Цель исследования – изучить проблему дидактического консультирования в ходе подготовки будущего офицера.
Объект исследования – процесс дидактического консультирования (теоретический аспект).
Предмет исследования – формы личной рефлексии.
Гипотеза исследования – эффективным развитие профессиональной компетентности станет возможным в случае, если наряду с другим будут использоваться элементы дидактического консультирования на занятиях по психологии и педагогике в процессе подготовки будущего офицера.
Задачи исследования:
Изучить научную литературу по теме.
Исследовать понятие дидактического консультирования (теоретический аспект).
Выявить формы личной рефлексии.
Определить значение дидактического консультирования в процессе подготовки будущего офицера.
Консультирование – это особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста и организации в целом. Задача консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути улучшения самочувствия и плодотворного разрешения проблем [2].
Дидактическое консультирование призвано повысить уровень дидактической компетентности в нашем случае будущего офицера. Дидактическая компетентность является частью профессиональной компетентности, это способность офицера решать сложные профессиональные задачи, возникающие в организации процесса обучения, в соответствии с имеющимися знаниями, умениями, опытом. Согласно исследованиям ученых [1], компетентность рассматривается как способность устанавливать связи между имеющимися у человека знаниями и ситуацией.
В основе дидактического консультирования лежат ситуации профессионального затруднения [2].
Процесс дидактического консультирования – это форма помощи в нашем случае будущему офицеру в целях поддержки его возможностей по самостоятельному преодолению трудностей в организации самостоятельной работы в ходе дидактического процесса, повышения дидактической компетентности.
Дидактическое консультирование включает следующие компоненты:
- Личность консультанта, личность консультируемого и отношения между ними. Консультант должен обладать экспертными, концептуальными знаниями в области дидактики. Между консультантом и консультируемым должны быть субьект-субьектные отношения сотрудничества, взаимодействие.
- Знания в области дидактики и способ организации процесса их освоения. В условиях диалога, выражения различных точек зрения происходит развитие дидактической компетентности будущего офицера.
- Результаты, соотносимые с целью. Результатом дидактического консультирования является дидактическая компетентность будущего офицера как субьекта профессиональной деятельности [2]. Здесь важна способность к рефлексии.
В.И. Слободчиков описывает формы личной рефлексии: полагающая, сравнивающая, определяющая, синтезирующая, трансцендирующая.
Полагающая рефлексия способствует формированию обобщенного представления о профессии. Сравнивающая рефлексия позволяет оценивать себя, сравнивая с другими. Определяющая рефлексия позволяет выявить степень профессиональной готовности. Синтезирующая рефлексия содержит в себе цель, средство, результат. Осознание смысла деятельности, себя как ее субьекта позволяет развить дидактическую компетентность.
Таблица 1. Соотношение уровней дидактической компетентности, типа рефлексии и содержания консультирования
Уровни дидактической компетентности |
Тип рефлексии |
Содержание консультационных услуг |
Репродуктивный |
Полагающий Сравнивающий |
Оказание помощи в решении конкретных дидактических проблем. Совместный поиск проблемы и путей её решения. |
Эвристический |
Определяющий |
Оказание экспертных услуг (по вопросу выбора эффективного пути осмысления задач исследования, целеполагания на этапе самоподготовки и т.д.) |
Креативный |
Синтезирующий |
Актуализация творческого потенциала будущего офицера. Создание условий, способствующих освоению будущим офицером новых перспективных ориентиров по организации собственной деятельности. |
Дидактическая компетентность офицера – это составная, ключевая часть профессиональной компетентности как обобщенной комплексной характеристики уровня профессионализма, который обнаруживает себя в характере субьектности офицера в организации самостоятельной работы в ходе дидактического процесса. Дидактическое консультирование коррелирует с уровнем дидактической компетентности педагога, которая выступает, с одной стороны, отправным моментом процесса консультирования, а с другой – его результатом [2].
В деятельности у будущих офицеров могут возникнуть проблемы по созданию условий организации самостоятельной работы в процессе обучения. А отсюда – необходимость в групповом консультировании. Тем, которые находятся на репродуктивном уровне дидактической компетентности, может потребоваться помощь в разрешении конкретных ситуаций, связанных с осмыслением предмета. Тем, кто находится на эвристическом уровне дидактической компетентности, может потребоваться экспертная консультационная помощь. Креативный уровень дидактической компетентности требует профессионального общения.
Таким образом, дидактическое консультирование в подготовке будущего офицера значимо, организуется в целях поддержки его возможностей по самостоятельному преодолению трудностей в организации собственной деятельности в ходе дидактического процесса (овладения знаниями, как результатами образования личности; выработкой навыков как результатов опыта самостоятельной работы; освоения способов общения, т.е. умений общаться с людьми и работать в группе), повышения дидактической компетентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нестеров Д.С. Информационная компетенция как компонент образованности личности // Ученые записки ИНПО. Вып.2 / сост. О.С. Орлов. В. Новгород: ИНПО, 2000. 254 с.
Педагогическое консультирование / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 320 с.