Реальности военной службы таковы, что для реализации в своей деятельности воспитательной и военно-педагогической функций командиру (военному инженеру) необходимо иметь достаточно высокий уровень развития общей и педагогической культуры.
Будучи многогранным и целостным социальным образованием, культура включает в себя материальные и духовные компоненты. Она проявляется в различных сферах общественного сознания в виде конкретных моделей: «политическая культура», «правовая культура», «художественная культура», «физическая культура», «профессиональная культура», «воинская культура» и пр. Наряду с этими общими моделями применительно к деятельности командира (военного инженера) существуют и более частные модели. К ним относятся такие, как «инженерная культура», «техническая культура», «управленческая культура» и др. В процессе формирования основных компонентов культуры, которые востребованы интересами военной службы и потребностями военнослужащего, современные руководители приоритетное место отводят совершенствованию системно-целостного, интегративного образования - педагогической культуры.
Культурно-досуговая работа в Вооружённых силах Российской Федерации имеет длительную историю развития. С глубокой древности воспитание воинов достигалось, в том числе и средствами культуры и искусства. Культурно-досуговая работа должна помогать военнослужащим, овладевать мастерством управления вооружением и боевой техникой, воспитывать у них высокие морально-психологические и боевые качества. Её главный объект – человек, военнослужащий со всей совокупностью его многообразных общественных связей, индивидуальных особенностей, интересов, потребностей.
Духовно-нравственное совершенство предполагает сформированность нравственно-ценностной концепции по овладению лучшими образцами и опытом человеческой культуры на уровне общечеловеческих, национально-этнических, воинских и личностно-гуманистических ценностей. Такой процесс акмеология рассматривает как воспроизводящий взаимообмен, а не потребительство со стороны руководителя. Достижение данной цели возможно при активном задействовании трех видов технологий совершенствования офицера: образовательных (традиционные — воспитание и ретроспективно-репродуктивное обучение, и инновационное — обучающее сотворчество), самообразовательных и информационных технологий. Отмеченные технологии наряду с решением других задач обеспечивают формирование духовно-нравственных ценностей командира.
Офицерский менталитет как содержательный компонент педагогической культуры офицера характеризует то общее и существенное, что определяет его индивидуальность, которая проявляется в самостоятельном стремлении к активному саморазвитию и наращиванию креативного (творческого) потенциала, инициативном обогащении себя в общении с другими субъектами воинского труда и на этой основе культивирование своего стиля деятельности как статусного руководителя, признанного лидера, компетентного профессионала. Такая особенность позиции, деятельности и поведения как важнейшая составляющая педагогической культуры выступает в качестве ведущего позитивного признака менталитета современного офицера. Она может быть достигнута им, если будет ясно пониматься сущность проблемы для последовательного ее решения, а также целостно использованы продуктивные модель, алгоритм и технология достижения цели.
Ключевым звеном культуры офицера является военно-профессиональная компетентность. Она позволяет ему успешно участвовать в воинском труде и выполнять различные виды военно-профессиональной деятельности. В каждой из них синтезируются знания и подготовленность к выполнению практического действия.
Деятельностная подготовленность офицера включает такие сформировавшиеся и успешно реализуемые особенности, как целостно-концептуальный подход к воинскому труду, оптимальная технологичность в выполнении должностных функций, служебная этичность, владение приемами психофизиологической саморегуляции, самоорганизации, самокоррекции и саморазвития.
Основные усилия в области культурно-воспитательной работы направляются на пропаганду и разъяснение государственной политики в области культуры, истории, культурных традиций Отечества, норм морали и воинской этики, государственно-патриотической символики и воинских ритуалов; на воспитание средствами культуры и искусства у военнослужащих качеств гражданина – патриота, чувства любви к Родине и верности воинскому долгу, чести и достоинства, высокой дисциплинированности; на сплочение воинских коллективов, воспитание у военнослужащих чувств боевой дружбы, коллективизма, войскового товарищества и братства; на укрепление единства армии и народа, формирование у личного состава государственно-патриотического сознания, уважительного отношения к истории, культуре и традициям народов Российской Федерации.
В области информационно-просветительной работы определяются информационные и культурно-просветительные мероприятия по пропаганде лучших произведений современной и классической отечественной и мировой литературы и искусства; мероприятия по содействию в организации информирования личного состава; по пропаганде социально-экономических, военных, военно-технических и правовых знаний; по предоставлению условий для работы военно-научных обществ.
В области культурно-творческой работы определяется деятельность ГДО, ГОК по культурному обслуживанию и организации досуга военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых сил, членов их семей; по созданию условий для развития самодеятельного художественного творчества; по организации работы коллективов художественной самодеятельности и участию в проведении смотров и фестивалей самодеятельного художественного творчества; по культурно-шефской работе в войсках. В этой области предусматриваются творческие встречи с писателями, композиторами, художниками, деятелями театра и кино, литературные вечера, диспуты по проблемам эстетики, лектории, школы культуры, концерты и спектакли, показ кинофильмов, проведение различных вечеров отдыха и т.д.
В условиях реформирования Вооружённых сил возрастает значение организации досуга военнослужащих, создания необходимых условий для восстановления их физических сил, душевного равновесия, более эффективного использования в воспитательной работе возможностей войсковых учреждений культуры. Поэтому перспективным в научном, методическом и практическом плане является дальнейшее исследование организации культурного воспитания военнослужащих по средствам культурно-досуговой работы.
ЛИТЕРАТУРА
Военная педагогика: Учебник для вузов. Под ред. О. Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2014. – 639 с.
Военная педагогика и психология /[под ред. А.В.Барабанщикова]. – М.: Военный университет. – 1986. – 328 с.
Военная психология и педагогика: учебное пособие /[под ред. П.А. Корчемного]. – М.: Совершенство. – 1998 - 376 с.
Психология и педагогика. Военная психология /[под ред. А.Г. Маклакова]. – СПб.: Питер. – 2004. – С.245-281.
Военная психология: учебное пособие. – Сост. Е.К. Костров, Ю.А. Гурьев, А.И. Сычев. – Воронеж. – 2002. – С.223-241.