была диктовать вектор развития семьи в обществе.

Главными фигурами немецкого идеализма XVIII века являлись И. Кант, И. Фихте, а также Г. Гегель. Можно с уверенностью утверждать о связи немецкой философии того времени с русской культурой XIX века, так как в то время множество русских умов читали и пользовались достижениями немецких деятелей. И это было важно в том, что именно немецким философам в сплаве с идеями Европейского Просвещения удалось ввести в сферу семьи такие понятия как мораль и право, нравственность, соотношение общественного и личного, а также провести границу между семьёй и церковью, которая в то время имела неясные для общества очертания и предполагала Божественное происхождение семьи, чему противоречили взгляды немецких идеалистов («Теория общественного права»). Таким образом, снизилась зависимость семьи от церкви и освободилась почва для возникновения института семьи.

Взгляды И. Канта на семью и брак были схожи с И. Фихте и также рассматривались с точки зрения «Теории естественного права», которое предполагает связь семьи с государством только через мужчину. Женщина же, по Канту рассматривалась как домашнее животное" или "предмет владения" и гражданином не являлась [3]. Гегель же, отвергая естественное право как элемент ценностной системы человека, говорил, что семья – это «естественная нравственная потребность» [2]. Мужчина в концепции Гегеля также оставался главенствующим членом семьи, но роль женщины уже не была на таком низком уровне, как у Канта и Фихте. Но тем не менее, на всю немецкую философию XVIII-XIX веков сказывалось влияние патриархальной семейной модели.

Если говорить о таком способе семейных отношений, как брак, то Кант не признавал любовь и чувства главенствующими в его создании, равно как и рождение и воспитание детей не могло быть причиной брака.

Фихте же, напротив, считал, что сердечные чувства должны присутствовать в браке, но вместе с тем здесь имеет место и воля, позволяющая сохранить брак в случае исчезновения любви.

Концепция же Гегеля является наиболее эталонной в немецкой идеалистической философии. Он критиковал Канта и Фихте, так как в его представлениях естественно-правовые теории уступали место вопросам морального обновления современного общества.

Семья, по Гегелю, является нравственной субстанцией, своеобразной первой ступенью нравственности выступает проявление непосредственной сущности духа в природной форме [5].

Гегель считает, что личность в семье отказывается от своих особенностей в пользу вхождения внутрь другого целого. Он признаёт влияние юридической стороны в отношениях семьи, однако главенствующей стороной признаёт моральную. Налицо противоречие между юридическими нюансами регулирования семейных отношений и духовно-нравственным единением в семье. Это и была первая успешная попытка объяснения феномена семьи как социального института, внутри которого имеются свои особые ценности, несущие в себе моральную, нравственную, мотивационную установки как для общества, так и для самой семьи в целом. Это и есть семейные ценности.

В настоящее время в обществе имеет место тенденция изменения понимания семьи как составной части, ячейки общества, к осознанию её самостоятельной ценности. По словам Т.В. Андреевой, на сегодняшний день, несмотря на более качественное понимание семьи как социального института, в связи с кризисной ситуацией необходимо разработать программу социализации для вовлечённых в кризисное состояние семей. Без сомнения, вопрос формирования семейных ценностей в семьях в данном случае является одним из важных моментов в социальной политике всех государств [1].

Список литературы:

  1. Андреева Т. В. Семейная психологиям / Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

  2. Гегель. Система нравственности // Гегель. Сочинения в 8 тт. М.-Л., 1954. Т. 4. С. 271.

  3. Кант И. Метафизика нравов / Сочинения в 6 тт. М.,1969. Т.6. С. 554.

  4. Платон. Законы // Сочинения в 4 тт. М., 1973. Т. 3. Ч. 2. С. 112.

  5. Фишер К. Германия // История философии в 7 тт. Л., 1957. Т. 4. С. 328

  6. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь ; под ред. В. Б. Шапаря. 4-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Просмотров работы: 626