НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы связана с тем, что огромную роль в процессе эффективной подготовки военнослужащих играет формирование идейно-нравственной позиции, их устремлений, потребностей, развития у них способностей, профессионально важных качеств личности, мотивационной, волевой сферы, которые оказывают непосредственное влияние на создание благоприятных условий для развития культуры взаимоотношений военнослужащих. В общении складываются взаимоотношения, происходит взаимообмен информацией, чувствами, осуществляется согласованность действий.

В военной психологии и педагогике взаимоотношения определяются как различные виды и формы взаимосвязи и общения личностей в коллективе в процессе их совместной жизни и деятельности. Воинская деятельность имеет ряд особенностей, которые накладывают отпечаток на межличностные отношения общающихся. Здесь проявляются общественные отношения: уставные (официальные, деловые) и межличностные – неформальные. Проявляются отношения вертикальные (субординации), горизонтальные (координации) и сотрудничества.

Культура взаимоотношений военнослужащих – это степень усвоения, принятия и практической реализации во взаимоотношениях военнослужащих норм и правил, диктуемых моралью и правом, требованиями командиров и начальников интерполированных в условиях воинской деятельности [1, С.355]. Основы морально-правовых норм отражены в требованиях военной присяги, воинских законов, уставов, приказах командиров и так далее.

Взаимоотношения военнослужащих осуществляются в различных условиях воинской деятельности, таких как: служба в наряде, деловые и неофициальные отношения, решения бытовых проблем, занятия по боевой подготовке, воспитательные мероприятия.

В связи с указанным выше уместно вспомнить мысли А.К. Силуянова о том, что ведущей боевой силой в авиационном полку являются офицеры. Важна индивидуальная работа с офицерской аудиторией. «Профессия лётчиков овеяна романтикой. Их любят, о них заботятся, – отмечает А.К. Силуянов, – и, я бы сказал, лелеют. Так надо. Труд лётчика полон напряжения и постоянного риска. Курсантов лётных школ тщательно отбирают … за 3-4 года человека можно научить летать, пускать ракеты, выполнять перехваты у земли и в стратосфере. Но этого мало для лётчика, в руках которого современная боевая техника. Он должен обладать высокими моральными качествами [5, С.53]».

Во взаимоотношениях военнослужащих большую роль играет ориентир на духовно-нравственные ценности. В.А. Золотарёв предлагает выработать систему духовно-нравственной службы, причём не изобретать её искусственно, а извлечь из многовекового опыта отечественной армии и дополнить ценностями, которые формулируются ныне в новых социально-политических условиях преобразующейся на демократических и правовых началах современной России.

Эта система ценностей духовно-нравственных ориентиров воинской службы предполагает как простые нормы (воинская честь, войсковое братство, высокий престиж профессии защитника Отечества), так и высокие идеалы. В старой армии они входили в триединую формулу: «За веру, Царя и Отечество», в советское время – «За нашу Советскую Родину». Следует развивать национальную идею патриотического служения родине, восстановить национальное достоинство и гордость за своё Отечество [2, С.318].

Культура взаимоотношений военнослужащих проявляется и в их гражданской позиции, чувстве патриотизма убеждённости в необходимости защиты Отечества и гордости за принадлежность к Вооружённым Силам, своей воинской профессии, в культуре межнациональных отношений, дисциплинированности, культуре поведения и так далее.

В своё время И.А. Ильин писал: «Государство в его духовной сущности есть не что иное, как Родина, оформленная и объединённая публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания» [4, С.262].

Решение воспитательных задач по формированию культуры взаимоотношений военнослужащих осуществляется по нескольким направлениям:

- психолого-педагогическая подготовка офицерского и сержантского составов воинских подразделений в вопросах воспитания культуры взаимоотношений военнослужащих, повышение авторитета командиров всех степеней и актива подразделений на основе личного примера;

- создание в процессе повседневной деятельности подразделений (частей) педагогических условий для формирования и развития воспитательной среды, способствующей повышению культуры взаимоотношений военнослужащих;

- выявление и предупреждение (искоренение) нарушения военнослужащими уставных правил взаимоотношений между ними;

- организация и осуществление комплекса воспитательных мероприятий по воспитанию культуры взаимоотношений военнослужащих;

- организация всех сторон жизнедеятельности воинских подразделений (частей) в соответствии с требованиями военного законодательства, воинской этики, приказов командиров и начальников [1, С.357-358].

Кроме направлений для решения воспитательных задач по воспитанию культуры взаимоотношений военнослужащих, необходимо создать следующие педагогические условия:

- организация целостного военно-педагогического процесса в воинском подразделении (части);

- приведение всех сторон жизнедеятельности воинских частей и подразделений к требованиям воинских уставов, этики и так далее;

- высокий уровень развития военно-профессиональной компетентности командиров всех степеней: наличие общей и военно-профессиональной культуры, сформированной психологической готовности и развитого умения решать проблемы развития культуры взаимоотношений военнослужащих;

- проведение психолого-педагогической подготовки командного состава и воспитательных мероприятий с личным составом воинских подразделений для воспитания культуры взаимоотношений военнослужащих;

- наличие сплочённого воспитательного коллектива в воинской части (подразделении);

- сочетание индивидуального подхода к личности с коллективными формами воспитания и другие [1, С.359-360].

В контексте обозначенной темы исследования было проведено изучение одного из составляющих культуры взаимоотношений военнослужащих – общительности – у курсантов. Опираясь на методики [3, С.666-668], выявлен средний уровень коммуникабельности это говорит о том, что курсанты достаточно общительны, в незнакомой ситуации чувствуют себя вполне уверенно, с удовольствием начинают новое дело, обладают таким качеством, как скромность. В ходе занятий по дисциплине «Психология и педагогика» курсанты на добровольных началах выполняют творческие задания, на основе материала которых с удовольствием активно общаются, обсуждают услышанное, приводят примеры из профессиональной деятельности военнослужащих.

Таким образом, на основе теоретико-практического исследования (начальный этап диагностики) было установлено, что изучение некоторых аспектов культуры взаимоотношений военнослужащих является значимым в плане личностного, профессионального становления военнослужащих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640 с.

2. Золотарёв В.А. Военная безопасность государства Российского. М.: Кучково поле, 2001. 484 с.

3. Основы психологии: Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.

4. Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность: Монография. Воронеж: ВГУ, 2004. 368 с.

5. Силуянов А.К. На земле и в воздухе. М.: Воен.изд-во МО СССР, 1967. 160 с.

Просмотров работы: 506