ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Замятина Р.В. 1, Андреева Л.Д. 1
1Педагогический институт СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики и психологии. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада исемьи.

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. Дети из неполных семей часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, проживание в конфликтной семье, что, естественно, негативно сказывается на процессе и результате их социализации. Данные исследований свидетельствуют, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются, как правило, противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.

Семья может рассматриваться в качестве не полной не только по составу, но и по своим функциональным характеристикам. В частности, семьи, в которых родители по тем или иным причинам не выполняют свои социализирующие функции, а также семьи с неблагоприятной психологической атмосферой, могут рассматриваться в качестве неполных, поскольку имеют воспитательный потенциал, недостаточный для успешного социального развития ребенка. «Полнота» семьи в большей степени зависит не от фактического наличия обоих родителей, а от полноты выполнения ими родительских функций по воспитанию детей, подготовке их к жизни в обществе. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.

Целью экспериментальной работы является выявить влияние состава семьи на формирование психологической готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.

В эксперименте участвовало 10 дошкольников 6-7 лет, посещающие русскоязычную подготовительную группу в МБДОУ №56 «Пушинка» г. Якутска: 6 детей- из полных семей, 4-из неполных семей.

Нами было проведено три диагностики по выявлению психологической готовности детей: «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна- Йирасика, собеседование С.А. Банкова, «Психосоциальное развитие», графический диктант Д.Б. Эльконина.

Анализируя составленные по результатам всех методик сводные гистограммы мы выявили:

– высокий уровень психологической готовности наблюдается у 33% детей из полных семей, 25% из неполных семей;

– средний уровень выявлен у 67 % детей из полных семей, 50% составляют дети из не полных семей.

– низкий уровень психологической готовности выявлен 25 % детей из неполной семьи (см. диагр. 4).

Диаграмма 4

Уровни психологической готовности

Вывод: Из результатов исследования видно, что у детей из полной семьи преобладает средний результат психологической готовности, но частичный показатель диагностики детей из полных семей по результатам диагностики («Психосоциальный тест» А.С. Банокова), оказался ниже, чем у детей из неполных семей.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза: что уровень развития психологической готовности к обучению в школе выше у детей из полных семей, так как в неполной семье один родитель в силу своей занятости не может уделить должное внимание воспитанию ребенка,- подтвердилась частично. В дальнейшем требуется более скрупулёзное детальное исследование по данной теме. А также, необходимо социологическое исследование семей.

Использованная литература:

1. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. — М., МГУ, 1996. — 154 с.

2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. — М., МГУ, 2001. — 68 с.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., МГУ, 2006. — 128 с.

Просмотров работы: 490