ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Значимость выбранной темы очевидна. Проблемы психологии труда, профессионального роста отражены в трудах ученых: Н.Г. Алексеева, Б.З. Вульфа, В.И. Слободчикова, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и т.д.

Цель исследования – изучить проблему дидактического консультирования в ходе подготовки будущего офицера.

Объект исследования – процесс дидактического консультирования (теоретический аспект).

Предмет исследования – формы личной рефлексии.

Гипотеза исследования – эффективным развитие профессиональной компетентности станет возможным в случае, если наряду с другим будут использоваться элементы дидактического консультирования на занятиях по психологии и педагогике в процессе подготовки будущего офицера.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по теме.

  2. Исследовать понятие дидактического консультирования (теоретический аспект).

  3. Выявить формы личной рефлексии.

  4. Определить значение дидактического консультирования в процессе подготовки будущего офицера.

Консультирование – это особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста и организации в целом. Задача консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути улучшения самочувствия и плодотворного разрешения проблем [2].

Дидактическое консультирование призвано повысить уровень дидактической компетентности в нашем случае будущего офицера. Дидактическая компетентность является частью профессиональной компетентности, это способность офицера решать сложные профессиональные задачи, возникающие в организации процесса обучения, в соответствии с имеющимися знаниями, умениями, опытом. Согласно исследованиям ученых [1], компетентность рассматривается как способность устанавливать связи между имеющимися у человека знаниями и ситуацией.

В основе дидактического консультирования лежат ситуации профессионального затруднения [2].

Процесс дидактического консультирования – это форма помощи в нашем случае будущему офицеру в целях поддержки его возможностей по самостоятельному преодолению трудностей в организации самостоятельной работы в ходе дидактического процесса, повышения дидактической компетентности.

Дидактическое консультирование включает следующие компоненты:

- Личность консультанта, личность консультируемого и отношения между ними. Консультант должен обладать экспертными, концептуальными знаниями в области дидактики. Между консультантом и консультируемым должны быть субьект-субьектные отношения сотрудничества, взаимодействие.

- Знания в области дидактики и способ организации процесса их освоения. В условиях диалога, выражения различных точек зрения происходит развитие дидактической компетентности будущего офицера.

- Результаты, соотносимые с целью. Результатом дидактического консультирования является дидактическая компетентность будущего офицера как субьекта профессиональной деятельности [2]. Здесь важна способность к рефлексии.

В.И. Слободчиков описывает формы личной рефлексии: полагающая, сравнивающая, определяющая, синтезирующая, трансцендирующая.

Полагающая рефлексия способствует формированию обобщенного представления о профессии. Сравнивающая рефлексия позволяет оценивать себя, сравнивая с другими. Определяющая рефлексия позволяет выявить степень профессиональной готовности. Синтезирующая рефлексия содержит в себе цель, средство, результат. Осознание смысла деятельности, себя как ее субьекта позволяет развить дидактическую компетентность.

Таблица 1. Соотношение уровней дидактической компетентности, типа рефлексии и содержания консультирования

Уровни

дидактической

компетентности

Тип

рефлексии

Содержание

консультационных

услуг

Репродуктивный

Полагающий

Сравнивающий

Оказание помощи в решении конкретных дидактических проблем. Совместный поиск проблемы и путей её решения.

Эвристический

Определяющий

Оказание экспертных услуг (по вопросу выбора эффективного пути осмысления задач исследования, целеполагания на этапе самоподготовки и т.д.)

Креативный

Синтезирующий

Актуализация творческого потенциала будущего офицера. Создание условий, способствующих освоению будущим офицером новых перспективных ориентиров по организации собственной деятельности.

Дидактическая компетентность офицера – это составная, ключевая часть профессиональной компетентности как обобщенной комплексной характеристики уровня профессионализма, который обнаруживает себя в характере субьектности офицера в организации самостоятельной работы в ходе дидактического процесса. Дидактическое консультирование коррелирует с уровнем дидактической компетентности педагога, которая выступает, с одной стороны, отправным моментом процесса консультирования, а с другой – его результатом [2].

В деятельности у будущих офицеров могут возникнуть проблемы по созданию условий организации самостоятельной работы в процессе обучения. А отсюда – необходимость в групповом консультировании. Тем, которые находятся на репродуктивном уровне дидактической компетентности, может потребоваться помощь в разрешении конкретных ситуаций, связанных с осмыслением предмета. Тем, кто находится на эвристическом уровне дидактической компетентности, может потребоваться экспертная консультационная помощь. Креативный уровень дидактической компетентности требует профессионального общения.

Таким образом, дидактическое консультирование в подготовке будущего офицера значимо, организуется в целях поддержки его возможностей по самостоятельному преодолению трудностей в организации собственной деятельности в ходе дидактического процесса (овладения знаниями, как результатами образования личности; выработкой навыков как результатов опыта самостоятельной работы; освоения способов общения, т.е. умений общаться с людьми и работать в группе), повышения дидактической компетентности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нестеров Д.С. Информационная компетенция как компонент образованности личности // Ученые записки ИНПО. Вып.2 / сост. О.С. Орлов. В. Новгород: ИНПО, 2000. 254 с.

  2. Педагогическое консультирование / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 320 с.

Просмотров работы: 492