ТЕМАТИЧЕСКИЙ НАТЮРМОРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕМАТИЧЕСКИЙ НАТЮРМОРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ

Маркова Е.Р. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

……………………………………………………...….………………

3

Глава 1. Теоретические и практические принципы выполнения

 

тематического натюрморта в школе

…………………………….….………...

6

1.1. История развития жанра натюрморт

……………………………………...

6

1.2. Теоретические основы выполнения тематического

 

натюрморта

….………………………………………...………………….….…..

8

1.3.Методическая последовательность выполнения

 

тематического натюрморта

……………………………………...………..……

20

Глава 2. Методика обучения рисованию тематического натюрморта

 

в школе

……………………………………………………………………..……

24

2.1.Особенности методики преподавания у детей в разных

 

возрастных группах

…...…………………………………...……………………

24

2.2. Методическая разработка урока

……………………...……………………

30

Заключение

………………………………………….………...…………………

38

Список литературы

………………………………………………......................

40

Приложение 1

…………………..…………………………………...…...………

43

Приложение 2

…………………………..…………………………...….………..

54

Введение

Актуальность дипломной работы. Для выполнения дипломной работы я выбрала тему «Тематический натюрморт на занятиях по изобразительному искусству в школе», потому что тема натюрморта занимает важное место в обучении изобразительному искусству. Также обоснование выбора данного жанра для выполнения дипломной работы заключается в том, что через натюрморт можно решить одновременно творческие и учебные задачи посредством большого разнообразия видов данного жанра.

Тематический натюрморт позволяет не только изучить и развить знание определенных законов изобразительной грамоты, но и решить конкретные учебные задачи в зависимости от выбора конкретной темы. Техника исполнения работы акрилом в сочетании с гуашью выбрана неслучайно. При выполнении дипломной работы я хотела познакомиться с различными средствами выразительности акриловой краски применительно к натюрморту и научиться их использовать при выполнении дипломной работы с возможностью последующего практического применения как в преподавательской, так и творческой деятельности.

По моему мнению, работа над тематическим натюрмортом занимает важное место не только в обучении, но и в воспитании художественного вкуса учащихся, в умении видеть красоту в простых, на первый взгляд, вещах. Неслучайно теме натюрморта отведена немалая доля содержания программы общеобразовательных учреждений разных авторов.

Степень изученности и история изучения проблемы. Методика выполнения тематических натюрмортов достаточно изучена, и данный вид работы включен в содержание программ под редакцией таких авторов, как Б.М. Неменский, С.П. Ломов, Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова и других.

Целью данной дипломной работы является разработка урока на основании практической работы, нацеленная на повышение качества обучения учащихся в области работы над тематическим натюрмортом.

Задачи дипломной работы.

1. Изучить теоретический материал по данной теме;

2. Решить учебные задачи: поиск удачной композиции, пластики объектов, колористической гармонии, передача материальности и объема предметов, состояния освещенности, пространства;

3. Решить творческие задачи: выполнить натюрморт в смешенной технике (акрил, гуашь) с образным решением соответственно теме натюрморта – «Натюрморт с керамическим слоном»;

4. Изучить особенности методики преподавания у детей в разных возрастных группах;

5. Разработать методику обучения рисованию тематического натюрморта в художественной школе.

Объектом исследования дипломной работы являются методические пособия в методике преподавания тематического натюрморта как средство освоения содержания темы урока.

Предметом исследования является методика преподавания тематического натюрморта учащимся первых классов художественной школы.

Методология:

  1. Практическое выполнение дипломной работы на тему «Натюрморт с керамическим слоном»;

  2. Изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

  3. Целенаправленное наблюдение за практической деятельностью детей в процессе развития изобразительных навыков;

  4. Интерпретация полученных результатов.

Практическая значимость. Разработка урока по тематическому натюрморту может быть использована на занятиях по живописи как средство повышения качества обучения учащихся.

Гипотеза. Качество преподавания тематических натюрмортов улучшится, если будут разработаны и использованы дополнительные учебные задания.

Обоснование принципа структурирования работы. В первой главе рассматриваются теоретические и практические принципы выполнения тематического натюрморта.

Вторая глава имеет методико-педагогическую направленность и посвящена методике обучения тематическому натюрморту в художественной школе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА

  1.  
    1. История развития жанра натюрморт

Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Художники в натюрморте изображают тихую жизнь вещей. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние особенности жизни какой-либо исторической эпохи.

Натюрмортом называется также сама постановка, которая является объектом изображения. Натюрморт может состоять как из неодушевленных предметов, так и их природных форм.

Искусство натюрморта как жанр возникло в начале XVII века в Голландии. Радость бытия передают известные голландские натюрморты, рассматривая которые словно ощущаешь вкус реальных плодов, напитков рыбы. Художники изображали обыкновенные вещи красиво и поэтично. Основной мотив натюрморта иногда дополнялся изображением людей, зверей, птиц или насекомых.

B XIX в. многие ведущие мастера живописи в своем творчестве обращались к жанру натюрморта, особенно постимпрессионисты, такие как П. Сезанн, Ван Гог.

С начала XX в. натюрморты начинают писать художники различных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. В то же время выполняют натюрморты в правильной реалистической, а также в декоративной манере, и в манере кубизма.

Изображение вещного мира интересовало очень многих художников. В отечественном искусстве Ю. Пименов, И. Машков, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Р. Фальк, и другие создали прекрасные натюрморты, в которых раскрывали как красоту вещей, так и мир человека, его мысли и чувства. Каждый художник находил собственные выразительные средства для решения сложной задачи — изображения натюрморта.

История методики преподавания натюрморта

В 20-е гг. в советской школе рисование стало частью комплексных программ обучения. В СССР были созданы условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. Отмена сословности, отделение школы от церкви, демократизация школы послужили перестройке школьного обучения. Перед работниками образования были поставлены задачи перестройки содержания, форм и методов преподавания.

Осуществление новых задач требовало большей теоретической и практической работы, однако их единства невозможно было достигнуть сразу. Поначалу существенный ущерб школе нанесли деятели, отрицавшие значение освоения наследия прошлого.

В художественной жизни шла напряженная идейная борьба убежденных сторонников реалистического искусства с приверженцами формалистических направлений, отвергавших серьезную школу. К сожалению, деятели формалистического искусства нанесли много вреда в области художественного образования. В Академии художеств разбивались и выбрасывались гипсовые слепки антиков, был уничтожен музей, хранивший лучшие работы студентов. В области рисунка, его теории и методики царил хаос. Программы преподавания изобразительного искусства в единой трудовой школе, вышедшие в 1921 году, имели серьезные недостатки в научном отношении. Так, программа указывала, что на первой ступени обучения «надо совершенно отказаться от обязательного рисования с натуры».

В основу новых программ было положено не обучение изобразительной грамоте, а односторонние попытки развития творческих способностей, предоставление детям полной свободы. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили реалистическому рисованию, что не только сводило на нет значение методики, но и искажало цели и задачи преподавания рисования в общеобразовательной школе. Такого рода рисование ничего не давало учащимся для умственного развития и мешало их эстетическому воспитанию. В период увлечения «комплексной» программой (1923 — 1925) особенно обострилось положение с преподаванием рисования. Знания учащихся, согласно данной программе, проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование.

Свой вклад в развитие методики обучения натюрморту внес Алексей Гаврилович Венецианов. После успеха картины «Гумно» он решил применить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа по очереди действовала в Сафонкове и в Петербурге и получала поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги неодобрительно относились к деятельности Алексея Гавриловича. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в воспитаннике способности видеть и изображать окружающий мир в его естественной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Таким образом, ученики Венецианова постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным, а не копировали, в отличие от академистов, чужие оригиналы или специальные таблицы с изображением отдельных частей тела.

Таким образом, преподавание натюрморта в школах началось с XVIIIв., а в учебную программу школ натюрморт вошел в 20-е гг. XXв. Разработка методики преподавания рисования в школах в 20-е годы шла по различным направлениям, но из них широкое распространение получили методика развития «свободного творчества» и «комплексный» метод обучения.

1.2. Теоретические основы выполнения тематического натюрморта

Прежде чем приступать к выполнению натюрморта, необходимо изучить теоретические основы его выполнения. Так, перед началом работы важно определить, какие задачи ставятся исходя из целей постановки натюрморта; необходимо определить вид натюрморта в соответствии с их классификациями.

Существует различные классификации видов натюрмортов:

1. Сюжетно-тематический;

2. Учебный;

3. Творческий.

4. Учебно-творческий;

Также натюрморты различают:

1. По колориту (теплый, холодный);

2. По цвету (нюансные, контрастные);

3. По постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.);

4. По месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);

5. По времени исполнения (краткосрочный и долговременный);

6. По освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света).

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт предполагает согласованность предметов по размеру, тону и фактуре, раскрытие конструктивных особенностей предметов, изучение пропорций и выявление закономерностей пластики различных форм.

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) бывает двух типов: один – составленный в соответствии с выбранной темой, другой – естественный, «случайный». Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена лишь дополняют натюрморт.

Натюрморт в интерьере характеризуется расположением предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.

Академический (учебный) натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели, согласно которой необходимо дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе [38].

Также в зависимости от целей работы необходимо грамотно составить саму постановку натюрморта, для чего существует ряд определенных правил. Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, законы цвета и перспективу.

Основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и его тема выражены наиболее четко.

Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, то есть, с постановки учебной задачи. Посредством сравнительного анализа приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке меняет отношения в натюрморте в целом.

Немаловажно правильно, соответственно замыслу, выбрать определенную точку зрения (ракурс). Затем, с учетом замысла композиции и группировки следует компоновка предметов в пространстве предметной плоскости.

Составление натюрморта самими обучающимися является важным моментом, так как такого рода упражнения позволят выполнить пластические задачи и наиболее выигрышные группировки предметов. Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону, а помещать его следует ближе к середине постановки, для придания же постановке динамичности следует сдвинуть влево или вправо.

В виде акцента при решении пространства натюрморта на передний план можно положить небольшой предмет, который отличается по фактуре и материальности от других предметов. Для завершения композиции и связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, таким образом подчеркивая разницу между твердыми предметами и мягкой фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Для лучшего пространственного решения драпировку часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину к композиционному центру. В композиции постановки натюрморта также важную роль играет освещение – естественное либо искусственное. Свет может быть направленным, боковым или рассеянным. При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, а для выделения первого плана можно закрыть часть света, который попадает на задний план. Если предметы поставлены на подоконник, тогда получится силуэтное решение темного на светлом, т.е. на контражур. При рассеянном же свете тональная разница у предметов заметнее.

Таким образом, освещение влияет как на колорит, так и на композиционный строй натюрморта, потому что пятна, образуемые падающими тенями от предметов, являются полноценными композиционными единицами.

При постановке учебных натюрмортов подбирают предметы, различающиеся по тональности, не соединяют в одной постановке только светлые или темные предметы, а также учитывают формы падающих теней.

Рекомендации для составления натюрморта:

– состоит из трех предметов, одного большого – центра композиции и двух-трёх меньшего размера и драпировок;

– маленькие предметы могут быть активными по тону, по ним ведут сравнение тональных характеристик;

– предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;

– размещение постановки при прямом дневном освещении, поскольку большие тональные отношения легко читаются.

Соблюдение этих правил позволит нацелить обучающихся в процессе практической работы над учебным натюрмортом на правильное видение тональных различий, которое способствует верной передаче материальности и фактуры вещей [36].

При работе над натюрмортом также важно учесть свойства используемых красок. Каждая краска (масло, темпера, гуашь, акварель и т.д.) обладает своими физическими свойствами и, следовательно, выразительными возможностями.

Совокупность приемов принято называть техникой. Каждая из красок обладает определенными специфическими свойствами и, с одной стороны, предопределяет выбор мотива, с другой — характер его пластической интерпретации. В натуре какой-либо объект изображения может выглядеть по-разному, представляться художнику, например, или легким, прозрачным, «акварельным», или же, наоборот, казаться написанным масляными красками.

Вопрос о технике связан с вопросом о воплощении идеи художественного произведения. Сюжетно-идейная задача определяет в существенной мере и технику, которая помогает наиболее выразительно и полно раскрыть образное содержание произведения.

Основа мастерства живописца состоит в умении составлять и смешивать краски таким образом, чтобы получать в картине необходимый цветовой тон, создавая тем самым у зрителя определенное цветовое впечатление.

В практике живописи это достигается путем:

1) механического смешивания красок;

2) наложения одного красочного слоя поверх другого;

3) сочетания небольших поверхностей различного цвета

(«раздельный мазок», «пуантилизм»).

Второй и третий способы объединяют общим названием — «оптическое смешение».

Долгое время самым простым видом смешения являлось изменение цвета краски способом прибавления белой или черной. Живописцы раннего Возрождения производили изменение цвета красок в основном путем смешивания нескольких основных красок с черной и белой, что сказалось как на технике смешения красок, так и на цветовом строе произведений, где незначительное количество цветов видоизменялось лишь в сторону высветления или утемнения, что придавало объемность изображаемым вещам, но лишало их живописности и мягкости.

Черные и белые краски уравновешивают друг друга, нейтрализуют контрасты между цветами по светлоте и насыщенности. Примеси черной и белой красок иногда ведут к большим изменениям цветового тона, что особенно заметно в лессировочных красках, поскольку добавление в краски белил увеличивает скопление частиц, изменяя характер и степень их отражательной способности. Белила, введенные в слой какой-либо краски, снижают глубину цвета, необходимую для передачи цвета теней, выражения пространственных качеств цвета. В классическом трехслойном методе живописи для подмалевка светлых мест картины порой использовалась прописка чистыми белилами, а тени оставались прозрачно и легко подмалеванными и затем прорабатывались лессировочными красками. Важным моментом является то, что повышение кроющей способности краски путем ее смеси с белилами ведет к уменьшению насыщенности цвета.

При смешении красок различных цветов действуют более сложные и многообразные законы. Цвет получаемой смеси зависит от структуры смешиваемых красок, прозрачности, характера поверхности, на которую наносятся краски, и иных многочисленных факторов. Художники зачастую постигают это в процессе приобретения личного опыта, а также благодаря интуиции. Когда смешиваемые краски имеют одинаковый оттенок, в этом случае получается чистый цвет. Теоретически для получения любого цвета достаточно трех цветов хроматического ряда, то есть красного, желтого и синего и двух ахроматических — черного и белого. На практике же применение лишь пяти красок обедняет палитру художника, поскольку смеси красок не позволяют получить тона нужной насыщенности. Например, получение зеленого путем смешения синего и желтого предполагает их одинаковую структуру, но поскольку этого в пигментах почти не бывает, то цвет получаемой смеси часто бывает далек от желаемого. Производные цветовые тона современный художник получает в виде готовых красок [9, с. 145-147].

Другим способом смешения красок служит наложение одного слоя краски поверх другого, так называемое смешение путем наложения, где световой поток, проходя сквозь верхний красочный слой, достигает нижележащего, отражается от него и обратно проходит через верхний слой краски. Так, наложение возможно лишь при условии прозрачности верхнего слоя. В живописной практике этот способ лежит в основе лессировок и позволяет достигать разнообразных колористических эффектов.

Можно различить четыре способа получения цвета при различных способах наложения красочного слоя.

1. Нанесение красочного слоя на белый грунт или на белую основу. Изменение толщины слоя краски тем самым позволяет получать различные изменения по светлоте, цветовому тону и насыщенности благодаря тому, что при достаточно тонком слое любая краска, в том числе и кроющая, становится прозрачной. Если мы возьмем какую-либо лессировочную краску, например краплак, и нанесем ее на белый грунт очень тонким слоем, то в результате получим очень слабо насыщенный тон, так как значительную роль при этом будет играть белый свет, который отражает грунт. Количество отраженного белого света при более толстом красочном слое значительно уменьшится, цвет будет более насыщенным; однако если более увеличивать толщину красочного слоя, то белый грунт совсем перестанет просвечивать, и белый свет, отраженный от него, не будет смешиваться с цветом пигмента. Тогда и красочный слой снова несколько потеряет свою насыщенность, становясь темно-красным. Фламандцы достигали большой глубины и насыщенности цвета, более разнообразных цветовых эффектов за счет просвечивания нижележащих слоев краски на белом грунте.

Если мы возьмем основу серого цвета, то при тонком красочном слое цвет также будет малонасыщенным, но не светлым. При увеличении толщины красочного слоя насыщенность будет повышаться, но не изменится или почти не изменится светлота. Это происходит потому, что серый грунт будет поглощать, а не отражать значительную часть дошедших до него световых лучей.

2. Нанесение прозрачного слоя краски на цветную основу. В этом случае белый свет, падающий на поверхность красочного слоя, проходя сквозь его толщу, поглощается частицами пигмента, но, дойдя до грунта, поглощается избирательно в зависимости от цвета грунта, потому уже не отражается в полном составе и обратный путь проделывает уже в новом качестве. Таким образом, в результате цветовое восприятие будет определяться смешением цвета пигмента и цвета грунта. При этом если красочный слой толще, тогда превалировать будет цвет пигмента, а если тоньше — цвет основы. В сущности, то же самое мы будем иметь и при наложении красочных слоев один на другой, в таком случае нижний слой можно считать за основу. И если эта основа будет прозрачной и лежать на белом грунте, то восприятие цвета от поверхности будет более интенсивным, и менее — если слои лежат на темной основе. Так, цветные грунты старых итальянских мастеров вели к понижению насыщенности цвета и явились причиной того, что со временем, когда слой масляных красок стал прозрачным, просвечивающие болюсные грунты привели к значительному изменению цветового строя живописных произведений, придав им темно-коричневый, «музейный колорит». Для живописи, в которой большую роль играют лессировки, цветные грунты будут играть положительную роль для одних красок и отрицательную — для других. Белые грунты одинаковы для всех красок при условии, что на них работа ведется без соответствующей подготовки, но если сделан полихромный подмалевок, тогда все краски выигрывают в насыщенности. Так, нидерландские мастера по белому грунту делали полихромную подготовку локальными тонами, так называемыми «мертвыми красками».

3. Лаковое покрытие. На практике покрытие лаком не влияет или не должно влиять на цветовой тон, но заметно изменяет насыщенность. Обычно поверхность красочного слоя отражает свет, падающий на нее, диффузно, как бы тщательно она ни была зафлейцована кистью. Это значит, что к впечатлению цвета примешивается большое количество белого, который ослабляет насыщенность. При покрытии лаком картина приобретает гладкую поверхность, отражающую цвет в одном направлении. С этого направления картина не будет видна, она будет блестеть, зато со всех других точек зрения цвета картины будут выглядеть наиболее насыщенными. Лаковое покрытие неодинаково эффективно для лессировочных и кроющих красок. У кроющих красок покрытие лаком в меньшей мере увеличивает насыщенность, так как беловатый свет выходит на поверхность от верхних зернышек пигмента. Прозрачность красочного слоя создает такое специфически выразительное качество цвета, как «глубина», когда воспринимаемый нами цвет поверхности кажется идущим словно изнутри и служит не только выражению глубины пространства, но и сам по себе выступает важным эстетическим качеством.

4. Затирка — нанесение любой краски, лессировочной или кроющей, очень тонким слоем путем растирания ее по высохшему красочному слою. При этом получаются очень интересные эффекты. Все краски изменяют не только свою светлоту и насыщенность, но и значительно цветовой тон. Так, например, оранжевая становится желтой, желтая — зеленой; белила, растертые по черной поверхности, вызывают ощущение голубизны. В живописи, построенной на валерах, затирка широко применялась художниками, так как давала возможность добиваться тонких живописно-колористических эффектов в передаче состояний дыма или тумана, в изображении различных прозрачных сред и материалов. Затирка, так же как и лессировка, усиливает эффект контраста. Черное пятно, положенное на цветную поверхность, будет иметь очень слабый цветной оттенок, но стоит его покрыть тонкой прозрачной бумагой, как оттенок цвета в черном становится заметнее. Такой же эффект происходит и при лессировках и лаковых покрытиях [9, с. 150].

Произведения, в которых краски использованы таким образом, что образуют аддитивное оптическое смешение, можно найти в живописи любой эпохи, само явление оптического смешения присуще каждому живописному произведению в той или иной степени. Живописные достоинства произведений Делакруа, Констебля, Тернера во многом могут быть объяснены использованием различного цвета мазков, которые создавали своеобразную вибрацию цвета. При этом ни Тернер, ни Делакруа не применяли чистых красок. У Тернера, например, под мелкими мазками разного цвета, как правило, всегда лежит серый. Однако сознательно в полной мере, опираясь на происшедшие к тому времени научные открытия законов оптического смешения, использовать оптическое смешение в виде так называемого раздельного мазка начали лишь импрессионисты.

Неоимпрессионисты же отказались от смешения красок на палитре и использовали только чистые цвета, определив свой метод работы как пуантилизм, поставив тем самым на место живого восприятия и чувства цвета голую цветоведческую схему.

В искусствоведческой и учебной литературе по искусству оптическое смешение цветов часто объясняется очень упрощенно и в результате не совсем правильно. Например, часто утверждается, что синий и желтый мазки с определенного расстояния дают в восприятии зеленый цвет, красный и желтый — желто-оранжевый. Также утверждается, что такое оптическое смешение дает цвета повышенной яркости. Все эти утверждения будут правильны с некоторыми уточнениями и поправками.

Основные закономерности оптического смешения цветов в науке о цвете сформулированы в виде трех основных законов. Первый закон связан с использованием в живописи взаимодополнительных цветов, причем принято считать, что взаимодополнительные цвета сообщают краскам чистоту и яркость. Также взаимодополнительные цвета нейтрализуют и уравновешивают друг друга. Если взаимодополнительные цвета при смешении их на вертушке дают ахроматический цвет, то же самое происходит и при их пространственном смешении, но в менее заметной степени. По мере того как берутся сочетания все меньших по размеру участков цвета, эффект цветности все более понижается. Впечатление, близкое к ахроматическому дает сочетание мелких пятен дополнительных цветов.

Рассмотренные три случая смешения красок зависят также от материала. Акварель, гуашь, темпера, масло при смешении одинаковых по цветовому тону, насыщенности и светлоте красок будут иметь разные результаты, потому что различные связующие, концентрация пигментов обусловливают для каждой краски свойственную ей оптику красочного слоя.

В зависимости от качеств краски в различных техниках используются преимущественно те или иные виды смешения, по-разному используется основа. Для художника чрезвычайно важно таким образом построить красочный слой, чтобы наиболее полно выявить все его оптические свойства. Для этого необходимо знание законов смешения красок и их химических свойств, а также законов оптического смешения красочного слоя.

На оптику красочного слоя влияют фактура и цвет грунта. Говоря о фактуре в живописи, обычно имеют в виду микрорельеф красочного слоя, то есть его внешнюю поверхность. Однако поверхность красочного слоя не является каким-то самостоятельным качеством, она обусловливается всем построением красочного слоя на всю его глубину. Возможно, правильнее считать, что фактура картины — это не только внешний ее рельеф, а в целом структура красочного слоя. Правомерность такого понимания может быть подтверждена и тем, что оптика красочного слоя зависит одновременно и от характера поверхности и от его структуры [9, с. 151].

В живописи фактура красочного слоя имеет определенное эстетическое содержание, которое привлекает само по себе, служит средством образной выразительности и, так же как и другие компоненты художественной формы, зависит от творческого замысла. Фактуру непосредственно определяет материал и техника работы художника. Все краски имеют характерные фактуры, а также содержат в себе определенные ограничения, за рамки которых художники стараются не выходить, чтобы не утратить чувства особенности материала. Задача художника состоит не в безграничном расширении возможностей той или иной техники, а в более глубоком познании ее специфики. В пределах одной и той же техники можно различать разнообразные фактуропостроения.

По фактуре определяется почерк художника; фактура всегда эстетически содержательна и не является привходящим моментом. Фактура - результат видения, воплощенного в красках. Значение фактуры состоит также и в том, что она утверждает живопись как плоскостное изображение [9, с. 153].

Говоря о теоретических основах выполнения натюрморта, невозможно не упомянуть о таком понятии как линейная перспектива. Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. В переводе с латинского перспектива означает ясно вижу. Однако при работе с натуры художники не делают точных расчетов, а больше полагаются на свой глазомер, то есть используют наблюдательную перспективу. В художественном опыте переживание пространства играет важную роль. Знание законов перспективы помогает создавать реалистические изображения, однако в творчестве важно, чтобы теория не заслоняла чувства, переживания и образы. Перед художниками всегда стояла очень трудная задача – изобразить на двухмерной плоскости рисунка или картины трехмерное пространство.

Таким образом, можно заключить, что при выполнении натюрморта необходимо отталкиваться от целей и задач работы; при постановке натюрморта учитывать композицию, на которую влияет освещение, и суть которой заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания, а также учитывать свойства красок, технику исполнения и законы изобразительной грамоты.

1.3. Методическая последовательность выполнения тематического натюрморта

При выполнении натюрморта нужно придерживаться определенной последовательности ведения работы.

Методическая последовательность выполнения практической работы:

1) Определение замысла. Постановка учебных и творческих задач. Художественный образ не возникает мгновенно. Художественные образы формируются постепенно. Новый образ включает в себя то, что наблюдалось в прошлом опыте.

Выбору мотива для тематического натюрморта дипломной работы предшествовал просмотр многочисленных работ художников и последующий отбор наиболее и интересных сюжетов и техник [прил.1, илл.1-8]. Замыслом практической части дипломной работы является выполнение декоративно-графического натюрморта, которому свойственно несколько плоскостное изображение, открытые цвета;

2) Выполнение поисковых и подготовительных этюдов. Поиск композиции. Выбор формата. Практическая работа над учебным натюрмортом начинается с выбора точки наблюдения и выполнения предварительных эскизов (форэскизов) на небольших по размеру форматах листа различной формы – квадратном, горизонтальном и вертикальном. В них заключен поиск композиции, основных цветовых и тональных отношений. Необходимо также учесть, что в композиционном решении рисунка натюрморта важное место занимает анализ формы предметов, учитывается и величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость), также имеет большое значение в композиции натюрморта.

Таким образом, в ходе подготовки к выполнению итоговой работы предварительно был выполнен ряд поисковых и подготовительных композиционных, тональных и колористических эскизов и этюдов [прил.1, рис.9-14]. На этюдах была отработана техника лессировки мастихином, в дальнейшем использованная в дипломной работе [прил.1, рис.11-14].

3) Выполнение построения. Выявление основных пропорциональных отношений и конструкций предметов.

Наметить взаимное расположение отдельных предметов. При этом нужно строго следить за пропорциональными величинами предметов по отношению друг к другу, а так же за характером формы (узкая, широкая, круглая). Следует определить линию горизонта, а затем приступить к построению предметов с учетом дополнительного уточнения размеров, характера форм и взаимного расположения по отношению друг к другу. Построение формы предметов должно выполняться в линейно-конструктивном изображении, которое начинают с их основания. Это дает возможность правильно определять расстояние между предметами, чтобы они не врезались своими основаниями друг в друга. Следующим этапом необходимо наметить осевые линии и поверхности каждого предмета, как видимые, так и невидимые. У тел вращения простраиваются овалы, с учетом расположения линии горизонта, а прямоугольные предметы нужно строить с учетом закона перспективы [прил.1, рис.15];

4) Выполнение подмалевка. Начиная первую прокладку локальных цветов предметов и драпировки, необходимо обобщенно прописать всю поверхность листа [прил.1, рис.16];

5) Постепенная проработка деталей изображения. Соблюдение тональных изменений цвета на свету и в тени [прил.1, рис.17];

6) Завершающий этап. Проработка и уточнение деталей. Обобщение всех частей натюрморта в работе. В стадии обобщения в декоративно-графическом натюрморте нужно не смягчить резкие границы деталей, как в реалистическом натюрморте, а оставить их или сделать более четкими. Также нужно приглушить или усилить светлоту и цветность предметов, утемнить резкие по тону места [прил.1, рис.18].

Итоговая постановка представлена в приложении [прил.1, рис.19].

При работе над дипломной работой были использованы такие материалы как акрил и гуашь. Выбор акриловой краски обусловлен тем, что данный материал обладает множеством изобразительных возможностей.

Изобразительные возможности акриловой краски заключаются в пластичности, способствующей решению необходимых учебных задач, а также созданию задуманного образа. Акрил позволяет наносить различную фактуру – от плоского мазка до пастозного рельефа, что помогает передать материальность предметов, глубину пространства. Быстрое высыхание акрила позволяет выполнять различные эффекты лессировки сухой кистью, мастихином. Так же немаловажной характеристикой данного материала является великолепное разнообразие цветовых возможностей.

Гуашевые краски послужили в качестве затирки как лессировочными, так и кроющими красками. В отличие от акриловой краски в данном случае гуашь позволила создать некоторую прозрачность и тонкость нанесенных слоев.

Подводя итог к первой главе можно отметить, что при выполнении практической части дипломной работы, в процессе которой были решены учебные и творческие задачи, под руководством Члена Союза Художников, Серовой Любови Анатольевны, в художественной мастерской, был получен незаменимый опыт, необходимый для прохождения педагогической практики, а также для разработки методики обучения рисованию тематического натюрморта. Методика обучения тематическому натюрморту в школе представлена в следующей главе теоретической части дипломной работы.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАТЮРМОРТУ В ШКОЛЕ

2.1. Особенности методики преподавания у детей в разных возрастных группах

Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, которые были усвоены ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет [20, с. 152].

Перед учителем рисования общеобразовательной школы в связи с передачей уроков изобразительного искусства в начальных классах специалистам сегодня встают новые задачи:

– соблюдение преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

– последовательное усложнение учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой детских садов и программой по изобразительному искусству в начальных классах общеобразовательной школы;

– достижение единства методов всестороннего развития личности ребенка.

Н.Н. Ростовцев в учебнике «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» утверждает, что некоторые учителя игнорируют опыт работы детей дошкольного возраста, в результате нарушается принцип систематичности и последовательности не только в навыках рисования, но и во всем духовном развитии ребенка. Они зачастую начинают свои занятия с таких слов: «Вы ничего не знаете и ничего не умеете. Только я смогу вас чему-то научить». Такое начало всегда оказывает сильное впечатление на учащихся и, как правило, импонирует им. С этических и педагогических позиций так начинать работу недопустимо.

Учащиеся первого класса действительно мало знают и умеют, но считать, что они абсолютно ничего не знают и ничего не умеют – грубая ошибка. Согласно «Программе воспитания в детском саду» дети младшей группы (2–4 года) учатся правильно держать карандаш и кисть и пользоваться ими, изображать формы округлых и прямоугольных предметов (мяч, флажок). В старшей группе (5–7 лет) дошкольники составляют несложные декоративные композиции, учатся передавать в рисунке свои впечатления от реальной действительности (темы «Лес зимой», «Моя мама», «Наша собака», «Папа за работой» и т. п.).

В период обучения в институте студент художественно-графического факультета, готовя себя к педагогической деятельности, должен не только ознакомиться с характером деятельности ребенка в дошкольном возрасте, но и понять, в чем заключается преемственность в обучении.

Рекомендации студенту при подготовке к педагогической деятельности:

При организации учебно-воспитательной работы во втором и третьем классах следует следить за соблюдением принципа систематичности и последовательности в усложнении учебных задач. Очень часто мы не делаем особых различий в методике преподавания изобразительного искусства в первом и во втором классах. Во втором классе методика преподавания та же, что и в третьем. Обычно все это объединяется одним понятием – методика преподавания в начальных классах. Между тем для каждого класса характерны свои специфические особенности, что следует учитывать педагогу.

Для соблюдения принципа систематичности и последовательности большую помощь учителю оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые планы, позволяющие наглядно проследить за системой последовательного усложнения учебных задач.

Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила – не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Ученик должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного рисунка, поскольку каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.

Иногда из-за бедности натюрмортного фонда учитель пользуется одними и теми же предметами для различных постановок, ставит их и в разных классах, и в одном и том же по нескольку раз. Дети это замечают и теряют интерес к заданиям. Натурные постановки не должны быть случайными. Ученикам нужно дать почувствовать, что трудность учебной задачи от постановки к постановке возрастает. На каждом уроке учитель должен ставить перед классом новые задачи.

Серьезный момент в педагогической работе – связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических уроков, а систематические занятия, входящие в состав всего курса обучения.

В практике школьной работы отдельные виды занятий часто проводятся изолированно друг от друга и имеют как бы самостоятельные программы: по декоративному рисованию, по беседам об искусстве, по тематическому рисованию. Связь между ними не всегда соблюдается. Между тем декоративное и тематическое рисование должно быть связано с рисованием с натуры, беседы об искусстве – со всеми остальными видами занятий. Один вид занятий должен дополнять другой. Все виды занятий должны помогать учащимся получать полное и широкое представление об искусстве.

В художественных учебных заведениях, где готовятся художники-прикладники, студенты учатся, рисуя с натуры, сразу вводить элементы стилизации. В то же время надо следить, чтобы сведения по отдельным видам изобразительного искусства излагались в определенной системе и последовательности. Для этого весь учебный процесс следует разбить на отдельные звенья-уроки, где четко предусмотреть объем знаний и навыков, который учащиеся должны усвоить.

Особое внимание должно быть уделено принципу систематичности и последовательности при обучении основам живописи и композиции. В практике принцип систематичности и последовательности по этим дисциплинам соблюдается формально: по живописи – в порядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, по композиции – в порядке усложнения тематики. Какова последовательность изложения научно-теоретического материала, какой объем знаний и навыков должен быть предусмотрен в каждом классе, – за этим мало следят. Мало кто задумывается над систематичностью и последовательностью усложнения научно-теоретического материала [20, с. 153-155].

В области теории композиции можно составить следующую последовательность изложения материала:

Первый класс. Элементарное понятие о композиции – рациональное размещение изображения на плоскости в пределах заданного формата.

Ритм в композиции (повторяемость элементов изображения) – на примерах декоративного искусства (узоры, орнаменты).

Второй класс. Симметрия в композиции. Закон равновесия – симметричное расположение объектов изображения в заданном формате, с учетом рисунка и тона.

Третий класс. Симметрия и асимметрия в композиции. Композиционный центр. Эскиз композиции и его развитие при решении композиционного замысла.

Четвертый класс. Статика и динамика в композиции. Главное и второстепенное в композиции. Правила подчинения второстепенного главному.

Пятый класс. Идейное содержание композиции. Сюжет и тема, раскрытие этих понятий. Перспектива в композиции – высокий и низкий горизонт и их влияние на выразительность композиции.

Шестой класс. Раскрытие понятий «форма» и «содержание». Единство формы и содержания. Композиционное единство графических, тоновых и цветовых отношений.

Выше приведено условное разграничение последовательности усложнения учебного материала. Для каждого класса объем и содержание того или иного материала определяются преподавателем в зависимости от состава учащихся, их подготовленности.

Однако необходимо помнить о принципе доступности и посильности обучения при разработке системы последовательности усложнения учебных задач и при определении объема учебного материала для каждого класса. Принцип доступности и посильности имеет особое значение в средней общеобразовательной школе [20, с. 159].

Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления глубины и степени сложности преподавания учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей. Для того, чтобы привести в соответствие сложность учебного материала с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

Младшие школьники (7–10 лет) уже способны анализировать объекты реальной действительности в процессе восприятия. Этот анализ выступает в двух формах: при первой он осуществляется на уровне первой сигнальной системы и проявляется в том, что дети практически реагируют на разные воздействия; в другом случае ведущую роль играет вторая сигнальная система, которая взаимодействует с первой. При подобной форме анализа ребенок не только практически по-разному реагирует на различные раздражители, но и осознает их особенности. Для учащихся первых-вторых классов характерна первая форма анализа, а вторая – для детей третьих-четвертых классов. Дети первого-третьего классов вполне могут нарисовать с натуры один предмет, например, лист дерева, пилу, молоток.

При развитии творческих способностей детей на уроках тематического рисования надо иметь в виду, что ученики первого-второго классов еще не способны самостоятельно решать композиционные задачи. Тематические картины учащихся представляют собой лишь рассказ, иллюстрацию того, что ребенок хочет рассказать зрителю. В этом случае учащийся не следит за композиционной связью между предметами, он вводит зрителей в картину постольку, поскольку этого требует само содержание.

Компоновать дети способны уже третьем-четвертом классах. Они пытаются находить связь между предметами. Однако образы композиции у школьников остаются примитивными, и не возникает потребности их обогащать.

В пятом-шестом классах учащиеся уже ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стремятся художественные образы в своих работах делать богаче.

Все это объясняется закономерностью развития восприятий и представлений учащихся. Психологи утверждают, что восприятие не есть просто механическое отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами. Восприятие всегда связано с прошлым опытом, в частности с опытом зрительных восприятий. У детей первого-второго классов, естественно, меньше этого опыта, чем у шестиклассников. Обогащая опыт зрительных восприятий ребенка, мы тем самым обогащаем и его представления. Отсюда психологи делают вывод, что в процессе обучения мы можем не только развить и сделать богаче и насыщеннее представления детей, но и способствовать развитию их воображения.

Искусство преподавания требует творческого подхода в использовании теоретических знаний в практике обучения. Если методику свести к узким и незначительным задачам, выработать из них шаблон, то преподавание станет далеким от искусства и от творчества, не научит учащихся любить предмет рисования и, следовательно, не даст им глубоких знаний и не сформирует у них прочные навыки. Когда педагог творчески подходит к своему делу, умеет в связи с внезапно возникшей ситуацией вовремя перестроить учебный процесс, когда в процессе обучения участвует интуиция педагога, его находчивость, тогда преподавание становится искусством. Это диктует требование к конспекту урока: в нем нужно излагать содержание учебного материала, а не форму изложения [20, с. 296].

2.2. Методическая разработка урока

Методическая разработка урока предназначена для учащихся первого класса художественной школы. Программа ФГТ.

Данная разработка урока направлена на повышение качества преподавания тематического натюрморта благодаря применению дополнительных учебных и методических заданий, в том числе информационных.

Г.К. Селевко в книге «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств» приводит множество аспектов, доказывающих данное утверждение: появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, увеличивающими возможности педагогического процесса. Неотъемлемым компонентом образовательного процесса становятся новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, при помощи средств ИКТ. В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, развитие нагляднообразного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей и т.д. [22, с. 70].

Ребенок обретает повышенную мотивацию для решения конкретной проблемы, работая с программами, которые позволяют создавать результат в сопровождении графической и звуковой информации.

В изучении изобразительного искусства эффективно использование энциклопедий шедевров мирового искусства, компьютерного рисования в программных средах Corel Draw, Pain-brash. Интерес к работе создаётся разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет) [22, с. 101].

Исследование было проведено с опорой на учебник Н.М. Сокольниковой «Основы живописи для учащихся 5-8 классов», на учебник Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» а также на книгу Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств» и другие источники. Использование информационных технологий при изучении дисциплины Изобразительное искусство, в частности при выполнении натюрморта, является эффективным, что выражается в более глубоком усвоении материала, в повышенном интересе к работе, в актуальности и современности использования информационных технологий.

В процессе прохождения педагогической практики мною был разработан план-конспект урока, нацеленный на доказательство поставленной гипотезы, согласно которой применение интерактивных и информационных технологий способствует более эффективному усвоению учебного материала и развитию изобразительных навыков и эстетического чувства.

План-конспект урока

Учебный предмет: Живопись.

II полугодие.

Класс: 1.

Тема занятия: Натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме. «Осенний натюрморт».

Цель: Закрепление понятия «локальный цвет», изучение богатства и разнообразия оттенков желтого и коричневого цвета (разных по тону, теплохолодности и насыщенности).

Задачи:

Развивающие:

  1. Развивать умение вести работу с форэскизом;

  2. Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память;

  3. Развивать умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

  4. Развивать умение изображать объекты предметного мира, пространство.

Обучающие:

  1. Познакомить со свойствами акварельных красок, их возможностями и эстетическими качествами;

  2. Познакомить с техникой живописи акварельными красками по сухому листу;

Познакомить с художественными и эстетическими свойствами цвета (холодные и теплые, контрастные цвета), основными закономерностями создания цветовой гармонии;

  1. Формировать навыки последовательного ведения живописной работы.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к выполнению натюрморта;

  2. Воспитывать эстетический вкус.

Практическое задание: выполнить натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме, находя множество различных оттенков.

Упражнение: закомпоновать постановку в форэскизе.

Оборудование и материалы: лист бумаги А2, карандаш, акварель, кисти, палитра.

Зрительный ряд: презентация(репродукции работ художников, фотографии работ учеников ДШИ, композиционные и тоновые схемы), педагогический рисунок, колористическая шкала желтого, зеленого и коричневого цветов, разных по тону, теплохолодности и насыщенности, цветовой круг.

Дополнительные средства: кроссворд, Задание на тему: «Светотеневая моделировка», раздаточный материал «Этапы выполнения натюрморта».

План урока: выполнение работы рассчитано на 3 занятия (9 часов).

1 занятие: Построение натюрморта.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Объяснение нового материала. Презентация иллюстраций (10 мин.)

  3. Демонстрация педагогического рисунка (схема компоновки натюрморта) (3 мин.)

  4. Выполнение упражнения (20 мин.)

  5. Практическая работа. (90 мин.)

  6. Подведение итогов. (10 мин.)

2 занятие: Выполнение натюрморта в цвете.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Актуализация полученных знаний. Презентация иллюстраций (5 мин.)

  3. Демонстрация педагогического рисунка (техника работы в акварели по сухому листу) (5 мин.)

  4. Выполнение упражнения (15 мин.)

  5. Практическая работа. (100 мин.)

  6. Подведение итогов. (10 мин.)

3 занятие: Завершение работы над натюрмортом.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Актуализация полученных знаний. (5 мин.)

  3. Практическая работа. (115 мин.)

  4. Подведение итогов. (15 мин.)

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Напишите, пожалуйста, в верхнем углу листа свои имена. Готовы ли у вас материалы к уроку? (учитель раздает бумагу для выполнения упражнения – составления форэскизов).

Сегодня на занятии мы выполним построение натюрморта, а на следующем занятии вы начнете работать в цвете.

Плоские геометрические тела можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы бываютпростыми и сложными.

Простые геометрические фигуры имеют сходство с очертаниями различных предметов, например, яблоко круглое, а стол, дом, книжка прямоугольные. А очертание груши состоит из двух форм, то есть имеет сложную конструктивную форму. Форму кувшина также можно составить из отдельных геометрических фигур.

Для того чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внутреннюю структуру каждого предмета — его конструкцию.

Учитель обучает последовательному ведению работы над натюрмортом: уметь закомпоновать, грамотно нарисовать предметы постановки и завершить работу, обращая особое внимание на решение поставленной художественной задачи.

Учитель дает понятие о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах, объясняет, что такое тон в живописи, локальный цвет.

Учитель подчеркивает необходимость композиционного решения листа, а также призывает стараться видеть большими цветовыми отношениями, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещения.

Учитель описывает технические возможности акварельных красок, рассказывает, что в окружающей среде один и тот же предмет под влиянием этой среды, не меняя своего локального цвета, приобретает различные оттенки. Писать красками — это значит видеть всю сложность цветовых взаимоотношений, это значит учиться видеть и передавать соотношения цвета: теплого и холодного, темного и светлого и учиться брать эти цветовые соотношения в гармонии. В работе необходимо найти разницу между коричневыми, желтыми предметами. Для создания объема в предметах необходимо учесть, что при искусственном освещении свет на предметы падает теплый, а тени холодные; при дневном освещении наоборот, свет холодный, теплые тени. Таким образом, сочетание теплого и холодного на свету или в тени, а также при переходе из одной формы в другую, помогает передать объем изображаемого предмета. Для наилучшего понимания разницы теплых и холодных оттенков цвета учащимся предлагается такое наглядное пособие как шкала теплохолодности [прил.2, рис.26]. Также цвет может менять светлоту, насыщенность. Шкала изменения насыщенности представлена в приложении [прил.2, рис.27].

Также учитель призывает пользоваться методом сравнения. Беседы сопровождаются показом репродукций, работ учеников ДШИ, педагогическим рисунком, выполнением кроссворда, а также применением информационных технологий [прил.2, 20-23].

Педагогический рисунок.

Учитель: Ребята, для начала, в качестве упражнения, вам необходимо выполнить форэскиз к работе. Обратите внимание на нашу постановку [прил.2, 24.]. Сначала определяем формат работы – вертикальный или горизонтальный. Затем обозначаем линию стола и границы групп предметов по высоте и по ширине, таким образом, мы задаем границы предметов, чтобы впоследствии грамотно закомпоновать натюрморт. Теперь, путем визирования, наблюдения необходимо сопоставить величины одних предметов по отношению к другим, а также их расположение в пространстве. Детали прорисовывать не нужно, ведь роль форэскиза заключается в помощи при компоновке предметов и выборе удачного композиционного решения (учитель демонстрирует ученикам последовательность выполнения поискового эскиза). Так же я приготовила пример выполнения работы в цвете в соответствии с тоновым разбором натюрморта [прил.2, рис.25].

Выполнение упражнения.

Ученики составляют форэскизы к работе.

Практическая работа.

А теперь, когда форэскизы одобрены, можете переносить их на большой формат, внимательно сопоставляя пропорции предметов и пространства между ними. Сначала наметьте общими очертаниями каждый предмет, а затем приступайте к построению.

Учитель: Через несколько минут будем подводить итоги по выполненной работе.

Подведение итогов:

Учитель призывает учащихся к рефлексии, индивидуально отмечает положительные моменты и ошибки в работах, уточняет, на что следует обратить особое внимание, наиболее удачные работы показывается остальным учащимся как некий образец, а также просит принести на следующее занятие акварельные краски, кисти, палитру.

В результате проведения серии уроков по тематическому натюрморту были выявлены особенности, подтверждающие поставленную гипотезу. Учащиеся, присутствовавшие на первом занятии при объяснении нового материала с применением дополнительных методических средств, таких как кроссворд, задание на тему: «Светотеневая моделировка», презентация, выполнили учебное задание более успешно учеников, отсутствовавших на первом занятии [прил.2, рис.28-31]. Для анализа успешности работ был выявлен ряд критериев.

Критерии успешности выполнения практической работы:

  1. Выразительная композиция.

  2. Тоновой разбор.

  3. Нахождение множества оттенков.

  4. Выполнение работы живописными пятнами.

  5. Нахождение разницы между коричневыми, желтыми предметами.

  6. Передача объема и пространства.

Исходя из представленных критериев, практическая работа была выполнена учащимися с разной степенью успешности в зависимости от усвоения обозначенных правил и законов, изученных в ходе проведения беседы по теме урока.

Заключение

В процессе выполнения практической части дипломной работы на тему «Натюрморт с керамическим слоном» были решены учебные и творческие задачи, был получен незаменимый опыт, необходимый для прохождения педагогической практики, а также для разработки методики обучения рисованию тематического натюрморта. Педагогическая практика невозможна без собственного личностного роста, а также без практической работы в материале, поскольку любая теория должна быть подкреплена практикой.

В ходе прохождения педагогической практики мною была доказана поставленная гипотеза о том, что качество преподавания тематических натюрмортов улучшится, если будут разработаны и использованы дополнительные учебные задания.

В процессе изучения и анализа научной и методической литературы по проблеме исследования было проведено целенаправленное наблюдение за практической деятельностью детей в процессе выполнения практической работы. В результате наблюдения было выявлено, что качество преподавания тематического натюрморта улучшилось при использовании дополнительных учебных заданий. Полученный результат удалось зафиксировать благодаря установленным критериям успешности выполнения задания. Учитывая возрастные особенности учащихся, было установлено, что присутствовавшие на первом занятии учащиеся справились, в некоторой мере, более успешно с поставленными задачами, чем учащиеся, которым новая тема была рассказана в традиционной форме.

Таким образом, можно отметить, что в опыт, полученный при выполнении практической работы, помогает в работе со школьниками. В педагогической практике при разработке уроков уместно использовать различные интерактивные и информационные технологии в образовании. Дальнейшие возможности исследования данной проблемы достаточно широки и носят пропедевтический характер. Предложенные технологии просты в использовании, в связи с чем достаточно доступны для внедрения в учебно-воспитательный процесс как художественных, так и общеобразовательных школ.

Список литературы

  1. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.: «Искусство», 1970. — 168 с.

  2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. — 192с.

  3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. — СПб.: Питер, 2007. — 191с.

  4. Виноградова Г. Г. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов. М.: «Просвещение», 1990. — 173с.

  5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Книга. — М.: «Искусство», 1985. — 480с.

  6. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — 2-е изд. — М.: «Искусство», 2004. — 175с.

  7. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. — 312с.

  8. Евтых С. Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы. Учебное пособие. Оренбург, 2003. — 115с.

  9. Зайцев Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. — М.: «Искусство», 1986. — 147с.

  10. Иттен И. Искусство цвета. Книга. — Издатель Д. Аронов, 2007. — 96с.

  11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. — М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2006. — 255с.

  12. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков: научное издание. — 2-е изд., стер. — М.: Когито-Центр, 2010. — 196с.

  13. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2004. — 232с.

  14. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика егопреподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 1998. — 334с.

  15. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. М.: «Дрофа», 2013. — 157с.

  16. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 2011. — 175с.

  17. Неменский Б. М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. — М.: «Просвещение», 2005. — 140с.

  18. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2008. — 270с.

  19. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. — М.: «Просвещение», 1982 — 158с.

  20. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2000. — 251с.

  21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие для студентов вузов.— М.: Аспект пресс, 2005 — 460с.

  22. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Книга. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2004. — 224с.

  23. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. М.: «Московские учебники», 1998. — 95с.

  24. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. М.: «Московские учебники», 1998. — 79с.

  25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декор. искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2008. — 365с.

  26. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд. — М.: «Академия», 2008. — 312с.

  27. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: «Академия», 2012. — 256с.

  28. Унковский А. А. Рисунки – наброски. Пособие для студ.-заочников художественно-графических факультетов пед. институтов. Ленинград: 1963. — 54с.

  29. Сайт: ARTYX.RU – http://artyx.ru/

http://festival.1september.ru/articles/639453/

  1. Сайт: Арт-поиск – http://www.artpoisk.info/

  2. Сайт: Библиотека изобразительных искусств Art.lib.ru – http://www.artlib.ru/

  3. Сайт: Библиотекарь.ру – http://www.bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm

  4. Сайт: Большая Советская Энциклопедия –

http://www.cyclopedia.ru/53/205/1931661.html

  1. Сайт: Журнал «Русское искусство» – http://www.rusiskusstvo.ru/

  2. Сайт: Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.lgb.ru/psi/shtml

  3. Сайт: Методсовет – http://metodsovet.su/

  4. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/

  5. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/node/215682

  6. Сайт: Социальная сеть работников образования «Наша сеть» – http://nsportal.ru/

  7. Сайт: Фестиваль педагогических идей – http://festival.1september.ru

  8. Сайт: Художникам.ру – http://hudozhnikam.ru/nauka_o_cvete/59.html

  9. Сайт: Энциклопедия искусств – http://www.artprojekt.ru/

Der Inhaltsangabe

E.R. Markowa

Thematisches Stillleben Im Unterricht der bildenden Kunst in der Schule.

Die vorliegende Diplomarbeit beschäftigt sich mit dem thematischen Stillleben im Rahmen des Unterrichts für die bildende Kunst einer Kunstschule. Der Fokus dieser Diplomarbeit liegt auf der didaktischen Literatur zu den Methoden des Unterrichtens des thematischen Stilllebens als Mittel zur Verarbeitung des Unterrichtinhaltes.

Im Laufe der Untersuchung und der Analyse wissenschaftlicher und didaktischer Literatur wurden zielgerichtete Beobachtungen der Kinder bei der praktischen Tätigkeit bezüglich der Ausführung durchgeführt. Als Ergebnis ließ sich die Verbesserung des Unterrichtens des thematischen Stilllebens im Falle der Nutzung zusätzlicher Unterrichtsaufgaben beobachten. Um dieses Ergebnis zu erzielen ist die vorherige Feststellung der Erfolgskriterien für die Ausführung der Aufgaben notwendig.

Es ist anzumerken, dass die Anwesenden im ersten Unterricht die vorgegebenen Aufgaben erfolgreicher abgeschlossen haben, als diejenigen, die sich damit im Rahmen des traditionellen Unterrichts beschäftigt haben. Die Altersspezifität wurde dabei allerdings berücksichtigt.

Somit lässt sich zusammenfassend sagen, dass die Nutzung der innovativen Unterrichtsmethoden bei der Unterrichtsvorbereitung sinnvoll ist.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Этапы работы над натюрмортом

Иллюстрация 1

Иллюстрация 2

Иллюстрация 3

Иллюстрация 4

Иллюстрация 5

Иллюстрация 6

Иллюстрация 7

Иллюстрация 8

Рисунок 9

Маркова Е. Р. Тональный эскиз, бум., карандаш

Рисунок 10

Маркова Е. Р. Тональный эскиз, бум., карандаш

Рисунок 11

Маркова Е. Р. Этюд, картон, акрил, гуашь

Рисунок 12

Маркова Е. Р. Этюд, картон, акрил, гуашь

Рисунок 13

Маркова Е. Р. Этюд, картон, акрил, гуашь

Рисунок 14

Маркова Е. Р. Этюд, картон, акрил, гуашь

Рисунок 15

Маркова Е. Р. Построение натюрморта, картон

Рисунок 16

Маркова Е. Р. Выполнение подмалевка, картон, акрил, гуашь

Рисунок 17

Маркова Е. Р. Проработка деталей изображения, картон, акрил, гуашь

Рисунок 18

Маркова Е. Р. Завершающий этап, картон, акрил, гуашь

Рисунок 19

Маркова Е. Р. Итоговая работа, картон, акрил, гуашь

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методические пособия к уроку

Вопросы к кроссворду на тему:

«Светотеневая моделировка»

  1. На уровне глаз зрителя лежит линия …

  2. Самое светлое место на предмете; лучи света падают под прямы углом.

  3. Место, куда не проникает свет.

  4. 3., принадлежащая самому предмету.

  5. Промежуточная часть между 2. и 3., где лучи света скользят по предмету.

  6. 3., отбрасываемая телом на окружающие предметы.

  7. Самое яркое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета.

  8. Цвет, характерный для данного предмета без изменений.

  9. Видимый в 3. отсвет от освещённых плоскостей, находящихся рядом.

Методическое пособие к уроку 20

Кроссворд

Последовательность в работе над рисунком натюрморта:

1) Составление натюрморта. Учебная постановка дает возможность для формирования элемента грамоты выполнения рисунка, для усвоения правил перспективы и конструкции поставленных предметов, светотени, моделирования формы предметов, взаиморасположение предметов.

2) Предварительный анализ постановки. Отбор и выделение главного, форэскиз (пространственное расположение композиции, пропорции, светотень).

3) Композиционное размещение изображения на листе. Расположение листа должно отвечать композиции натюрморта (горизонтально или вертикально). Легкая наметка предметов.

4) Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости. Выявление конструктивных особенностей формы, анализ условий освещения.

5) Тоновая организация рисунка. Выявление условий освещения посредством тона.

6) Детальная прорисовка формы предметов и передача материальности. Определение собственных и падающих теней, полутонов, бликов и рефлексов. Передача тоновых отношений адекватно натурной постановке.

7) Обобщение и целостность изображения. Подведение итогов работы над рисунком.

Методическое пособие к уроку 21

Раздаточный материал к уроку

Задание на тему: «Светотеневая моделировка»

Подпишите сноски

Методическое пособие к уроку 22

Рисунок 23

Презентация к уроку

Фотография 24

Постановка учебного натюрморта

Рисунок 25

Маркова Е.Р. Педагогический рисунок к уроку, бум., акварель

Рисунок 26

Методическое пособие к уроку. Шкала теплохолодности цветов

Рисунок 27

Методическое пособие к уроку. Шкала насыщенности цветов

Работы учащихся 1д класса на тему: «Натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме»

а) Работы учащихся, присутствовавших на уроке при объяснении нового материала с использованием дополнительных методических средств;

б) Работы учащихся, не присутствовавших на первом занятии при объяснении материала с использованием дополнительных методических средств.

Рисунок 28

а) Блинова Элина. Учебная работа, бум., акварель

Рисунок 29

б) Шеповаленко Анастасия. Учебная работа, бум., акварель

Рисунок 30

а) Кузовкова Валерия. Учебная работа, бум., акварель

Рисунок 31

б) Попова Анастасия. Учебная работа, бум., акварель

Просмотров работы: 18367