ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБШЕЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБШЕЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях реформирования Вооружённых сил и при наличии серьезных проблем, связанных с поддержанием в воинских частях и подразделениях твердого уставного порядка и воинской дисциплины, возрастает значение организации досуга военнослужащих, создания необходимых условий для восстановления их физических сил, душевного равновесия, более эффективного использования в воспитательной работе возможностей войсковых учреждений культуры.

Реальности военной службы таковы, что для реализа­ции в своей деятельности воспитательной и военно-педаго­гической функций командиру (военному инженеру) необхо­димо иметь достаточно высокий уровень развития общей и педагогической культуры.

Будучи многогранным и целостным социальным обра­зованием, культура включает в себя материальные и ду­ховные компоненты. Она проявляется в различных сферах общественного сознания в виде конкретных моделей: «по­литическая культура», «правовая культура», «художествен­ная культура», «физическая культура», «профессиональ­ная культура», «воинская культура» и пр. Наряду с этими общими моделями применительно к деятельности команди­ра (военного инженера) существуют и более частные моде­ли. К ним относятся такие, как «инженерная культура», «техническая культура», «управленческая культура» и др. В процессе формирования основных компонентов культу­ры, которые востребованы интересами военной службы и потребностями военнослужащего, современные руководи­тели приоритетное место отводят совершенствованию сис­темно-целостного, интегративного образования - педагогической культуры.

Культурно-досуговая работа в Вооружённых силах Российской Федерации имеет длительную историю развития. С глубокой древности воспитание воинов достигалось, в том числе и средствами культуры и искусства. Культурно-досуговая работа должна помогать военнослужащим, овладевать мастерством управления вооружением и боевой техникой, воспитывать у них высокие морально-психологические и боевые качества. Её главный объект – человек, военнослужащий со всей совокупностью его многообразных общественных связей, индивидуальных особенностей, интересов, потребностей.

Духовно-нравственное совершенство предполагает сформированность нравственно-ценностной концепции по овла­дению лучшими образцами и опытом человеческой культу­ры на уровне общечеловеческих, национально-этнических, воинских и личностно-гуманистических ценностей. Такой процесс акмеология рассматривает как воспроизводящий взаимообмен, а не потребительство со стороны руководите­ля. Достижение данной цели возможно при ак­тивном задействовании трех видов технологий совершен­ствования офицера: образовательных (традиционные — вос­питание и ретроспективно-репродуктивное обучение, и ин­новационное — обучающее сотворчество), самообразователь­ных и информационных технологий. Отмеченные техноло­гии наряду с решением других задач обеспечивают форми­рование духовно-нравственных ценностей командира.

Офицерский менталитет как содержательный компо­нент педагогической культуры офицера харак­теризует то общее и существенное, что определяет его ин­дивидуальность, которая проявляется в самостоятельном стремлении к активному саморазвитию и наращиванию креативного (творческого) потенциала, инициативном обо­гащении себя в общении с другими субъектами воинского труда и на этой основе культивирование своего стиля дея­тельности как статусного руководителя, признанного лидера, компетентного профессионала. Такая особенность пози­ции, деятельности и поведения как важнейшая составляющая педагогической культуры выступает в ка­честве ведущего позитивного признака менталитета совре­менного офицера. Она может быть достигнута им, если будет ясно пониматься сущность проблемы для последовательно­го ее решения, а также целостно использованы продуктив­ные модель, алгоритм и технология достижения цели.

Ключевым звеном культуры офицера является военно-профессиональная компетентность. Она позволяет ему успешно участвовать в воинском труде и выполнять различные виды военно-профессиональной дея­тельности. В каждой из них синтезируются знания и подго­товленность к выполнению практического действия.

Деятельностная подготовленность офицера включает такие сформировавшиеся и успешно реализуемые особен­ности, как целостно-концептуальный подход к воинскому труду, оптимальная технологичность в выполне­нии должностных функций, служебная этичность, владение приемами психофизиологической саморегуляции, самоор­ганизации, самокоррекции и саморазвития.

Основные усилия в области культурно-воспитательной работы направляются на пропаганду и разъяснение государственной политики в области культуры, истории, культурных традиций Отечества, норм морали и воинской этики, государственно-патриотической символики и воинских ритуалов; на воспитание средствами культуры и искусства у военнослужащих качеств гражданина – патриота, чувства любви к Родине и верности воинскому долгу, чести и достоинства, высокой дисциплинированности; на сплочение воинских коллективов, воспитание у военнослужащих чувств боевой дружбы, коллективизма, войскового товарищества и братства; на укрепление единства армии и народа, формирование у личного состава государственно-патриотического сознания, уважительного отношения к истории, культуре и традициям народов Российской Федерации.

В области информационно-просветительной работы определяются информационные и культурно-просветительные мероприятия по пропаганде лучших произведений современной и классической отечественной и мировой литературы и искусства; мероприятия по содействию в организации информирования личного состава; по пропаганде социально-экономических, военных, военно-технических и правовых знаний; по предоставлению условий для работы военно-научных обществ.

В области культурно-творческой работы определяется деятельность ГДО, ГОК по культурному обслуживанию и организации досуга военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых сил, членов их семей; по созданию условий для развития самодеятельного художественного творчества; по организации работы коллективов художественной самодеятельности и участию в проведении смотров и фестивалей самодеятельного художественного творчества; по культурно-шефской работе в войсках. В этой области предусматриваются творческие встречи с писателями, композиторами, художниками, деятелями театра и кино, литературные вечера, диспуты по проблемам эстетики, лектории, школы культуры, концерты и спектакли, показ кинофильмов, проведение различных вечеров отдыха и т.д.

В условиях реформирования Вооружённых сил возрастает значение организации досуга военнослужащих, создания необходимых условий для восстановления их физических сил, душевного равновесия, более эффективного использования в воспитательной работе возможностей войсковых учреждений культуры. Поэтому перспективным в научном, методическом и практическом плане является дальнейшее исследование организации культурного воспитания военнослужащих по средствам культурно-досуговой работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Военная педагогика: Учебник для вузов. Под ред. О. Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2014. – 639 с.

  2. Военная педагогика и психология /[под ред. А.В.Барабанщикова]. – М.: Военный университет. – 1986. – 328 с.

  3. Военная психология и педагогика: учебное пособие /[под ред. П.А. Корчемного]. – М.: Совершенство. – 1998 - 376 с.

  4. Психология и педагогика. Военная психология /[под ред. А.Г. Маклакова]. – СПб.: Питер. – 2004. – С.245-281.

  5. Военная психология: учебное пособие. – Сост. Е.К. Костров, Ю.А. Гурьев, А.И. Сычев. – Воронеж. – 2002. – С.223-241.

Просмотров работы: 642