В настоящее время воспитание – одна из наиболее острых, сложных и во многом запущенных проблем современной жизни. Это проблемы воспитания добра, свободы, духовно-нравственного и культурно – национального общения, формирование гуманистических ценностей, воспитание межнациональной толерантности. В отсутствии таких принципов воспитания зачастую наблюдаются, рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций, проблема семейного воспитания. Все эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем и конфликтов. Одним из результатов этого стало разрушение связи поколений, формирование у младшего поколения пренебрежительного отношения к старшим, предъявление старшим своеобразного счета: «не так жили, не нажили богатств, не могут обеспечить наследникам сладкую жизнь». Воспитание адекватной самооценки своей личности,работа по воспитанию уважения к людям других национальностей,одна из актуальных задач в работе с молодежью.
Опыт показывает, что в школах, вузах наиболее важной стоит проблема трудового воспитания. К сожалению, в современных условиях трудовому воспитанию молодежи практически уделяется мало внимания. Труд как ценность, истинное значение труда в жизни человека в должной мере не разъясняются молодежи и не формируется установка у молодого поколения на достойное отношение к труду, уважение к человеку труда, добросовестную работу, организованность и самодисциплину в трудовой деятельности. Важной составляющей которого является формирование культуры учебного труда, без культуры труда качественного образования не достигнуть. Что касается воспитания, то сформированная культура учебного труда у молодежи явится необходимой основой для эффективной работы специалиста в конкретной профессии.
Обращаясь к данной проблеме, проблеме воспитания следует отметить, что в ее решении в центре внимания необходимо искать новые подходы, адекватные современным условиям, состоянию молодежного сознания, в котором не менее важным является личное участие в тех формах работы, которые потом предлагаются молодежи. Поэтому вся ответственность и нагрузка возлагается на педагога, педагога воспитателя и единственно разумный путь – начинать с педагогов, предлагать им новые формы профессионального общения и повышения квалификации.
Нельзя не согласиться с тем что многое изменилось с введением электронных технологий, постоянно увеличивающийся поток информации, введение новых образовательных программ, интернет-публикаций, и это привело не к прояснению ситуации с определением новых методов и форм воспитания, а к окончательному запутыванию ситуации и из-за частого и неосмысленного применения всех этих нововведений.
На основе изучения приоритетной направленности воспитания (на государство, общество, личность) выделяются следующие типы концепций [2, с. 241].
• Концепции социального воспитания, основанные на идеях системно – социального проектирования, где воспитание рассматривается как социальный процесс целенаправленных влияний на жизнедеятельность и поведение человека всех воспитательных институтов общества. Его основная цель – социализация, усвоение личностью социального опыта.
• Концепции, ориентированные на коллективное воспитание, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепление воспитательных систем.
• Личностно-ориентированные культурологические концепции, основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, гуманизации воспитания. Цель – воспитание человека культуры, гражданина, высоконравственной личности.
• Личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания, развитые на основе идей синергетического подхода. Воспитание рассматривается как процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания, осознанного выбора и принятия решений.
Таким образом, все существующие на сегодняшний день подходы и концепции отражают три направления воспитательного взаимодействия всех его участников:
– в воспитательной системе образовательного учреждения, где в совокупности функционируют все системы и направлены они на развитие каждого воспитанника;
– воспитательной системе учебной группы (класса), где реализуется вся активная деятельность и взаимодействие воспитанников;
– системе индивидуального развития и поддержки каждого воспитанника.
Все они ориентируют воспитание на формирование целостной личности, ядром которой являются Человек, Культура, Мир, Природа, Отечество, – личности человека, транслирующей культурные ценности.
Список использованной литературы:
Зеньковский В.В. Основные проблемы воспитания. Клин, 2002.
Миронова Т.Н. Общая характеристика концепций воспитания // Вестник Кемеровского государственного университета. Вып. № 1. 2010.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003.
3