ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главным ориентиром для обучения каждой профессии выступает определенная сфера практической деятельности в данной профессии. Поэтому разработки содержания обучения для каждой профессии осуществляются на основе анализа профессионально значимых способов и средств деятельности. Представляя свою будущую деятельность обучаемые курсанты, как правило, видят себя «профессионалами-одиночками». На самом деле военный профессионал - это всегда «человек-система». Принципиальное отличие между этими двумя образами состоит в том, что в первом случае на первом плане стоит сам специалист, его индивидуальные умения и навыки. Во втором случае профессия понимается системно - как определенная социальная функция, в которую надо научиться входить и частью которой надо будет уметь быть.

Сфера психологической и педагогической практики представлена для него деятельностью психологов воинских частей и деятельностью специалистов органов воспитательной работы, регулируемой соответствующими нормативными документами.

Выпускники любого военного вуза должны понимать, что в своей будущей командирской профессии по управлению подчиненными, знания законов психологии и педагогики является составной частью деятельности профессионального военного.

Из этого следует, что не существует какой-то одной военной психологии или одной военной педагогики, а есть система, включающая как минимум три достаточно самостоятельные формы существования того и другого:

- военная психология и военная педагогика как научное знание, создаваемое и развиваемое силами ученых-исследователей;

- военная психология и военная педагогика как определенная сфера практики деятельности специалистов, реализуемой практическими психологами (в армии - психологи частей) и педагогами-практиками (офицеры органов по работе с личным составом);

- военная психология и военная педагогика как составная часть профессиональной деятельности офицеров - не профессиональных психологов и не профессиональных педагогов.

Для нас деятельность офицера - это достаточно широкое понятие, ни в коем случае не сводимое к объему функциональных обязанностей его первичной офицерской должности. Профессия офицера выступает, прежде всего, как сложное структурное образование, в котором представлено несколько самостоятельных видов деятельности:

  • управление подразделением в бою;

  • руководство подразделением в мирное время;

  • психологическая работа в подразделении;

  • обучение военнослужащих;

  • воспитательная работа в подразделении;

  • регуляция своей психики в интересах службы.

Для молодого офицера вхождение в указанные виды деятельности связано с вхождением в уже сложившуюся организационную структуру, в рамках которой ему предстоит следовать уже оформленным нормам и правилам деятельности.

Сущностное содержание каждого из этих видов деятельности включает в себя деятельность по управлению подразделением в бою предполагает в первую очередь наличие вооруженного сопротивления со стороны противника. При этом главная задача любого командира состоит в уничтожении живой силы, техники и вооружения противника. Тем самым объектом воздействия являются боевые силы противника, а в качестве средства его разгрома (тем самым и средства деятельности командира) выступает подчиненный ему личный состав. Сама же деятельность офицера в бою состоит, прежде всего, в выявлении боевых возможностей и планов противника, в их соотнесении с реальными возможностями своих сил. Сравнительная оценка этих факторов и составляет основу для принятия управленческого решения на ведение боевых действий. Свое непосредственное выражение управленческое решение находит в боевом приказе командира на выполнение боевой задачи. Таким образом, деятельность офицера в бою может быть представлена как процесс организации и управления воздействием своих сил и средств на живую силу и технику противника. Существующая при этом непосредственная угроза жизни самого офицера и его подчиненных предъявляет повышенные требования к психологической устойчивости офицера и его готовности преодолевать воздействия экстремальных ситуаций. Непрерывность ведения боевых действий предполагает возможность возникновение значительных перегрузок на физическое состояние и работоспособность офицера.

Деятельность по руководству подразделением (в мирное время) направляется на обеспечение функционирования воинских подразделений в состоянии постоянной готовности к вступлению в бой и ведению боевых действий. Для этого создается специальная система требований и норм (приказов, директив, правил и др.), призванная в мирных условиях “имитировать“ наличие противника. Цель офицера в процессе руководства состоит в постоянном выявлении основных параметров деятельности подразделения и их соотнесении с требованиями этих норм. Тем самым достигается поддержание боевой готовности подразделений в мирное время на уровне требований боевой обстановки.

Деятельность по обучению воинского подразделения отличается от деятельности по руководству характером деятельности, осуществляемой подчиненными. Руководство - это всегда регулирование реальной деятельности подразделения. Обучение - это всегда подготовка к такому виду деятельности, которого сегодня еще нет в реальной практике деятельности обучаемых. В армейских условиях мирного времени все обучение направлено на подготовку к деятельности в боевой обстановке. Для того чтобы это стало возможным, в рамках реальной системы (воинского подразделения, воинской части) создается модельная подсистема, призванная воссоздать основные черты будущей деятельности. Так, в части создаются учебные классы, полигоны, учебные поля и т. д

Осуществление обучения подчиненных предполагает организацию определенного взаимодействия между тем, кто обучает и теми, кого обучают. Сложность такого взаимодействия состоит в том, что его истинные результаты, как правило, не могут быть оценены сиюминутно, а имеют “отсроченный” характер, т.е. могут проявиться в полной мере только в условиях реальной деятельности. В процессе обучения и обучающий, и обучаемые лишены непосредственной возможности соотносить результаты своей педагогической деятельности с истинной целью обучения. Вследствие этого управление педагогическим процессом строится, как правило, на основе обобщенных требований, выработанных в результате анализа многочисленных педагогических ситуаций.

То есть существуют определенные механизмы запоминания и мышления, внимания и воли, учет которых позволяет более качественно осуществлять педагогическое воздействие на воина. Поэтому каждый офицер должен соотносить свои педагогические воздействия с возможностями психики человека.

Деятельность по осуществлению воспитательной работы предполагает педагогическое взаимодействие между командирами и подчиненными, направленное на достижение воспитательных целей в подразделении. Тем самым воспитание, как и обучение, призвано подготавливать человека к осуществлению отношений с окружающими (командиры , сослуживцы, гражданский персонал, местное население) каких пока еще нет в его личной практике. И в этом плане между обучением и воспитанием много общего. Только в первом случае человек готовится к пока еще неизвестной деятельности, а во втором - к пока еще неосвоенным отношениям. В воспитании в качестве средства воздействия необходимо использовать то, что способно влиять на содержание и характер реализуемых человеком отношений. В качестве основного фактора, опосредующего изменение отношения человека к миру, выступают его интересы, ценности, установки. Как правило выделяют три основных вида ценностей: духовные (наиболее полно они представлены в различных вероучениях); идеологические (их основным выразителем являются специальные государственные структуры); архетипические (то, что формируется народом и передается из поколения в поколение).

Механизм воспитательного взаимодействия оказывается в принципе таким же, что и в обучении: в рамках реальных отношений воинов моделируются “искусственные воспитательные ситуации”, призванные вовлечь воспитуемых в освоение новых типов мотивационно-смысловых отношений через изменение их места в системе коллективной деятельности. Для этого офицер-воспитатель предлагает воспитуемым на некоторое время включиться в специально созданную педагогическую форму взаимодействия. Основными признаками такой ситуации являются: общественно значимая цель деятельности, индивидуально привлекательные способы деятельности, управляемый характер взаимодействия, обязательный контроль и оценка результатов деятельности. В итоге воспитуемые получают реальный опыт проживания новых отношений в условиях прежнего непосредственного окружения, что позволяет надеяться на достижение требуемых изменений в отношении человека к миру людей и миру вещей.

По своей сложности воспитательный процесс значительно превосходит другие процессы и требует для своего осуществления высокого уровня педагогического профессионализма. Формирование такого качества у офицера связано прежде всего с изучением основных положений педагогической науки. Именно в ней представлены обобщенные требования к целям, способам и средствам воспитательного взаимодействия в современных условиях. Кроме этого, важную роль в осуществлении воспитания играют понимание и учет основных факторов индивидуальной психики воина и психологии воинского коллектива.

Психологическая работа в подразделении проводится в интересах обеспечения здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, формирования у военнослужащих требуемых психологических качеств, сохранения психического здоровья личного состава. Тем самым она выступает как система регулирования в подразделении особого типа процессов - психологических и социально-психологических. Если сравнивать с теми видами деятельности, с которыми мы уже познакомились, то можно заметить следующее: управление направлено на реальную внешнюю деятельность субъектов воинской службы; обучение и воспитание - на осуществление изменений в будущей внешней деятельности и будущих внешних отношениях воинов; психологическая работа - на формирование в интересах службы изменений в реальной “внутренней деятельности” воинов, т.е. в их психике и в психике воинских коллективов.

Регуляция психической деятельности офицера представляет собой необходимый компонент жизнедеятельности. Она предполагает наличие у каждого из нас особого качества - психики человека (сознания), которая обеспечивает отражение окружающего мира и регуляцию человеком деятельности по изменению этого мира. Свое непосредственное выражение психика человека находит в таких проявлениях, как образы восприятия окружающей действительности (“я вижу”, “я слышу”, “я ощущаю” и др.), как деятельность по запоминанию и речевому воспроизведению определенной информации, как эмоциональные переживания (“я смеюсь”, “я огорчен” и др.) и т. д. Все это называется “внутренней” или “психической” деятельностью человека. Человека всегда интересует он сам как носитель и выразитель тех или иных психических функций. Это проявляется в попытках человека понять и объяснить себе причины собственных поступков, в поиске внутренних резервов для достижения трудных целей, в целенаправленном воздействии на себя в интересах развития определенных качеств и способностей. Все это связано с формированием и развитием особого психического образования - “самосознания”, которое обеспечивает человеку понимание самого себя как носителя сознания.

Таким образом, мы видим, что деятельность офицера - будущая деятельность выпускника военного ВУЗа - предполагает осуществление целостной системы взаимосвязанных видов психолого-педагогической деятельности и исключительную важность в повседневной деятельность войск.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко А.И.Основы военной педагогики и психологии. М.: Воениздат, 1997.

  2. Костенецкий О.В., Орловский П.Н. Психолого-педагогические основы воспитания военнослужащих. Воронеж: ВВАИИ, 2001. 132 с.

  3. Психология и педагогика. Военная психология (под ред. А.Г. Маклакова). СПб.: Питер, 2008. 464 с.

  4. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для педагогических вузов: Кн.1. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. 572 с.

Просмотров работы: 1301